Осуществлять индивидуализацию обучения.
Наиболее целесообразно определить методы, приемы и формы воздействия на сознание и поведение конкретного военнослужащего.
Глубоко изучить особенности личности военнослужащего, его качества и на этой основе осуществить типологию военнослужащих.
2. Охватить целенаправленным воспитательным воздействием все категории военнослужащих.
4. Успешно осуществлять предупреждение и коррекцию отклоняющегося поведения военнослужащих, прогнозирование и предупреждение конфликтных ситуаций во взаимоотношениях между ними.
5. Обеспечить оптимальное военно-профессиональное использование военнослужащихпо специальности, соответствующей их возможностям и способностям, подбор сержантского состава.
7 .Оказывать позитивное влияние на морально-психологический климат в коллективе на основе всестороннего развития личности каждого члена коллектива.
8. Вовлекать военнослужащих в активную общественную работу, подбирать актива подразделения.
9. Обеспечить позитивное воспитательноевоздействие воинского коллектива на личностькаждого воина.
Жизнь подсказывает, что индивидуальная воспитательная работа дает положительный результат в деле воспитания, если офицеры, в повседневной работе знают и руководствуются основными принципами индивидуальной воспитательной работы.
Принципы индивидуальной воспитательной работы:
Ø Целеустремленность, систематичность и непрерывностьиндивидуальной воспитательной работы.
Ø Оперативность.
Ø Конкретность, направленность на определенного военнослужащего.
Ø Охватиндивидуальным воспитательным воздействиемвсех без исключения военнослужащих.
Ø Единство индивидуального и коллективного воздействия на личность воина.
Ø Связь воспитания с жизньюгосударства, армии, воинского коллектива.
Ø Соблюдениечувства меры в критике недостатковвоинаи опора на его положительные качества.
Ø Личная примерность и ответственность воспитателя.
Ø Сочетаниевысокой требовательностик каждому военнослужащемусзаботойо его жизни, быте, досуге.
Ø Умелое использование боевой подготовки для формирования необходимых качеств личности воина.
Исследование сущности индивидуальной воспитательной работы и войсковая практика позволяют выделить следующие ее структурные компоненты (структура индивидуальной воспитательной работы):
Ø изучение особенностей деятельности и личности воина;
Ø определение ближайших и перспективных целей и задач индивидуальной воспитательной работы на основе соотнесения данных изучения воина с требованиями законов, уставов и присяги, программ подготовки военнослужащих, приказов командиров и начальников;
Ø определение наиболее целесообразных форм и методов индивидуальной воспитательной работы для реализации поставленных целей и задач воспитания и обучения в отношении конкретного военнослужащего, планирование индивидуальной воспитательной работы;
Ø практическое осуществление индивидуальной воспитательной работы;
Ø анализ опыта и оценка результатов индивидуальной воспитательной работы;
Ø уточнение и внесение дополнительных мер педагогического воздействия (корректировка).
В соответствие с требованиями постановления Министерства обороны Республики Беларусь от 11 января 2010 года №1 «О деятельности органов военного управления по поддержанию и укреплению дисциплины в Вооруженных Силах Республики Беларусь и мерах по ее совершенствованию» командиры соединений, воинских частей, подразделений и их заместители по морально-психологическому обеспечению несут ответственность за организацию и состояние изучения морально-психологических качеств военнослужащих и индивидуальной воспитательной работы. За методическое обеспечение этой работы отвечают войсковые психологи.
Организациякомандиром (начальником) индивидуальной воспитательной работы предполагает:
1. Изучение, оценка и анализ индивидуальных качеств воинов, учет их изменений.
2. Определение целей и задач индивидуальной воспитательной работы.
3. Создание документированной системы индивидуального обучения и воспитания подчиненных военнослужащих.
4. Четкая и своевременная постановка задач по осуществлению индивидуальной воспитательной работы.
5. Непосредственное осуществление комплекса педагогических воздействий.
6. Контроль и уточнение задач индивидуальной воспитательной работы, оказание помощи подчиненным в ее осуществлении.
