Лекция 6. Научение у животных


Научение – есть появление адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретенного опыта (У.Торп).

Научение –процесс приобретения субъектом нового опыта, в результате которого субъект изменяет отношение к стимулам и изменяет свои ответные реакции на них.

По связи научения с интинктивной формой регуляции деятельности различают:

- облигатное научение;

- факультативное научение.

Облигатным называется такое научение, которое обязательно для всех особей данного вида, его результатом является образование видотипичной формы поведения, которое обеспечивает приспособление животного к эволюционно сложившимся условиям существования. От инстинктивной формы поведения оно отличается тем, что формируется в онтогенезе.

Дл формирования облигатного научения необходимы два условия:

1) готовность сенсорно-перцептивных механизмов и нервной системы к быстрому и устойчивому образованию связей между стимулом и ответной реакцией субъекта (животного), которая возникает в определенный период онтогенеза (сензитивный период);

2) наличие необходимого стимула и возможности осуществить необходимую реакцию.

В начале постнатального периода развития животного недопустима роскошь продолжительного научения. Уже на этой стадии проявляются элементы научения в врожденных формах поведения.

Примеры.

1.Привыкание у птенцов к часто повторяющимся биологически малозначащим стимулам. Птенцы куриных птиц, которые первоначально одинаково реагируют на каждый подвижный объект, появляющийся над ними, вскоре научаются распознавать безопасные объекты. Это происходит путем привыкания, после неоднократного притаивания в ответ на появление в поле зрения безобидного объекта (листа, певчей птицы и т.п.). Эта реакция ослабевает, и, наконец, исчезает, но только реакция на часто видимые объекты, а реакция на хищных птиц (которых они видят редко) остается, она основана на врожденном узнавании подвижного объекта в воздухе над головой. Ее называют реакцией затаивания. Таким образом, здесь имеет место дифференцированного врожденного узнавания путем приобретения раннего опыта.

2.Сходным образом ведут себя мальки рыб. Они первоначально уплывают от любого крупного объекта или тени (на основе врожденного узнавания), впоследствии они тоже перестают реагировать на безопасные объекты, но научаются распознавать отличительные признаки хищника путем наблюдения за поимкой и поеданием членов стаи.

3. Другой пример облигатного научения – достройка или изменение врожденного узнавания путем включения в работу новых органов чувств. Например, птенцы дрозда после вылупления реагируют на встряхивание гнезда вытягиванием шеи вверх и раскрытием клюва. При этом не имеет значения, каков источник раздражении. После того как у птенцов начинают функционировать органы зрения, такая же реакция начинает проявляться у них и на появление в поле зрении родительской особи, и только через несколько дней после этого птенцы учатся определять точное место приближающейся птицы и вытягивать шею в эту сторону.

4. Одной из важнейших сфер поведения, в которых облигатное научение имеет большое значение, является формирование пищевого поведения. Прежде всего путем облигатного научения животные учатся распознавать отличительные признаки кормовых объектов. Если предварительный контакт новорожденного животного со съедобным объектом отсутствует, то в дальнейшем распознавание пригодных к употреблению кормов будет затруднено. Кроме того, путем облигатного научения формируются приемы добычи пищи. К ним относятся двигательные реакции, которые связаны с поимкой, захватом, расчленением и поеданием пищи. Эти движения врожденные, однако без научения они проявляются в примитивном, несовершенном виде и должны достраиваться на основе индивидуального опыта. Например, у мангустов есть специфичное движение, которое позволяет им раскалывать яйца с твердой скорлупой при броске их под собственное тело. Это врожденное движение, любой мангуст практически сразу после рождения способен проделать его. Однако для того чтобы подобные стали синхронными и эффективными, должно пройти некоторое время обучения и тренировок. Совершенствование врожденных инстинктивных реакций у низших животных, которые не имеют игрового периода в онтогенезе, происходит целиком за счет облигатного научения. У высших же животных для такого развития поведенческих реакций есть особый период - поздний постнатальный (научение в процессе игр).

5. Облигатное научение как единственный способ совершенствования врожденного поведения характерен для беспозвоночных животных. Доказательством могут служить наблюдения этолога В.Г. Торпа и его сотрудников. Они установили, что если насекомое на личиночной стадии подвергнуть воздействию какого-либо запаха, то взрослое насекомое будет использовать этот запах как ориентир при поиске места, например, при откладке яиц. Однако при этом у насекомых сохраняется и таксис к нормальным запахам. Таким образом наблюдается сочетание хемотаксиса на основе врожденного узнавании (нормальные запахи) и хемотаксиса на основе облигатного научения (запах в экспериментальных условиях).

Таким образом, кроме врожденного узнавания, для поведения животных в раннем постнатальном периоде большое значение имеет облигатное научение, то есть все формы научения, которые являются для животного жизненно важными в естественных условиях. Облигатное обучение близко к врожденному узнаванию, так как тоже специфично для определенного вида, оно образует с врожденным узнаваем целостным комплекс.

Для облигатного научения характерна привязанность к определенным периодам онтогенеза. Такие периоды получили название чувствительных, или сенсибельных. Эти периоды как правило кратковременны. Особенно много чувствительных периодов в раннем постнатальном периоде, хотя некоторые из них приходятся на более поздние сроки развития поведения.

Факультативное научение. Включает в себя все формы индивидуального приспособления к конкретным условиям среды, в которых оказался данный субъект. Такие условия требуют индивидуального приспособления, учета таких особенностей которые невозможно предвидеть заранее и запрограммировать во врожденных механизмах поведения. Факультативное научение есть практически у всех животных, но его сложность и доля в регуляции деятельности в эволюции повышаются. Этот компонент поведения наиболее гибок, он помогает перестроить видотипичное поведение в конкретных условиях данной среды. При этом в отличие от облигатного, факультативное научение будет отличаться у разных особей одного вида.