Введение


ЛЕКЦИЯ

по учебной дисциплине

«Идеологическая работа в ВС РБ»

 

Тема № 4: «Работа командира подразделения по поддержанию и укреплению воинской дисциплины».

Занятие №1: «Работа командира подразделения по поддержанию и укреплению воинской дисциплины».

 

Обсуждено на заседании кафедры

Протокол №__ от « __» ______20 __ г.

 

 

Минск-2012


УТВЕРЖДАЮ:

Начальник кафедры __________________________

(название кафедры)

_________________________________________________________

_________________________________________________________

(ученая степень, ученое звание, воинское звание,

______________________________________________

подпись, инициалы, фамилия)

« ____ » ______________ 200 __ г.

 

Начальник кафедры __________________________

(название кафедры)

_________________________________________________________

_________________________________________________________

(ученая степень, ученое звание, воинское звание,

______________________________________________

подпись, инициалы, фамилия)

« ____ » ______________ 200 __ г.

 

Начальник кафедры __________________________

(название кафедры)

_________________________________________________________

_________________________________________________________

(ученая степень, ученое звание, воинское звание,

______________________________________________

подпись, инициалы, фамилия)

« ____ » ______________ 200 __ г.

 

Начальник кафедры __________________________

(название кафедры)

_________________________________________________________

_________________________________________________________

(ученая степень, ученое звание, воинское звание,

______________________________________________

подпись, инициалы, фамилия)

« ____ » ______________ 200 __ г.

 

Начальник кафедры __________________________


Цель:

1.Сконцетрировать внимание обучаемых на основных требованиях нормативных правовых актов по поддержанию и укреплению воинской дисциплины.

2.Формировать у обучаемых систематизированные основы знаний о системе работы командира подразделения по поддержанию и укреплению воинской дисциплины.

3.Воспитывать у обучаемых чувство личной ответственности за организацию и проведение работы в подчиненном подразделении по поддержанию и укреплению воинской дисциплины.

 

 

Метод проведения: устное изложение материала (рассказ, объяснение и обсуждение).

Время: 2 часа (90 минут).

Место: учебная аудитория.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ И РАСЧЁТ ВРЕМЕНИ:

 

Введение 5 мин.

1.Направления деятельности командира (начальника) по подержанию и укреплению воинской дисциплины 35 мин.

2.Система работы по поддержанию и укреплению воинской дисциплины в подразделении 40 мин.

Заключение 10 мин.

 

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Учебное пособие: «Вооруженные Силы Республики Беларусь; История и современность»/Л. С. Мальцев, - Мн. Асобы Дах. 2003.

2. Учебное пособие: « Деятельность органов военного управления по поддержанию и укреплению воинской дисциплины» / Л.С. Мальцев Л.С – Минск: Асобны Дах, 2002

3. Учебно-методическое пособие: «Идеологическая работа как приоритетная часть деятельности командира, в/ч, подразделения» В.М. Хованский, Г.Г. Поддубный, А.М. Хованский, МО РБ, УО ВА РБ - Мн. 2007

4. Учебное пособие: «Идеологическая работа в ВС РБ» МО РБ, УО ВА РБ - Мн. 2008

5. Инструкция: «О деятельности органов военного управления по поддержанию и укреплению дисциплины в Вооруженных Силах Республики Беларусь и мерах по ее совершенствованию: Постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 11 января 2010 г. № 1. – Минск: МО РБ

6. Методика воспитательной работы в Вооруженных Силах Республики Беларусь. – Чайка С.Н. Мн. БГУИР, 1997.

7. Личность и коллектив: психология военного управления. – Подоляк Я.В. М.: Воениздат, 1989г. - 352 с.

8. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Республики Беларусь. – Минск: «Издательство «Ураджай», 2001 г.

9. Директива Президента Республики Беларусь 11 марта 2004 г. № 1.

«О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1.ПЭВМ.

2.Мультимедийное оборудование, экран.

3.Презентация.

 

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ

 

Необходимость упорядочения, регламентации основных вопросов организации жизни и деятельности привела людей на самых ранних этапах развития общества к выработке соответствующих правил, норм, законов. Элементарные формы дисциплины существовали еще в первобытных общинах. Уже тогда действовала сила общей солидарности в борьбе с природой, сила традиций семьи, рода, племени. При этом в первобытном обществе основными силами принуждения выступало общественное мнение, страх быть изгнанным из племени, общины, умереть от голода, погибнуть от свирепых хищников.

С возникновением государства дисциплина стала неотъемлемым атрибутом власти и постепенно приобрела институализированную форму.