7. Обучение подчиненных методике индивидуальной воспитательной работы, повышение их педагогического мастерства.
8. Анализ результатов и опыта индивидуальной воспитательной работы.
9. Определение и реализация путей и мер совершенствования индивидуальной воспитательной работы.
Положительный результат любой деятельности предусматривает системный подход, поэтому в каждом подразделении должна создаваться и функционировать система индивидуальной воспитательной работы.
Система индивидуальной воспитательной работы – это комплекс целенаправленных, упорядоченных по времени, формам и методам мероприятий, проводимых в определенной последовательности командирами (начальниками) по индивидуальному воспитанию подчиненных.
Система индивидуальной воспитательной работы командира (начальника) с подчиненными военнослужащими включает:
1. Определение целей и задач ИВР.
2. Планирование ИВР.
3. Изучение особенностей личности и деятельности каждого подчиненного и выработку рекомендаций по их воспитанию (самовоспитанию).
4. Творческое применение форм и методов ИВР, где особое внимание обращается на:
Ø изучение деловых и моральных качеств офицеров и прапорщиков;
Ø изучение молодых офицеров и выработку рекомендаций по их воспитанию (самовоспитанию);
Ø изучение молодого пополнения;
Ø осуществление постоянного наблюдения, проведение анализа и формулирование выводов с целью наращивания воспитательного воздействия на личность военнослужащего;
Ø формирование личностных свойств и качеств с учетом психологии конкретного военнослужащего;
Ø подбор личного состава в наряды, караулы в целях обеспечения морально-психологической совместимости;
Ø психологическое влияние на военнослужащих, имеющих признаки отклоняющегося поведения с целью его профилактики (минимизации);
5. Обучение подчиненных методике ИВР;
6. Оценку результатов и анализ эффективности ИВР и совершенствование практики ее проведения.
В соответствие с требованиями Инструкции о порядке осуществления в Вооруженных Силах Республики Беларусь отбора, приема и ввода в строй молодого пополнения, проведения ИВР и профилактики девиантного поведения военнослужащих, утвержденной постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 3 января 2002 года №1 «О деятельности органов военного управления по поддержанию и укреплению дисциплины в Вооруженных Силах Республики Беларусь и мерах по ее совершенствованию» в каждом подразделении, воинской части, соединении создается документированная система индивидуального обучения и воспитания подчиненных военнослужащих,которой предусматривается:
Ø участие командиров и начальников в обучении личного состава (периодичность, формы. методы, категории военнослужащих);
Ø порядок контроля индивидуальной работы (перед кем и в какие сроки отчитывается должностное лицо).
Деятельность командира в системе индивидуальной воспитательной работы включает три основных этапа:
1. Подготовительный этап.
На этом этапе:
Ø определяются цели и задачи индивидуальной воспитательной работы;
Ø создается документированная система индивидуального обучения и воспитания подчиненных военнослужащих;
Ø осуществляется обучение членов педагогического коллектива практике индивидуальной воспитательной работы.
2. Этап педагогического воздействия на военнослужащих.
На этом этапе:
Ø осуществляется непосредственное изучение и учет индивидуальных особенностей военнослужащих, определение и применение наиболее эффективных форм, методов и приемов индивидуального воздействия;
Ø организуется получение оперативной информации о настроениях, интересах и запросах личного состава
Ø осуществляется контроль и оказание помощи подчиненным в проведении ИВР.
3. Этап анализа результатов:
На этом этапе:
Ø осуществляется оценка и анализ, обобщение передового опыта ИВР;
Ø определяются дополнительные, наиболее эффективные формы и методы педагогического воздействия на военнослужащих.
