Основные теории социального неравенства


 

Структурно-функционалистская школа. Акцент здесь делался на том, что историческая миссия стратификации состоит в поддержании функционирования общества путем обеспечения мотивации и вознаграждений членов общества. Другими словами, стратификация функционирует как своеобразная система кнута и пряника.

Конфликтологическое направление. Представлено, прежде всего, в марксизме.

По суждениям Маркса, класс – это общность людей, находящаяся в прямом отношении к средствам производства. Он выделял в обществе на разных этапах эксплуатирующие и эксплуатируемые классы. Стратификация общества по Марксу одномерна, связана только с классами, так как ее главным основанием служит экономическое положение, а все остальные (права, привилегии, власть, влияние) вписываются в «прокрустово ложе» экономического положения, совмещаются с ним.

Попыткой преодоления функциональной и конфликтологической парадигм в понимании структуры общества можно назвать теорию М. Вебера. Он определил классы как группы людей, имеющих сходную позицию в рыночной экономике, получающих сходное экономическое вознаграждение и располагающих сходными жизненными шансами. Классовые разделения проистекают не только от контроля за средствами производства, но и от экономических различий, не связанных с собственностью. Такие источники включают в себя профессиональное мастерство, редкую специальность, высокую квалификацию, владение интеллектуальной собственностью и проч. Вебер дал не только классовую стратификацию, считая ее лишь частью структурирования, необходимого для сложного по устройству капиталистического общества. Он предложил трехмерное деление: если экономические различия (по богатству) порождают классовую стратификацию, то духовные (по престижу) – статусную, а политические (по доступу к власти) - партийную. В первом случае речь идет о жизненных шансах социальных слоев, во втором – об образе и стиле их жизни, в третьем – о владении властью и влиянии на нее. Большинство социологов считает веберовскую схему более гибкой и соответствующей современному обществу.

Средний класс и проблема его формирования в России.Средний класс занимает промежуточное положение между полюсами социальной иерархии. Он характеризуется уровнем доходов, социальным статусом, характером потребления, уровнем образования, стилем жизни, фундаментальными ценностями. На основании различных признаков этот класс, в свою очередь, также дифференцирован по образованию, роду занятий, доходу, культуре и т.д. Средний класс играет стабилизирующую роль в обществе – чем он больше, тем надежнее нейтрализует крайности противоположных сил. Относительно существования среднего класса в России имеются разноречивые мнения: нет среднего класса в западном понимании, средний класс есть. Э. Гидденс выделяет следующие группы внутри среднего класса: а) «старый средний класс» (фермеры, собственники небольшого бизнеса); б) «новый средний класс» (менеджеры, высокооплачиваемые специалисты с высшим образованием); в) низший средний класс (учителя, служащие).