Значение дисциплины как социального явления сегодня обусловлено тем, что дисциплина является одним из важнейших условий достижения определенных государственных целей во всех областях общественной деятельности.

Воинская дисциплина является одним из видов государственной дисциплины, но в силу специфики воинских отношений обладает рядом отличительных черт. Многие ее требования характерны лишь для военнослужащих, распространяются не только на служебную деятельность, но и на их поведение вне службы, отношения между собой. Это, в свою очередь, обусловливает особую важность воинской дисциплины в организации жизнедеятельности воинских коллективов, успешном выполнении ими задач по предназначению.

 

Вопрос № 1. Направления деятельности командира (начальника) по подержанию и укреплению воинской дисциплины

В обращении в связи с подписанием 11 марта 2004 года Директивы №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко отметил: «Чтобы сохранить наш общий дом в мире и безопасности, мы должны избавиться от благодушия и беспечности, равнодушия и безответственности».

В целях укрепления общественной безопасности и дисциплины, Президент Республики Беларусь данной Директивой определил ряд первоочередных мер по повышению трудовой и исполнительской дисциплины, как для руководителей, так и для всех граждан. Военные руководители в своей деятельности обязаны руководствоваться данными требованиями. В частности:

обеспечить безопасность объектов социально-бытового, культурного и иного назначения;

обучать подчиненных действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

показатели состояния дисциплины, обеспечения безопасности труда считать одними из основных критериев оценки работы руководящих кадров;

обеспечить немедленное и безусловное расторжение контрактов с работниками за нарушение правил охраны труда и техники безопасности, повлекшее тяжкие последствия, распитие спиртных напитков в рабочее время или по месту работы, необеспечение руководителем дисциплины подчиненных, сокрытие фактов нарушения дисциплины либо непринятие мер к виновным;

регулярно анализировать практику реагирования на обращения граждан и принимать в этой связи соответствующие меры;

особое внимание уделять борьбе с пьянством;

в работе по укреплению дисциплины активно использовать возможности средств массовой информации.

Вместе с тем, деятельность военного руководителя по поддержанию и укреплению воинской дисциплины в силу специфики воинской службы в определенной степени регламентирована общевоинскими уставами, Постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 10 января 2010 г. № 1 «О деятельности органов военного управления по поддержанию и укреплению дисциплины в Вооруженных Силах Республики Беларусь и мерах по ее совершенствованию», Приказом помощника Министра обороны по идеологической работе в Вооруженных Силах – начальника Главного управления идеологической работы Министерства обороны от 19 мая 2005 г. № 23 «О системе деятельности органов идеологической работы Вооруженных Сил по укреплению воинской дисциплины и правопорядка» и другими правовыми актами.

В переводе с латинского языка слово «дисциплина» означает обучение, воспитание и имеет три значения: а) обязательное для всех членов данной группы подчинение твердо установленному порядку; б) выдержанность, привычка к строгому порядку; в) учение, наука, самостоятельная отрасль какой-либо науки. Впоследствии это понятие приобрело еще одно значение. Оно начало употребляться в качестве термина, обозначающего определенный уровень организованности. В России термин «дисциплина» впервые появился в изданном в марте 1714 года указе Петра 1 «О сохранении дисциплины на корабле и подсудности морских и сухопутных военнослужащих».

Как специфический вид отношений между людьми, она заключает в себе единство объективного – требований общества (организации, армии, коллектива) и субъективного – отношения людей к общественным и групповым нормам, требованиям правовых законов.

Особое значение дисциплина имеет в армии, так как здесь она выполняет важную социальную функцию регламентации воинской деятельности, взаимоотношений военнослужащих, требует высокой исполнительности, строгого следования приказам и распоряжениям.

Развитие военного дела, изменение оружия и способов ведения боевых действий потребовали большей дисциплинированности, организованности, точности, исполнительности, аккуратности. Круговая порука, вытекающая из общинной психологии, любовь и преданность своему господину, гордость за принадлежность к «воинству» в условиях массовых армий не могли надежно обеспечивать должный уровень дисциплины. При действиях в составе подразделений, частей и даже армий любое промедление, изменение назначенных интервалов, дистанций, открытие огня без соответствующей команды приводило к нарушениям строя, поражениям. Следствием этого стал рост требований к воинам, повышение их ответственности за выполнение возложенных обязанностей, личное поведение.

Требование «не рассуждать» было основой дисциплины для многих армий. Средством достижения слепого повиновения стала муштра.