Анализ опыта индивидуальной воспитательной работы с учетом требований Устава внутренней службы Вооруженных Сил Республики Беларусь позволяют определить кто и скем индивидуально работает. Так,-
Командир батальона (дивизиона) проводит индивидуальную воспитательную работу с офицерами батальона (дивизиона), прапорщиками и сержантами батальона. Он обязан знать деловые и морально-психологические качества каждого офицера, прапорщика и сержанта батальона, постоянно проводить с ними индивидуальную работу по их воспитанию и совершенствованию профессиональной подготовки. Особое внимание, при этом, командир батальона (дивизиона) обращает на своих заместителей и командиров рот (батарей).
В сфере индивидуального воздействия заместителя командира батальона по идеологической работе находятся офицеры, прапорщики, сержанты и военнослужащие, относящиеся к «группе риска». Вместе с тем он:
- обучает и оказывает методическую помощь офицерам, прапорщикам и сержантам подразделений в организации индивидуальной воспитательной работы с подчиненными;
- изучает общественное мнение, настроение личного состава и принимает практические меры по налаживанию межличностных отношений, по предупреждению негативных явлений в подразделениях.
Командир роты проводит индивидуальную воспитательную работу со всеми военнослужащими роты. Он обязан знать воинское звание, фамилию, национальность, срок службы, занимаемую должность и специальность, семейное положение, деловые и морально-психологические качества каждого военнослужащего роты. Особое внимание, при этом, командир роты обращает на своих заместителей, командиров взводов, прапорщиков и сержантов роты
Командир взвода обязан знать фамилию, имя, отчество и год рождения, национальность, род занятий до военной службы, семейное положение, успехи и недостатки в боевой подготовке каждого военнослужащего, их деловые и морально-психологические качества; постоянно проводить с ними индивидуальную работу по воинскому воспитанию, вести именной список личного состава. Особое внимание он обращает на работу с сержантским составом, активом взвода, лицами склонными к нарушениям воинской дисциплины.
Существенной стороной индивидуальной воспитательной работы является выбор методов и форм изучения военнослужащего и педагогического воздействия на него.
Метод ИВР – это совокупность средств и приемов изучения личности, а т. психолого-педагогического воздействия командира (начальника) на подчиненного с целью формирования у него необходимых качеств.
Форма ИВР – это совокупность организационных сторон деятельности командира (начальника) в процессе ИВР с подчиненными.
К основным методам изучения личности сегодня относят:
- метод наблюдения;
- метод изучения документов;
- метод диагностической беседы;
- метод обобщения независимых характеристик;
- диагностический эксперимент;
- социометрический метод;
- метод взаимодействия с родителями.
Метод наблюдения предполагает наличие четкой цели и детальную фиксацию результатов. При изучении индивидуальных особенностей воинов, как правило, применяется выборочное наблюдение с целью познания определенных граней, сторон, свойств и качеств личности. Данные наблюдения фиксируются в педагогических дневниках, листах учета индивидуальных бесед. На практике особое значение имеет планомерное наблюдение за поведением военнослужащих. Конечно, один командир подразделения не решит эту задачу. В этом ему оказывает помощь сержантский состав, актив. Наблюдение осуществляется: во время подъема личного состава и физзарядки, утренней и вечерней приборки, завтрака, обеда и ужина, в ходе занятий и тренировок, в часы отдыха.
Чтобы наблюдение не было похоже на досмотр, а информация о наблюдении - на донос, важно соблюдать этикет. Информация должна быть частной, правдивой.
Метод изучения документов, отражающих ход и результаты боевой подготовки, воспитательной работы, служебных карточек, характеристик, учетно-послужных карточек, личных дел, медицинских книжек, журналов учета боевой подготовки, протоколов общих собраний и др.
Он дает возможность проанализировать за определенный период обучения и воспитания состояние боевой учебы, дисциплинированность, другие параметры воинских обязанностей, сравнить достигнутые показатели с итогами прошлой деятельности и на этой основе выявить тенденции и внести коррективы в индивидуальную воспитательную работу.
