НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ


Два уровня коммуникации

       
 
   
 

 


содержательный УРОВЕНЬ

               
   
 
   
 
   
 

 


контекстуальный

УРОВЕНЬ


55 % наших отношений и чувств выражается через невербальные (неречевые) сообщения, такие как наш внешний вид, поза и жесты; 38% - через тон нашего голоса; 7% - через слова, которые мы выбираем. Что же влияет больше? Что мы говорим (7%) или как мы это делаем (93%) ?

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:

1. создавать и поддерживать психологический контакт, регулировать процесс общения;

2. придавать новые смысловые оттенки словесному тексту, направлять истолкование слов в нужную сторону;

3. выражать эмоции, оценки, принятую роль, смысл ситуации.

 

Невербальные средства тонко скоординированы как между собой, так и со словами. Совокупность этих средств можно сравнить с оркестром, а слово - с солистом на фоне оркестра.

 

Проверьте, на все ли невербальные средства Вы обращаете внимание при общении:

1.Визуальные:

- движение рук, головы, ног, туловища; походка

- выражение лица, выражение глаз

- позы: осанка, посадка головы

- направление взгляда, визуальный контакт

- кожные реакции: покраснение, побледнение, потение

- расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство

- вспомогательные средства общения:

* подчеркивание или скрытие особенностей телосложения

(признаков пола, возраста, расы)

* средства преобразования природного телосложения: одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода.

2.Акустические:

- связанные с речью: громкость, тембр, темп, ритм, высота звука, речевые паузы

- не связанные с речью: смех, плач, вздохи, кашель, хлюпанье

3.Контактные:

- прямое физическое воздействие: ведение за руку, контактный танец, борьба

- прикосновение, пожатие руки, объятие, поцелуй

4.Запахи:

- приятные и неприятные запахи окружающей среды

- естественные и искусственные запахи человека

 

На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества: невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный язык.