Разработка антикризисной стратегии организации


18.1.

Тезисы

Антикризисные стратегии

18.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите факторы, определяющие состояние организации в отрасли.

2. Чем характеризуются компании-лидеры отрасли?

3. Какие действия обычно предпринимают компании-лидеры отрасли?

4. За счет чего компании-лидеры отрасли добиваются успеха?

5. Перечислите стратегии, используемые компаниями-преследователями.

6. Прокомментируйте стратегии, используемые компаниями-преследователями.

7. Чем сопровождается использование стратегии последнего тайма?

8. Какова цель ликвидационной стратегии слабой компании?

Литература

1. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2006.

2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2004.

 

Какие существуют этапы разработки антикризисной стратегии? Какие особенности стратегического анализа внешней среды в период спада? Как определить причины и признаки кризиса в организации? Как провести анализ факторов, определяющих выбор антикризисной стратегии? В чем особенность стратегического планирования в период кризиса? Какие маркетинговые стратегии наиболее распространены в антикризисном управлении?

Антикризисные стратегии — это стратегии, оптимизирующие поведение корпораций в условиях спада в отрасли, устойчивого снижения основных финансовых показателей деятельности корпорации и угрозы банкротства. Они включают комплекс мер в области планирования, управления персоналом, финансов, взаимоотношений с группами поддержки, а также юридических и других мероприятий с целью обезопасить фирму от угрозы банкротства или существенного спада и создать условия для поворота к оздоровлению корпорации. Спад в производственных, финансовых и других важных показателях, определяющих эффективность действия фирмы на рынке, носит закономерный, детерминированный характер. Его причины можно исследовать и сделать соответствующие коррективы в области поведения, смягчающей последствия спада.

Главное внимание при разработке антикризисных стратегий уделяется проблемам выхода из кризиса, непосредственно связанным с устранением причин, способствующих его возникновению. Анализируются внешняя и внутренняя среда бизнеса, выделяются те компоненты, которые имеют значение для организации, осуществляются сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и на основе оценки реального положения предприятия выясняются причины кризисного состояния.

Стратегия антикризисного управления позволяет установить, каким образом предприятие может противостоять изменениям внешней среды (возникающим часто, нерегулярно и практически непредсказуемо), с помощью каких предварительных мер можно сохранить свою жизнеспособность и достигнуть намеченных целей.

Стратегия антикризисного управления охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области существующей стратегии, производственных процессов, структуры и культуры любой социально-экономической системы, включая частные и государственные предприятия.

Точная, комплексная, своевременная диагностика состояния предприятия и внешней среды — это первый этап разработки стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия.

Стратегическое антикризисное планирование — второй этап разработки антикризисной стратегии, включающий в себя корректировку миссиии системы целей предприятия.

Формулирование стратегических альтернатив выхода предприятия из экономического кризиса и выбор стратегии — третий этап антикризисного стратегического планирования.