Метод диагностической беседы. Личное общение с подчиненными дает самые достоверные данные, оно одновременно преследует ознакомительную и воспитательные цели. При умелом проведении беседы можно выявить личные переживания воина, его мнения о положении дел в воинском коллективе, о сослуживцах. Результаты беседы помогают составить «диагноз» в интересах введения корректив в индивидуальную работу. Беседа является одной из целенаправленных форм изучения и воспитания военнослужащих и требует соблюдение определенных условий, соответствующей методики и тщательной подготовки.
При проведении беседы воспитатель должен ясно представлять, что он хочет получить от этой беседы, какие вопросы и как должны быть решены, какое воздействие и как оказать на подчиненного. Действительные результаты не всегда могут совпадать с желаниями, однако в любом случае должна ставиться конкретная цель, вытекающая из предыдущей беседы и учета недостатков военнослужащего.
Безусловно, в одной беседе человек не раскроется, поэтому необходимо заранее предусматривать цикл бесед.
Метод обобщения независимых характеристик. Суть его - в сборе возможно большей информации об изучаемом военнослужащем. Данные получают от начальников и старших командиров, от равных по служебному положению, от подчиненных. Техника получения независимых характеристик разнообразна: устные беседы, экспертные оценки, письменные характеристики, анкеты, вопросники и др.
Диагностический эксперимент. Он позволяет выявить возможности военнослужащего в восприятии психолого-педагогических воздействий. В начале и в конце эксперимента фиксируются измерения исследуемых показателей в области поведения и убеждений личности. Сравнение результатов начала и конца эксперимента позволяет сделать вывод об успехе(или неудаче) индивидуального влияния
Социометрический метод. Позволяет получить интересующую информацию быстрым и эффективным способом. Существует различные способы использования данного метода. Цель его - выявить в коллективе статус военнослужащих, их потребность в общении, психологическую совместимость и другие данные, позволяющие спланировать индивидуальную воспитательную работу и целенаправленно ее осуществлять.
Метод взаимодействия с родителями. (а также с руководителями школ, предприятий, где учился и работал воспитанник). Данный метод, посредством встреч и переписки с родителями, руководителями школ и предприятий позволяет командирам глубже узнать индивидуальные особенности подчиненного, его привычки, склонности и т.д.; позволяет целенаправленно организовать индивидуальную воспитательную работу.
Воин, как личность познается:
· через его мировоззрение, убеждения, взгляды, отношение к действительности, службе в процессе деятельности;
· через изучение психологических особенностей: познавательных процессов, эмоций, переживаний, чувств, психических свойств, состояний.
К числу основных, наиболее распространенных форм индивидуальной воспитательной работы с личным составом относятся:
1. Индивидуальная беседа.
Индивидуальная беседа является одним из важнейших и наиболее действенных методов психологии, который широко применяется в различных ее областях. В зависимости от целей использования индивидуальная беседа может быть:
· ознакомительной;
· диагностической;
· экспериментальной;
· профилактической.
Ознакомительная беседа – вид беседы, в ходе которой происходит первичное знакомство командира с личностью.
Диагностическая беседа – вид беседы, при проведении которой командир (начальник) может оценить не только потребности, мотивы, склонности, интересы, черты характера, познавательные процессы, но и выявить глубоко личные переживания личности, в той или иной мере затрудняющие прохождение военной службы, его мнение о положении дел в воинском коллективе, о сослуживцах, командирах.
Результаты беседы помогут составить психологический «диагноз», на основе которого строится индивидуальная работа командира с подчиненным.
Экспериментальная беседа – наиболее сложный вид индивидуальной беседы, требующий от командира (начальника) высокого уровня знаний, умений и навыков ее проведения.
Экспериментальная беседа является заключительным этапом социально-психологического изучения военнослужащего. Проводится, когда командир уже собрал и обобщил полученную другими методами информацию о военнослужащем, выработал несколько рабочих гипотез, характеризующих личность, и в беседе подтверждает одну из них. В результате проведения этой беседы создается окончательный психологический портрет личности.
Профилактическая беседа– вид беседы, в ходе которой преследуется цель профилактики того или иного поведения военнослужащего.
