НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
Два уровня коммуникации
![]() | |||
![]() | |||
содержательный УРОВЕНЬ
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | ![]() | ||||||
контекстуальный
УРОВЕНЬ
55 % наших отношений и чувств выражается через невербальные (неречевые) сообщения, такие как наш внешний вид, поза и жесты; 38% - через тон нашего голоса; 7% - через слова, которые мы выбираем. Что же влияет больше? Что мы говорим (7%) или как мы это делаем (93%) ?
Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:
1. создавать и поддерживать психологический контакт, регулировать процесс общения;
2. придавать новые смысловые оттенки словесному тексту, направлять истолкование слов в нужную сторону;
3. выражать эмоции, оценки, принятую роль, смысл ситуации.
Невербальные средства тонко скоординированы как между собой, так и со словами. Совокупность этих средств можно сравнить с оркестром, а слово - с солистом на фоне оркестра.
Проверьте, на все ли невербальные средства Вы обращаете внимание при общении:
1.Визуальные:
- движение рук, головы, ног, туловища; походка
- выражение лица, выражение глаз
- позы: осанка, посадка головы
- направление взгляда, визуальный контакт
- кожные реакции: покраснение, побледнение, потение
- расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство
- вспомогательные средства общения:
* подчеркивание или скрытие особенностей телосложения
(признаков пола, возраста, расы)
* средства преобразования природного телосложения: одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода.
2.Акустические:
- связанные с речью: громкость, тембр, темп, ритм, высота звука, речевые паузы
- не связанные с речью: смех, плач, вздохи, кашель, хлюпанье
3.Контактные:
- прямое физическое воздействие: ведение за руку, контактный танец, борьба
- прикосновение, пожатие руки, объятие, поцелуй
4.Запахи:
- приятные и неприятные запахи окружающей среды
- естественные и искусственные запахи человека
На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества: невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный язык.