Четвертый этап: определение конкретных мер, позволяющих влиять на положение дел.


С учетом совокупности всех факторов обстановки на данном этапе аналитической работы командир определяет конкретные задачи подчиненным по каждому направлению деятельности. Каждая задача формулируется по следующей схеме: к какому сроку, кому, что сделать, порядок доклада о выполнении задач и порядок осуществления контроля.

 

Для подведения итогов разрабатываются:

Ø план подведения итогов (для батальона);

Ø доклад командира (для роты);

Ø наглядные материалы (таблицы, схемы, графики);

Ø содоклады других лиц.

Подготовка к подведению итогов боевой подготовки и результатов деятельности по другим направлениям должна быть организована тщательным образом.

За подготовку и организацию подведения итогов отвечает командир (в батальоне - начальник штаба)

Материалы на подведение итогов, место проведения должны быть готовы заранее.

На подведение итогов привлекается весь личный состав, за исключением находящихся в наряде, командировках, отпусках, больных

План подведения итогов, доклад, наглядные материалы разрабатываются лицами, ответственными за подготовку и организацию подведения итогов (содоклад готовит содокладчик, но с обязательным представлением лицу, готовящему доклад).

Доклад командира на подведение итогов может состоять из следующих разделов:

 
 

 

 


Ø Состояние боевой готовности:анализируется выполнение плановых мероприятий по поддержанию боевой готовности.

Ø Состояние боевого дежурства:анализируется организация боевого дежурства, несение дежурства дежурными сменами ( должностными лицами), осуществление руководства и контроля выполнения боевой задачи.

Ø Уровень боевой подготовки:анализируется уровень подготовки подразделений по результатам действий на учениях или занятиях, качество организации и ход боевой подготовки, задачи, решаемые подразделением по вопросам боевой подготовки, внедрение передовой методики и новых форм обучения личного состава, уровень подготовки офицеров. прапорщиков сержантов, повседневная практическая деятельность.

Ø Уровень практической деятельности в повседневной жизни:анализируется соответствие планирования всех видов повседневной деятельности требованиям руководящих документов; уровень организации контроля, полноты и качества его проведения; способность учебно-материальной базы обеспечить выполнение программы боевой подготовки; действенность мер по повышению классной квалификации военнослужащих, развитию физкультуры и спорта, внедрению здорового образа жизни воинских коллективов ;соответствие исполнительской дисциплины требованиям руководящих документов; знание должностными лицами своих функциональных обязанностей; правильность ведения учета личного состава, вооружения и военной техники, боеприпасов, имущества и материальных средств; организация работы по предупреждению порчи имущества, обеспечению сохранности оружия ,боеприпасов и других материальных средств; своевременность и объективность подведения итогов.

Ø Состояние службы войск:анализируется выполнение требований общевоинских уставов и безопасности военной службы, распорядка дня (регламента служебного времени);правильность разработки и ведения служебной документации, оборудование мест несения службы; правильность организации подбора личного состава , его подготовка к несению службы ;обеспеченность сохранности оружия и боеприпасов, материальных средств; качество выполнения обязанностей лицами наряда; соответствие пропускного режима предъявляемым требованиям; осуществление повседневного контроля несения службы.

Ø Морально-психологическое состояние личного состава и состояние воинской дисциплины:анализируется по параметрам, изложенным в правовых актах Министерства обороны Республики Беларусь (постановление №1 МО РБ от 3.01.02 г.) приказах и директивах командующих. Анализируются основные выводы из оценки морально-психологического состояния подразделения на основании оценок каждого из 12 параметров оценки (о чем свидетельствуют полученные результаты, задачи командиров в этой связи);сравнительная количественная характеристика преступности и грубых дисциплинарных проступков, их динамика, качественная характеристика; характеристика личностей, совершивших преступления и грубые дисциплинарные проступки и условия обстановки (место, время года, суток, день недели, в сговоре или нет и т.п.); причины имевших место правонарушений и задачи по их устранению.

Ø Состояние вооружения и военной техники: анализируется по параметрам, изложенным в правовых актах Министерства обороны Республики Беларусь, приказах и директивах командующих. Анализируется парковая служба; состояние противопожарной охраны; состояние эксплуатации вооружения и военной техники, ее ремонта, хранения и сбережения; соблюдение мер безопасности в парке; причины нарушения правил дорожного движения, аварий, поломок.