Главное достоинство индивидуальной беседы заключается в ее доверительности. Это и отличает ее от коллективных и массовых форм воздействия. В индивидуальной беседе эффект взаимности и доверительности возникает быстро и создается хорошая возможность конкретного и действенного влияния на мысли и чувства воина. Но успех такой беседы зависит от подготовки к ней, от умения командира создать обстановку доверия, вести ее непринужденно, творчески, учитывая при этом особенности личности воина (выявленные ранее методами изучения).
При проведении беседы:
-проявляйте искренний интерес, беседуя, общаясь с подчиненным;
-поощряйте стремление подчиненного рассказать о себе; чем более вы это стимулируете, тем более неожиданными могут быть результаты;
-помните, что для любого человека звук его имени - самый важный звук человеческой речи, но не пренебрегайте уставными требованиями;
-избирайте тему для общения обязательно в круге интересов вашего собеседника;
-всегда давайте вашему подчиненному возможность почувствовать его значимость в коллективе.
Перечисленные пожелания помогут вам расположить к себе собеседника. Однако этого мало. Нужно еще попытаться сформировать у него желание быть вашим помощником в достижении цели индивидуального воздействия. Для достижения этого целесообразно использовать следующие приемы и рекомендации:
- вначале покажите собеседнику свое дружеское отношение к нему;
- проявляйте уважение к мнению собеседника, никогда сразу не говорите, что он не прав, а лучше помогите ему прийти к этой оценки самому;
- старайтесь, чтобы вам собеседник говорил больше, чем вы;
- помните, нельзя одержать верх в споре; единственный способ одержать в споре победу - это избежать его;
- дайте человеку почувствовать, что идея, которую вы подали, принадлежит ему, а не вам.
Таким образом, индивидуальная беседа требует соблюдения определенных условий проведения:
· тщательная подготовка к ее проведению, четкое определение основной цели, последовательности задаваемых вопросов, изучение всей имеющейся информации, в том числе результатов психодиагностики;
· проведение беседы в непринужденной, спокойной и доверительной обстановке при отсутствии посторонних лиц;
· предварительно намеченные вопросы не должны ограничивать содержание разговора;
· всю полученную информацию об особенностях личности обследуемого, свои выводы следует записывать только после проведения беседы;
· в результате беседы важно не только почерпнуть нужную информацию о военнослужащем, но и оказать на него положительное психолого-педагогическое воздействие. В завершении беседы целесообразно высказать пожелания, дать полезные советы, облегчающие адаптацию к условиям военной службы.
2. Индивидуальные задания или поручения.
Действенность индивидуальных заданий и поручений зависит от умения офицера увидеть и использовать какое-то положительное качество воина. Они основаны на силе психологического эффекта, вызываемого острым выражением веры в его силы и возможности.
3. Оказание индивидуальной помощи.
Она применяется очень широко, как весьма действенный прием в воспитании, обучение подчиненных. Эффективность этой формы индивидуального воспитания заключается в ее конкретности и целеустремленности, так как каждый вид помощи основан на строгом учете особенностей личности. Именно они, эти особенности, диктуют какой-то конкретный вид помощи.
4. Справедливая и доброжелательная критика.
Критика должна быть конкретной, справедливой и своевременной. Необходимо помнить, что несправедливая оценка деятельности травмирует психику воина и вызывает у него или активный протест или угнетенное состояние.
5. Индивидуальный контроль.
Осуществляется командирами за деятельностью того и иного подчиненного в процессе воинской службы. Он может так же осуществляться посредством деятельности сержантского состава, актива подразделения.
6. Индивидуальные требования.
Учитывая индивидуальные особенности воинов, офицер-воспитатель должен проявлять к подчиненным индивидуальные требования в выполнение того или иного задания, поручения, в решении того или иного вопроса. Однако ни в коем случае нельзя делать поблажки подчиненным, чтобы другие не усомнились в вашей принципиальности.