Так, в античной армии второй половины XIX века для поддержания порядка среди подчиненных командир батальона имел право налагать следующие взыскания:

1. Тюремное заключение сроком до 7 дней;

2. Помещение в карцер до 48 часов;

3. Арест в казарме сроком до одного месяца

Если этого было мало, то вступал в силу военный суд, который назначал более суровое и более тяжелое в моральном и физическом плане наказание, в том числе и с использованием «кошки - девятихвостки» (особый вид плетки). Большинство государств Европы в это время заимствовало прусскую систему обучения и воспитания в армии, которая заключалась в слепом повиновении, муштре и механическом исполнении боевых приемов.

Однако, было бы ошибочно утверждать, что среди генералов и офицерского корпуса существовало единое мнение относительно теории и практики воспитания. За установление разумной дисциплины, формирование у личного состава сознательного отношения к служебным обязанностям, воинскому долгу и чести выступали выдающие русские военачальники – П.А. Румянцев, А.С. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, М.И. Кутузов, М.И. Драгомиров и другие.

Русский генерал Михаил Иванович Драгомиров (1830-1905 г.г.) в сущность дисциплины вкладывал такое понятие: «Воинская дисциплина - есть совокупность нравственных, физических и умственных навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению».

М.В.Фрунзе был сторонником сочетания методов убеждения и принуждения, но главным, определяющим считал убеждение. Он требовал: «Каждый красноармеец должен быть воспитан в сознании необходимости беспрекословного, быстрого и точного исполнения всех служебных распоряжений».

Содержание, общие моменты и характерные особенности воинской дисциплины сегодня закреплены в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законодательством Республики Беларусь и воинскими уставами.

 
 

 

 


Поддержание воинской дисциплины– деятельность органов военного управления, командиров всех степеней, направленная на сохранение достигнутого и имеющегося уровня воинской дисциплины, ее качества. При этом колебание количественных характеристик воинской дисциплины являются незначительными.

Укрепление воинской дисциплины– деятельность органов военного управления, командиров всех степеней, направленная на повышение достигнутого и имеющегося уровня воинской дисциплины, ее качества. При этом изменение количественных характеристик воинской дисциплины является столь существенным, что приводит к новому качественному ее состоянию.

Укрепление воинской дисциплины – это комплекс специальных мер по воспитанию у военнослужащих дисциплинированности, внедрению норм и требований воинских уставов и законов в повседневную деятельность Вооруженных Сил. Укрепление воинской дисциплины обеспечивает: достижение твердого воинского порядка и уставного поведения, точное выполнение военнослужащими своих обязанностей; формирование необходимых для этого качеств, знаний, навыков, умений.

Следовательно, вполне возможно утверждать, что «поддержание» связано с общими мерами, профилактикой воинской дисциплины, а «укрепление» – со специальными мерами борьбы с конкретными нарушителями и их минимизацией.

Как показывает анализ деятельности ВС Республики Беларусь:

Ø В Вооруженных Силах продолжают иметь место гибель военнослужащих при исполнении служебных обязанностей, самоубийства, медленно снижается травматизм.

Ø Имеется тенденция к росту преступлений, связанных с злоупотреблением властью, нарушением уставных правил взаимоотношений между военнослужащими.

Ø Не изжиты преступления против порядка подчиненности, уклонения от воинской службы.

Ø Медленно сокращается количество преступлений, связанных с нарушением правил несения караульной и внутренней служб.

Ø Имеют место хищения государственного и военного имущества, раз комплектование военной техники и изъятие деталей, содержащих драгоценные металлы.

Ø Не уменьшается количество грубых нарушений воинской дисциплины, связанных с употреблением спиртных напитков.

Каковы же причины негативных явлений?

Причины носят как объективный, так и субъективный характер. Они определены в постановлении МО РБ №1 от 10 января 2010 года.

Основными причинами являются:

· Несоответствие содержания и стиля работы части командиров и начальников современным условиям жизнедеятельности ВС:

Ø отсутствие системы в организаторской и воспитательной работе по поддержанию и укреплению воинской дисциплины;

Ø недостаточная самостоятельность командиров и начальников в определении эффективных путей и способов решения поставленных задач;

Ø неверное отношение ряда командиров к организации работы по анализу МПС личного состава;

Ø недостаточный контроль и проверка исполнения требований руководящих документов, приказов, директив…

· Низкий уровень работы по обеспечению примерности офицерского состава, мобилизации его на выполнение поставленных задач.

