Метод мозговой атаки


Вторым распространенным методом проведения экспертиз является метод мозговой атаки, Этот метод, известный также под названием «мозговой штурм», «конференция идей», был предложен американским ученым А. Осборном в 1955 г.-

Основная направленность метода — выявление новых идей и реше­ний. Для этой цели организаторы экспертизы создают атмосферу, наиболее благоприятствующую генерированию идей (благожелательности, поддерж­ки), освобождающую эксперта от излишней скованности. Обсуждаемая проблема должна быть четко сформулирована.

Метод мозговой атаки характерен открытым высказыванием мнений специалистов (на специальном заседании) по решению конкретной задачи. При этом должны соблюдаться два условия: во-первых, запрещается критика чужих суждений; во-вторых, предполагается высказывать любые идеи по решению данного вопроса без учета их сиюминутной ценности или возможности реализации. Все высказанные идеи фиксируются и после обсуждения детально прорабатываются. При этом выявляются рацио­нальные моменты в каждом из высказанных предположений и на основе их обобщения формулируются решения. Достоинством метода мозговой атаки является возможность принятия решения за сравнительно короткое время.

При реализации метода мозговой атаки может применяться принцип Парето. После регистрации идей из всей их совокупности каждым экспер­том отбирается 20% идей, с их точки зрения заслуживающих наибольше­го внимания. Данный выбор также фиксируется. Далее из их состава отби­раются те, которые получили наибольшее количество очков.

В методе мозговой атаки существенная роль принадлежит организа­тору, проводившему экспертизу. Он знает о конечной цели экспертизы, направляя дискуссию в соответствующее русло, но если руководитель выделит лишь перспективные с его точки зрения идеи, результат экспер­тизы окажется менее значительным.

Применение этого метода устраняет эффект конформизма, т.е. при­способленчества, позволяет получить продуктивные результаты за корот­кое время, вовлечь всех экспертов в активный творческий процесс.

Наилучшие результаты метода мозговой атаки достигаются при раз­работке новой продукции, совершенствовании выпускаемой продукции и существующих способов работы, при содействии маркетингу и прода­жам, улучшении технических конструкций, а также при построении дере­ва целей.

Метод мозгового штурма основан на следующих принципах.

1. В решении поставленной задачи участвуют две группы людей:
генераторы идеи и эксперты. Генераторы идеи объединяют людей с творческим мышлением, с фантазией и со знаниями науки, техники и экономики. Эксперты — это обычно люди с большим объемом знаний и критическим складом ума. Эксперты играют роль аналитиков.

2. При генерировании никаких ограничений не должно быть. Высказываются любые идеи, в том числе явно ошибочные, шутливые, без всякого доказательства и технико-экономического обоснования. Высказанные идеи обычно фиксируются в протоколе, в компьютере, на диктофоне и т.п. Таким образом, основа метода — это отделение процесса интегрирования идей от процесса их оценки.

3. Философская основа метода мозгового штурма—теория 3. Фрейда
(1856—1939), согласно которой сознание человека представляет собой
топкое и непрочное наслоение над подсознанием. В обычных условиях
мышление и поведение человека определяются в основном сознанием,
в котором властвуют контроль и порядок: сознание «запрограммировано»
привычными представлениями н запретами. Но сквозь тонкую корку сознания то и дело прорываются темные стихийные силы и инстинкты, бушующиев подсознании. Эти силы толкают человека на нелогичные поступ­ки, нарушение запретов, на всякие иррациональные мысли. Изобретателю приходится преодолевать всякую психологическую закомплексованность и запреты, обусловленные привычными представлениями о возможном и невозможном.

Основное достоинство метода мозговой атаки—в запрете на критику. Но запрет на критику — это одновременно и слабость метода. Для развития идеи необходимо выявить ее недостатки. А для этого нужна критика данной идеи.

Весь процесс «атаки» можно разделить на шесть этапов.

1. Формируется группа экспертов. Обычно ее численность составляет 10—15 человек. Состав группы предполагает их целенаправленный подбор: а) из лиц примерно одного ранга, если участники знают друг друга; б) из лиц разного ранга, если участники незнакомы друг с другом (в этом случае каждому участнику присваивают номер и в последующем обращаются по номеру); в) в группу могут включаться специалисты из других областей знаний, обладающие высоким уровнем эрудиции и понимающие смысл проблемной ситуации.

2. Составляется проблемная записка. Для подготовки записки предварительно формируется группа анализа проблемной ситуации. Записка
может содержать следующие сведения: состав причин возникновения проблемной ситуации, анализ причин и возможные последствия проблемной
ситуации, анализ мирового опыта разрешения подобных проблем (если он
имеется), классификация (систематизация) возможных путей разрешения
проблемной ситуации, формулировка проблемной ситуации в виде центрального вопроса с иерархией подвопросов.

3. Генерация идей. Ведущий раскрывает содержание проблемной
записки, напоминает участникам мозговой атаки о следующем: а) высказы­вания должны быть четкими и сжатыми; б) скептические замечания и кри­тика предыдущих выступлений запрещается; в) каждый участник может
выступать многократно, но не подряд; г) не разрешается зачитывать под­
ряд список идей, подготовленных участником заблаговременно.

Одна из главных задач ведущего — пробудить психическую воспри­имчивость участников, их волю к целеустремленному мышлению. Актив­ная работа ведущего предполагается лишь в начале «штурма». Достаточно скоро возбуждение участников достигает критической точки и выдвиже­ние новых идей приобретает спонтанный характер. После этого роль веду­щего сводится к следующему: а) концентрировать внимание участников на проблемной ситуации; б) не объявлять, не осуждать и не прекращать исследование ни одной идеи; в) поддерживать и поощрять участников, кто в этом нуждается; г) создавать непринужденную обстановку, способ­ствуя этим активной работе экспертов.