Ø Внутренний порядок и состояние работы по обеспечению личного состава необходимыми видами довольствия: анализируется по параметрам, изложенным в правовых актах Министерства обороны Республики Беларусь, приказах и директивах командующих. Анализируется работа старшины подразделения; доведение до военнослужащих всех видов довольствия; состояние материальных средств подразделения; поддержание уставного порядка; правильность содержания и эксплуатации помещений для подразделения.

Рекомендуемая схема выступления командира подразделения на подведение итогов по каждому направлению:

· Всесторонний анализ положения дел (достигнутые результаты, причины недостатков).

· Лучшие (худшие) подразделения.

· Лучшие (худшие) военнослужащие.

· Места, занятые подразделениями по данному направлению.

· Постановка конкретных задач.

После выступления по направлениям деятельности командир подразделения определяет главные задачи на следующий отчетный период, осуществляет поощрение лучших военнослужащих (при необходимости наказывает, но по категориям).

Далее командир подразделения подводит итоги по категориям, последовательно удаляя из помещения солдат, сержантов, прапорщиков.

При подведении итогов по категориям командир дает персональную оценку работы каждого должностного лица в отчетный период. Кроме того, анализирует и оценивает:

· личную дисциплинированность, примерность подчиненных командиров и начальников в выполнении своих функциональных обязанностей;

· положение дел в подразделении;

· конкретные недостатки в работе подчиненных командиров и начальников;

· состояние дисциплинарной практики в подразделении;

· методику подведения итогов.

Подведение итогов в подразделении должно проводиться динамично, целенаправленно, конкретно, с использованием вспомогательных таблиц.

Подведение итогов в батальоне проводится, как правило, в конце месяца в течение часа во время, указанное в распорядке дня, расписании занятий.

В роте подведение итогов, как правило, проводится в конце учебной недели, также в течение часа.

Во взводе командир подводит итоги в конце учебного дня (более расширенно - в конце недели) в течение 15-20 минут.

Отчетной документацией является:

-в батальоне -план подведения итогов и выступления должностных лиц согласно плана;

-в роте - журнал подведения итогов;

-во взводе- рабочая тетрадь командира взвода.

Методика подведения итогов в батальоне может быть следующей:

· -объявление плана работы командиром батальона;

· -подведение итогов исполнительской дисциплины начальником штаба;

· -анализ боевой подготовки заместителем командира батальона;

· -анализ морально-психологического состояния и состояния воинской дисциплины заместителем командира батальона по МПО;

· -анализ службы войск начальником штаба;

· -анализ состояния эксплуатации вооружения и военной техники заместителем командира батальона по вооружению;

· анализ обеспечения личного состава положенными нормами довольствия, внутреннего порядка заместителем командира батальона по тылу;

· -выступление старшего начальника (куратора);

· -постановка задач на следующий месяц командиром батальона (по категориям).

Для подведения итогов в роте (взводе) могут отрабатываться следующие таблицы (схемы):

-таблица занятых мест по направлениям деятельности и общих мест;

-схема результатов боевой подготовки по предметам обучения;

-состояние воинской дисциплины;

-таблица результатов боевого дежурства (где оно есть) и т.п.

Перечень таблиц (схем) определяется командиром подразделения и утверждается старшим командиром (начальником).

Для того чтобы результаты подведения итогов боевой подготовки, службы войск и воинской дисциплины имели большее воспитательное воздействие командиру необходимо:

· -через актив подразделения отразить результаты подведения итогов в стенной печати;

· -подготовить публикацию статей об отличившихся военнослужащих в средствах массовой информации;

· -изготовить и вручить лучшим подразделениям переходящие призы и вымпела;

-оборудовать в подразделении информационный фото-стенд «Наши передовики», «Сегодня впереди».

 

Выводы по первому вопросу:

1. Систематический глубокий и всесторонний анализ положения дел по всем направлениям деятельности воинского коллектива и подведение итогов, определение конкретных мер по улучшению положения дел - важнейшая обязанность каждого командира и начальника.

2.Стройная система анализа деятельности воинского коллектива и подведение итогов его работы обеспечивает постоянное знание реального состояния дел командиром, повышение персональной ответственности всех должностных лиц в выполнении ими функциональных обязанностей.

Вопрос №2. Морально-психологическое состояние личного состава подразделения: Применение методики анализа и оценки

Методика оценки морально-психологического состояния (далее – МПС)военнослужащих, воинских коллективов и состояния воинской дисциплины в Вооруженных Силах Республики Беларусь и транспортных войсках Республики Беларусь (далее – Методика) определяет порядок организации изучения, проведения анализа и оценки МПСвоеннослужащих,воинских коллективов(далее – оценка МПС)и состояния воинской дисциплины.