· Низкая управленческая, педагогическая и правовая культура части офицеров и прапорщиков, недостаточная подготовленность части сержантов к обучению и воспитанию подчиненных.

· Недостаточно эффективно организована работа социально-психологической структуры ВС.

· Слабые знание вопросов военной социологии и психологии и, как следствие, неспособность отдельных командиров и начальников обеспечить качественный анализ эффективности работы органов военного управления по поддержанию в/д, определить предпосылки, причины и условия, способствующие живучести негативных процессов и явлений.

· Недостаточное правовое обеспечение работы по поддержанию и укреплению в/д в воинской части, слабое знание личным составом требований законодательства РБ, низкий уровень взаимодействия с меж гарнизонными военными прокуратурами и судами.

· Недостаточно эффективно осуществляется взаимодействие с государственными информационными структурами, СМИ, во многих воинских частях в профилактике правонарушений недооценивается значение духовно-нравственного воспитания, не в полной мере используется потенциал КДР.

· В ряде воинских частей с существенными недостатками организуется служба войск, с низким качеством осуществляется подбор и подготовка лиц суточного наряда, не обеспечивается надлежащий контроль за несением службы в караулах, поддержанием уставного внутреннего порядка в подразделениях, выполнением распорядка дня.

· В отдельных в/ч не обеспечен максимальный охват л/с занятиями по боевой подготовке.

· На состояние в/д негативно сказываются недостатки в материально-бытовом обеспечении и обслуживании л/с. Имеют случаи нарушения санитарных норм содержания столовых и организации питания л/с.

· Недостаточно эффективно осуществляется работа с призывной молодежью и т.д.

Основная тяжесть работы по поддержанию и укреплению законности и правопорядка ложится на офицерский состав Вооруженных Сил.

Следует отменить, что было бы в высшей степени несправедливо преуменьшать значение того, что сделано для поддержания и укрепления правопорядка, воинской дисциплины в ВС РБ.

 

Сегодня в Вооруженных Силах:

Ø создана новая эффективная система поддержания воинской дисциплины;

Ø обеспечена неотвратимость наказания непосредственных виновников правонарушений;

Ø радикально усовершенствована система анализа состояния воинской дисциплины и оценки деятельности должностных лиц по поддержанию правопорядка в войсках;

Ø обеспечена надежная социально-правовая защита командиров и начальников, бескомпромиссно принимающих меры по утверждению законности;

Ø нет сокрытий преступлений.

Все это способствует оздоровлению нравственной обстановки в войсках, сказывается на укрепление воинской дисциплины, организованности и правопорядка в частях.

Вместе с тем имеются случаи гибели военнослужащих во время исполнения служебных обязанностей, допущен травматизм личного состава, хищения военного имущества, не изжиты преступления против порядка подчиненности.

Основными документами, регламентирующими деятельность офицеров по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в ВС РБ являются постановление МО РБ №1 от 10 января 2010 года «О деятельности органов военного управления по поддержанию и укреплению дисциплины в ВС РБ и мерах по ее совершенствованию», нормативные акты законодательства РБ, МО РБ. Жизнь требует постоянного внимания в вопросе укрепления воинской дисциплины, законности и правопорядка в частях и соединениях ВС РБ.

 

Требования руководящих документов по вопросам поддержания и укрепления воинской дисциплины, законности и правопорядка в подразделениях

1. Рассматривать воинскую дисциплину как основной показатель эффективности управленческой деятельности органов военного управления, каждого командира и начальника.

2. Основные усилия в профилактической работе сосредоточить на предупреждение гибели и травматизма личного состава, суицидального поведения, хищения оружия и боеприпасов, преступлений против порядка подчиненности, нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, нарушения правил несения боевого дежурства, караульной и внутренней служб, пьянства, наркомании токсикомании.

3. Запретить оценивать работу должностных лиц по поддержанию воинской дисциплины только по количественным показателям. Главным критерием оценки деятельности командиров и начальников считать выполнение задач по предназначению при обеспечении сохранения жизни и здоровья л/с, недопущении происшествий и преступлений.

4. Пресекать сокрытие правонарушений. Должностных лиц, допустивших сокрытие преступлений и происшествий, не принявших законных мер реагирования по ним, привлекать к ответственности, вплоть до отстранения от должности и предоставления к увольнению из ВС РБ установленным порядком.

