Организационные отношения


Принята следующая классификация организаци­онных отношений: структурные и процессорные.

К структурным относятся: воздействия, взаимодействия и противодействия.

К процессорным относятся: массовые и единичные, равенства и подчинения, зависимые и независимые, постоянные и случайные, последовательные и параллельные (то есть одновременное
воздействие на один объект нескольких), непрерывные и дискретные, межорганизационные и внутриорганизационные, экономические, политические, правовые и др.

Воздействие определяется как однонаправленное действие по передаче приказа, распоряжения, совета, просьбы от одного объ­екта (субъекта) управления к другому. Например, руководитель выдает работу исполнителю — это воздействие от субъекта к объ­екту; или мастер цеха просит главного инженера организации по­мочь ему — это воздействие от объекта к субъекту.

Взаимодействие — это положительное действие обратной связи (положительная реакция) со стороны человека (объекта управления) на воздействие.

Противодействие — это отрицательное действие обратной связи со стороны человека на воздействие. Общая типология организационных отношений приведена на рисунке 3.

 

Рисунок 3 — Типология организационных отношений

Общие черты для всех форм организации:

­ наличие по крайней мере, одного человека;

­ наличие хотя бы одной цели, направленной на удовлетворение потребностей или интересов человека или общества;

­ получение прибавочного продукта в различных формах (материальной, духовной, информационной).

Понятие организации, подчеркивающее ее единство и целостность (целевая общность людей, деятельность которых интегрирована и соответствующим образом упорядочена), в определенной мере совпадает с часто применяющимся понятием системы. Следует выяснить, в чем эти понятия совпадают и в чем их различие. Это будет темой нашей следующей лекции. Также мы рассмотрим эволюцию подходов к сущности и структуре организации.