Продолжительность штурма может составлять 20—60 мин (в зави­симости от активности участников). Высказываемые идеи желательно фиксировать, чтобы не забыть и иметь возможность их затем системати­зировать.

4. Систематизация идей, высказанных на третьем этапе (генерации). Эта работа возлагается на группу анализа проблемной ситуации. На дан­ном этапе: а) составляется номенклатурный перечень всех высказанных идей; б) выявляются дублирующие и дополнительные идеи, затем они объединяются с основной идеей; в) выделяются признаки, по которым могут объединяться идеи; г) идеи объединяются в группы согласно выде­ленным признакам; д) составляется перечень идей по группам; в каждой группе идеи записываются по правилу от общих к частным.

5. Деструирование (разрушение) систематизированных идей. Каж­дая из систематизированных идей изучается на возможность ее осуществ­ления. Участники штурма выдвигают доводы, опровергающие система-газированную идею. В процессе разрушения может объявиться контридея. Процесс разрушения ведется до тех пор, пока каждая систематизирован­ная идея не подвергнется критике.

6. Оценка критических замечаний и составление списка практически применимых идей. На данном этапе составляется сводная таблица. Первая графа таблицы—этапы систематизации идей, вторая —критические замеча-ния, опровергающие идеи, третья - показатели практической примени- мости идей, четвертая — контридеи.

Затем оценивается каждое критическое замечание и контридея:

а) вычеркивается из таблицы, если опровергается хотя бы одним показа­телем практической применимости; б) не вычеркивается, если не опровергается ни одним показателем.

Составляется окончательный список идей. В список переносятся только те идеи, которые не опровергнуты критическими замечаниями или контридеями.

К методу мозговой атаки часто прибегают при разработке дерева це­лей. С помощью экспертов получают само дерево, а также коэффициент относительной важности целей .

Мозговая атака может иметь различные модификации. При решении
проблем численность людей как генераторов, так и экспертов, обычно
не превышает шести человек, продолжительность штурма не более 20 мин.
Атака идеи может быть осуществлена в письменной форме, она может
быть индивидуальной, парной (обсуждение одной идеи двумя эксперта­
ми), может быть двойной (обсуждение идеи производится в два этапа)
и поэтапной (обсуждение идеи производится по этапам, например последовательно обсуждается постановка проблемы, ее решение, материализа­ция идеи, внедрение в практику).

Возможна и обратная атака. Она означает, что участники ищут недо­статки какого-либо нового продукта или операции, устраняют их и выдвигают новые задачи.

Метод «Паттерн»

Метод «Паттерн» позволяет анализировать и ранжировать по степени важности сведения в любой области деятельности таким образом, чтобы можно было представить сложное и взаимное соотношение постоянных и переменных факторов,на которых основываются принимаемые решения.

Инициатором создания метода «Паттерн» считают вице-президента организации «Хокиуэлл» Ч. Дэвиса (1963). Перед Дэвисом стояла задача расширения рынка сбыта военно-космической продукции. Принципы, заложенные в основу метода «Паттерн», имели значительно более широкий смысл, чем анализ деятельности той или иной организации в вопросах принятия решений для определения перспективы военного производства в США.

Иерархическая модель метода «Паттерн» строится исходя из принци­пов

дедуктивной логики путем деления проблем на подпроблемы. Ее раз­работчики ввели «информационный принцип» для оценки всех элементов дерева целей, т.е. учитывали только те факторы и данные, которые требо­вали внимания руководителей, принимающих решения.

Разработка иерархического дерева целей по методу «Паттерн»

начинается с составления сценария. Сценарий устанавливает соотноше­ние целей в общем их наборе путем группового экспертного анализа науки и техники.

Дерево целей для оценки относительной важности всех входящих в

метод «Паттерн» элементов строится сверху вниз исходя из сценария, поэтапно, уровень за уровнем, так, чтобы мероприятия последующего уровня обеспечивали задачи предыдущего.

Главным преимуществом информационного обеспечения метода

«Паттерн» является возможность количественной оценки всех элементов, вхо­дящих в дерево целей, в виде «весов», т.е. коэффициентов их относитель­ной важности. В общем виде значения тех или иных мероприятий, заданий и задач присутствуют в сценарии.

Процедура присвоения коэффициентов относительной важности заклю­чается в следующем. Специалистам выдается сценарий для его основа­тельного изучения и бланк для установления коэффициентов. Эксперты должны определить относительную важность указанных на бланке меро-приятий и выразить ее в долях единицы. Участники имеют право коллек­тивно обсуждать сценарий и критерии, но коэффициенты проставляют самостоятельно. Они также могут менять бланк, если его форма не учитывает все важные, по их мнению,критерии.

Присвоение коэффициентов проводится в несколько туров. После

получения результатов первого тура подсчитывают средние значения коэф­фициентов и оставляют мнения тех специалистов, коэффициенты кото­рых значительно отличаются от средних.

Затем проводится второй тур. Он начинается с сообщения о полученных результатах и дисперсии коэффициентов. Затем слово предоставляется специалистам, проставившим коэффициенты, значительно отличающиеся от средних. Специалист должен объяснить причину, по которой данный коэффициент, по его мнению, должен иметь такое значение. Цель объясне­ния не в том, чтобы «перетянуть» на свою сторону других, а в том, чтобы обеспечить глубину понимания задачи всеми участниками.