5. Приоритетным направлением в работе по поддержанию в/д считать работу с офицерским составом:

· обеспечить уважительное и бережное отношение к офицерским кадрам;

· повседневно заниматься разрешением материально-бытовых проблем офицеров и их семей;

· исключить случаи привлечения к дисциплинарной ответственности офицеров за проступки подчиненных;

· за проступки офицеров-выпускников дисциплинарные взыскания (предупреждение о неполном служебном соответствии, снижение в должности, снижение в в/з на оду ступень) принимать только после обсуждения совершенных поступков на офицерском собрании, проведения соответствующей предупредительной и ИВР;

· организовывать ежемесячные публикации материалов о передовых офицерах в газетах, журналах;

· не реже 2 раз в год в соединениях и воинских частях организовывать и проводить чествование лучших офицеров

6. Командирам (начальникам) лично заниматься обучением непосредственно подчиненных должностных лиц методам работы по поддержанию воинской дисциплины.

С целью повышения роли:

· прапорщиков в поддержании в/д в соединениях и воинских частях не реже одного раза в полгода проводить однодневные методические сборы

· сержантов в работе по поддержанию и укреплению в/д:

а) не реже 2 раза за период службы, проводить аттестование с рассмотрением вопросов о присвоении им очередного в/з и назначении на вышестоящую должность;

б) ежемесячно в в/ч проводить занятия по поддержанию и укреплению в/д.

7. Осуществлять постоянное взаимодействие с Белорусской военной прокуратурой, планировать ежегодно работу.

· ежемесячно доводить до личного состава ВС РБ положения УК РБ об уголовной ответственности за воинские преступления, приказы МО РБ об осуждении военнослужащих за совершенные преступления;

· после первых трех месяцев службы принять зачет у солдат срочной службы по знанию положений УК РБ об уголовной ответственности за совершенные воинские преступления.

8. Принять меры к более эффективному использованию в профилактической работе возможностей социально-психологической структуры:

· ежемесячно анализировать результаты работы войсковых психологов;

· с целью улучшения психологической работы в видах ВС, объединениях и соединениях создать группы психологического обеспечения;

· возложить на заместителей командиров по ИР, войсковых психологов и начальников медицинской службы ответственность за выявление военнослужащих, имеющих отклонения в поведении на грани патологии.

9. Повысить роль воспитательной работы по поддержанию и укреплению воинской дисциплины, организованности и правопорядка

· принять меры к более эффективному использованию в профилактической работе возможностей ИВР, КДР, правовой работы, постоянно совершенствовать формы и методы воспитательной работы с личным составом.

10. Совершенствовать культуру поведения военнослужащих

· офицеров, прапорщиков, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за проступки, связанные с нарушением общественного порядка, позорящих честь и достоинство военнослужащего ВС РБ, привлекать к дисциплинарной ответственности или рассматривать на соответствующих товарищеских судах части;

· сержантов и солдат срочной службы, имеющих взыскание за употребление спиртных напитков, лишать очередных увольнений из расположения воинских частей до снятия данных взысканий.

11. Постоянно требовать от всего личного состава твердого знания своих прав и обязанностей. Не реже одного раза в полугодие принимать зачеты по общевойсковым уставам от военнослужащих всех категорий и т.д.

 

Целесообразно выделить следующие наиболее приоритетные направления деятельности:

-

-Вывод по первому вопросу:

1. Состоянию воинской дисциплины, законности и правопорядка в ВС РБ отводится первостепенное значение.

2. Поддерживать и укреплять воинскую дисциплину, законность и правопорядок в подразделении – это значит обеспечить строжайшее соблюдение всеми воинами законов, воинских уставов, приказов МО РБ и других нормативно- правовых актов, повсеместно добиваться такого положения дел, чтобы все военнослужащие активно выполняли свои обязанности и осуществляли свои права. От состояния воинской дисциплины, законности и правопорядка, в конечном итоге зависит уровень боеспособности и боеготовности войск.

3.

Вопрос №2.Система работ по поддержанию и укреплению воинской дисциплины в подразделении

Решающая роль в поддержании твердой воинской дисциплины в подразделении принадлежит командиру. Являясь единоначальником, в мирное и военное время он отвечает: за боевую и мобилизационную готовность; за успешное выполнение подразделением боевых задач; за боевую подготовку, воспитание, морально-психологическое состояние и воинскую дисциплину личного состава; безопасность военной службы; за внутренний порядок; за состояние и сохранность вооружения, военной техники и других материальных средств; за техническое, материальное, медицинское, финансовое, социально-правовое и бытовое обеспечение, за организацию противопожарной защиты.

Поддержание и укрепление воинской дисциплины в современных условиях достигается комплексно, благодаря системному подходу к этой работе.

Итак: