Сущность, функции, формы планирования
Тема 4. МЕХАНИЗМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ)
4.1 Сущность, функции, формы планирования.
4.2 Принципы,этапы и методы планирования.
4.3 Стратегическое и текущее планирование.
4.4 Экономический анализ в планировании. Функции, принципы иметоды планирования.
4.5 Бизнес-план. Виды, содержание, методы разработки.
Процесс управления предприятием складывается из многихфункций. В их число входят планирование и прогнозирование; организация; координация и регулирование; учёт, контроль и анализ: активизация и стимулирование. Планирование выступает важнейшей функцией управления. Содержание планирования как функции управления состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития предприятия с учётом материальных источников его обеспечения и спроса рынка.
Выполнение функции планирования включает формирование обоснованного ответа на три вопроса: Где мы находимся в настоящее время? Куда мы хотим двигаться? Как мы собираемся это сделать?
Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путём разработки планов.
План - это документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нём отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения.
По содержанию и форме проявления различают следующие формы планирования и виды планов.
1. С точки зрения обязательности плановых заданий - директивное и индикативное планирование.
Директивное цитирование - представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования.
Индикативное планирование - наиболее распространённая во всём мире форма государственного планирования макроэкономического развития. Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер.
Индикативное и директивное планирование должно дополнять друг друга, быть органически увязанным.
2. В зависимости от срока, на который составляется план, и степе: детализации плановых расчётов принято различать долгосрочное (стратегическое), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.
Стратегическое планирование охватывает период более 5 лет, например: 10, 15 и 20 лет. Такие планы признаны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-техническое развитие.
Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим.
Краткосрочное (текущее) планирование заключается в определении промежуточных (краткосрочных) целей и задач. Горизонт планирования составляет 1 год.