Родоначальники кино


2.10.2012

Лекции

Киноязык: система средств для передачи смысла кино.

Важна форма – не только то, что говорится, а то, как это говорится. Средства для передачи смысла.

Кто передает смысл? Автор, т.е. тот, кто принимает решения. В США продюсер (как правило), в Европе – режиссер (авторское кино). В России преобладает европейский подход, стремится к США. В авторском кино режиссер обычно автор (соавтор) сценария. В продюсерском режиссер выполняет заказ, ставит мизансцены, вводит элементы психологии.

 

Система передачи смысла состоит из:

1. Повествовательный аспект: история и все, что с ней связано — герои, характеры, сюжет, композиция, конфликт (история). Работа с актерами (происходит от театра, где главное — драматургия и актеры; Шекспир писал, ставил и играл).

2. Изобразительный аспект: свет, цвет, линии, формы, фигуры, объем, и т.д.

3. Временной аспект: протяженность создается за счет монтажа, основа темпоритма – звук.

 

Последовательность: идея — история — сценарий.

(Кшиштоф Занусси, фильм «Жизнь как болезнь, передающаяся половым путем».)

 

Идея: любовь это болезнь.

 

История: мальчик 14 лет, в 80-е влюбляется в одноклассницу, решается признаться, долго собирается. Девочка занимается в продленке. Мальчик ждет ее, она выходит, страх мешает ему признаться, у него нервный срыв, обморок. Девочка пожимает плечами и уходит.

 

Сценарий.

 

Реализация. Изобразительное решение — свет, цвет, движение камеры, костюмы. Каждому замыслу соответствует свой стиль. Раскадровка.

 

Подбор актеров. С детьми сложно работать на формальном уровне. Ребенка можно застращать, можно подружиться с ним. Важна эмоциональная память – актер показывает эмоцию, которую он уже испытал.

 

Свет — подчеркнуть элементы истории при помощи света. Теплый свет — лампы накаливания, интерьерный свет, желтоватый, красно-оранжевый. Холодный свет — белый, особенно — голубоватый. Психология восприятия: то, как человек воспринимает реальность. Эйзенштейн понимал кино, как пропаганду. Кино — диктаторский вид искусства, предполагающий манипуляцию. Свет может полностью изменить смысл.

Контрапункт — когда мы делаем все наоборот, на противопоставлении.

Неореализм. Новая волна. Эйзенштейн — выразительность, неореализм. Реализм — чтобы цвет соответствовал обстановке.

 

Цвет.

 

Движение камеры.

 

Ракурс. Нижний, верхний, заваленный.

 

Монтаж. Темп может быть одинаковым или меняться. Клиповый монтаж — рваный, быстрая нарезка. Метрический монтаж, ускорение — 3, 1,5, 0,75 с., монтажный взрыв, пауза. Параллельный монтаж — пока он собирается, она на дискотеке и т.п. Ассоциативный монтаж — синие чернила, синее море, синий кораблик тонет.

 

Звук. В музыке важен референс — на что это похоже.

 

Цветокоррекция.

Театр — режиссер, литература —сценарий и фотография (живопись) — композиция

История и актеры

Музыка – темп и ритм.

Главная особенность кино — движение (24 кадрика в секунду).

Предшественники – чудо-блокнот, волшебный фонарь. Все они были плоскостные.

 

Эдвард Мэйбридж: серийная фотография (спор про галоп).

Этьен Жюль Морель, энтомолог: серийный фотоаппарат.

Томас Альва Эдисон: фонограф, киноаппарат — кинетограф и кинетоскоп. Киностудия «Черная Мария» — за год до Люмьеров. Индивидуальный просмотр. Главное открытие Эдисона – движение. Аппарат весил 250 кг. 14.04.1894 года – открыты будки для индивидуального кинопросмотра.

Петля Латэма позволила склеивать пленку (до этого все фильмы были 50-секундные).

 

Кино рассматривалось, как балаганное развлечение (как современный 5D-кинематограф). «Змеиный танец» Эдисона – пример работы с киноязыком. Кинематографичность — когда движение, зафиксированное на экране, интересно с точки зрения языка кино.

 

Звук — 1927 (1929)

Цвет — 1935 (60-е, в США раньше).

Но первые фильмы были звуковые и цветные — раскрашивание, светофильтры. И даже объемным.

 

Пути выражение — необычные движения, кажущиеся естественными. Боевые движения кинематографичны. В «Комическом боксе» — рапид (возможно, случайно). Но Эдисон не пытался рассказывать истории, сюжеты не доведены до конца (есть зачатки завязки и конфликта).

 

Музыкальное сопровождение импровизировалось.

 

Отец кино: Дэвид Уорк Гриффит – «Нетерпимость».