Организационные отношения
Принята следующая классификация организационных отношений: структурные и процессорные.
К структурным относятся: воздействия, взаимодействия и противодействия.
К процессорным относятся: массовые и единичные, равенства и подчинения, зависимые и независимые, постоянные и случайные, последовательные и параллельные (то есть одновременное
воздействие на один объект нескольких), непрерывные и дискретные, межорганизационные и внутриорганизационные, экономические, политические, правовые и др.
Воздействие определяется как однонаправленное действие по передаче приказа, распоряжения, совета, просьбы от одного объекта (субъекта) управления к другому. Например, руководитель выдает работу исполнителю — это воздействие от субъекта к объекту; или мастер цеха просит главного инженера организации помочь ему — это воздействие от объекта к субъекту.
Взаимодействие — это положительное действие обратной связи (положительная реакция) со стороны человека (объекта управления) на воздействие.
Противодействие — это отрицательное действие обратной связи со стороны человека на воздействие. Общая типология организационных отношений приведена на рисунке 3.
Рисунок 3 — Типология организационных отношений
Общие черты для всех форм организации:
наличие по крайней мере, одного человека;
наличие хотя бы одной цели, направленной на удовлетворение потребностей или интересов человека или общества;
получение прибавочного продукта в различных формах (материальной, духовной, информационной).
Понятие организации, подчеркивающее ее единство и целостность (целевая общность людей, деятельность которых интегрирована и соответствующим образом упорядочена), в определенной мере совпадает с часто применяющимся понятием системы. Следует выяснить, в чем эти понятия совпадают и в чем их различие. Это будет темой нашей следующей лекции. Также мы рассмотрим эволюцию подходов к сущности и структуре организации.