Настоящая Методика предназначена для практического использования руководителямивсех органов военного управления и специалистами органов идеологической работы.

Оценка МПС проводится вместе с оценкой состояния воинской дисциплины согласно Методикене реже одного раза в три месяца в подразделениях, воинских частях, соединениях и не реже одного раза в полгода – в управлениях оперативных (оперативно-тактических) командований, Департаменте транспортного обеспечения Министерства обороныРеспублики Беларусь, командованияхсил специальных операций и видовВооруженных СилРеспублики Беларусь.

Непосредственную ответственность за методическое обеспечение проведения и психологическую обработку результатов оценки МПС несут войсковые психологи.

МПС военнослужащих подразделения оценивается по шкалам (параметрам), качество которых определяется психологическими методами из результатов оценки различных групп показателей МПС двумя категориями экспертов: прямым начальником оцениваемого подразделения и другим должностным лицом, привлеченным для оценивания МПС подразделения, но не являющимся его начальником.

Оценка МПС военнослужащих проводится в следующем порядке:

подробно изучается положение дел в подразделении, состояние (объективные показатели) боевой подготовки и воинской дисциплины. Особое внимание уделяется изучению уровня организованности и качества выполнения задач обучения и воспитания военнослужащих, информационного обеспечения воинской деятельности, соблюдения социальной справедливости при решении вопросов материального и социально-бытового обеспечения военнослужащих, соблюдению законности в деятельности должностных лиц;

после изучения положения дел в подразделении офицеры, назначенные для оценки МПС, заполняют опросные листы (офицеры, являющиеся прямыми начальниками оцениваемых подразделений, анкету из 58 вопросов, офицеры, не являющиеся прямыми начальниками, – анкету из 49 вопросов).

Обработка результатов оценки МПС проводится офицерами органов идеологической работы (специалистами социально-психологической структуры – войсковыми психологами соединений, воинских частей, подразделений). На основании заключений по результатам оценок МПС двумя вышеуказанными категориями экспертов составляется протокол оценки МПС каждого подразделения по двенадцати оцениваемым параметрам и на основании оценок воинских подразделений – воинской части, соединения.

Протокол оценки МПС включает в себя заполненные бланки оценки и результаты обработки, а также заключение войскового психолога. В протоколе оценки МПС указываются все параметры с указанием конкретной оценки по девятибалльной шкале, подробно анализируются причины низких оценок параметров, по которым получена оценка ниже среднего уровня, выводы и предложения по организации управления МПС.

Протокол регистрируется и хранится в делопроизводстве воинской части.

Непосредственно при организации оценки МПС и интерпретации полученных результатов офицерами органов идеологической работы должны использоваться показатели, шкалы (параметры) и таблицы оценки МПС воинских подразделений согласно приложениям к настоящей Методике.

 

Вывод по второму вопросу:

Правильный анализ и оценка положения дел по каждому направлению деятельности воинского коллектива, руководство в своей работе вышеизложенными принципами и указанной методикой при подготовке подведения итогов позволяет командиру в полной мере использовать в своей работе такой мощный рычаг воздействия на подчиненных как подведение итогов.

 

Выводы по лекции:

1. Систематический глубокий и всесторонний анализ положения дел по всем направлениям деятельности воинского коллектива и подведение итогов, определение конкретных мер по улучшению положения дел - важнейшая обязанность каждого командира и начальника.

2. Стройная система анализа деятельности воинского коллектива и подведение итогов его работы обеспечивает постоянное знание реального состояния дел командиром, повышение персональной ответственности всех должностных лиц в выполнении ими функциональных обязанностей.

 

Заключение:

 

Конечной целью подведения итогов является оценка степени выполнения задач боевой подготовки, других вопросов деятельности, определение конкретного вклада должностных лиц, всего личного состава в их выполнение.

Неукоснительное соблюдение требований руководящих документов к подведению итогов боевой подготовки, службы войск, состоянию воинской дисциплины в решающей степени определяет успешное выполнение подразделениями задач по предназначению, поддерживает дух состязательности, способствует всестороннему улучшению дел в воинском коллективе.

Подведение итогов состояния боевой подготовки, службы войск, воинской дисциплины, законности и правопорядка в подразделении – одна из действенных форм мобилизации личного состава на выполнение поставленных задач перед подразделением, повышения боевой готовности.

 

 

Начальник цикла кафедры «Тактика и общевоенная подготовка»

подполковник С.М. Протасеня

.