I. Понятие государственного управления


Нормативные источники

Конституция Украины: Принята на V сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г. // Ведомости Верховной Рады Ук­раины. — 1996. — № 30. — Ст.141.

О местном самоуправлении в Украине: Закон Украины от 21 мая 1997 г. // Ведомости Верховной Рады Украины. — 1997. — № 24. — Ст. 170.

Об органах самоорганизации населения: Закон Украины от 11 июля 2001 г. // Ведомости Верховной Рады Украины. — 2001. — № 48. — Ст.254.

 


РАЗДЕЛ III. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Государственное управление составляет предмет административного права - отрасли права, призванной регулировать общее! венные отношения, складывающиеся, главным образом, в сфере деятельности государственной исполнительной власти, т.е. отношения управленческого характера. Термин "управление" используется различными отраслями человеческого знания. И кибернетике, например, под управлением понимается целенаправленное воздействие управляющей системы на управляемую с целью упорядочения последней, -т.е. обеспечения ее функционирования в должном порядке.

Государственное управление является частью социального
управления людьми и их коллективами со стороны государственных
органов. Все органы государственной власти (законодательной,
исполнительной, судебной) оказывают определенное управляющее

воздействие. В этом смысле говорят об управлении государством регулирующей деятельности государства в целом. Такое управление еще называют государственным управлением в "широком" смысле. Государственное же управление в "узком" (или собственном) смысле осуществляется органами государственной исполнителей власти. Именно оно составляет предмет административного права.

Государственное управление характеризуется рядом специфических
признаков, определяющих его сущность. Оно имеет общегосударственный
характер, т.е. охватывает всё стороны жизни общества; исполнительная деятельность осуществляется на основе закона, поэтому называется подзаконной; объектами этой деятельности являются отрасли экономики, социально-культурного и административно-политического строительства; в процессе указанной деятельности организуются отношения между людьми и их коллективами, т.е. она имеет организующее содержание; осуществляется управленческая деятельность повседневно и непрерывно; имеет юридически-властный или распорядительный характер. Последнее наиболее ярко отражает специфику государственного управления. Каждый орган управления наделяется государством определенным объемом распорядительных прав с помощью которых достигаются цели исполнительной деятельности. Именно поэтому органы государственного управления называют исполнительно-распорядительными, а осуществляемую ими деятельность исполнительно-распорядительной.

Таким образом, государственное управление в Украине - что подзаконная, юридически-властная, организующая деятельность особой группы органов государства, состоящая в практическом исполнении законов в процессе повседневного руководства, хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.