Данные методы и формы индивидуальной воспитательной работы применяются командирами комплексно, систематически, с учетом индивидуальных особенностей военнослужащих, во всех видах служебной деятельности, в течении всей службы воина
Искусство воспитателя как раз и заключается в том, чтобы в конкретной ситуации, применительно к конкретному человеку, суметь избрать те методы, формы и методику их применения, которые наиболее целесообразны.
Собственно индивидуальное воспитательное воздействие по характеру влияния на личность разделяется на:
непосредственное и опосредованное.
Непосредственное воздействие предполагает своим объектом две основные стороны личности – внешнюю (деятельность, поведение, общение) и внутреннюю (духовно-нравственную). Непосредственное взаимодействие командира с подчиненным проявляется в индивидуальной помощи, требовательности, контроле, занятиях, инструктаже и т.д. Особенно благоприятные условия для непосредственного воздействия создаются в процессе совместной службы в наряде, карауле, при несении боевого дежурства, при выполнении регламентных работ. Ведущая роль в этих условиях принадлежит индивидуальной беседе, проводимой в непринужденной обстановке, один на один (командир-подчиненный). Таким образом, основное назначение непосредственного воспитательного воздействия заключается в том, чтобы сформировать у подчиненного положительное отношение, психологическую готовность к восприятию того, что ему передают командир, офицеры-воспитатели; желание перевести эти пока внешние ценности в свои собственные, внутренние ценности.
Опосредованное воздействие обеспечивается прежде всего созданием таких педагогических условий, которые стимулируют формирование определенных привычек, развивают профессионально важные качества, помогают преодолевать негативные черты личности воина. К таким условиям относятся: организация учебного процесса; бытовые условия воинов; система воспитания; служба войск; отношение к воину со стороны командиров; нравственная атмосфера в подразделении, среди офицеров и др. Кроме создания условий, опосредованное воздействие включает также: создание целенаправленных педагогических ситуаций; параллельное педагогическое действие; воспитание через коллектив; учебные занятия.
Значительными воспитательными возможностями располагает воинский коллектив.
Взаимодействуя с ним, командир способствует созданию здорового нравственного климата в подразделении. Особое внимание следует обратить на:
- участие командира в подборе актива;
- выявление неформальных объединений (микро групп) и лидеров;
- оказание помощи активу в работе;
- объединение коллектива общественно важной целью.
Командир (начальник) должен так же учитывать, что система индивидуальной воспитательной работы действует не только благодаря четкому функционированию должностных лиц. На ее эффективность влияют и другие обстоятельства – факторы внешней среды, - которые можно сгруппировать следующим образом:
а) социальная сфера: довольствующая служба тыла, медицинская служба, органы контроля, столовые, жилищно-казарменный фонд, спортивная база, учреждения торговли и т.п.;
б) общественные институты: воинские коллективы, товарищеские суды чести всех уровней, советы сержантов, женсоветы, общие собрания личного состава , советы библиотек, комнат досуга и информации и др.;
в) внеслужебная сфера: воинские комиссариаты, местные органы управления, трудовые коллективы, общественные организации, учебные заведения, средства массовой информации, родные и близкие военнослужащих.
Изучив индивидуальные особенности воина, командир прогнозирует его действия и поступки в различных условиях обстановки, осуществляет планирование индивидуальной воспитательной работы.
Специальный план индивидуальной работы в подразделении не составляется. Однако при планировании воспитательной работы с личным составом подразделения на месяц предусматриваются основные мероприятия индивидуального воспитательного воздействия. Часто в личном плане работы на день офицеры, зная планируемые мероприятия для личного состава, распорядок дня, личную загруженность, определяют содержание работы с отдельными солдатами, сержантами, прапорщиками и офицерами. Такой подход позволяет сочетать воспитательные возможности различных групповых мероприятий (учебные занятия, тренировки, служба в наряде, регламентные работы и т.д.) и различных форм, методов, средств и приемов индивидуального воспитательного воздействия.
В соответствие с требованием постановления Министерства обороны Республики Беларусь от 3 января 2002 года №1 на каждого военнослужащего срочной службы в роте (батарее) заводится личное дело, в котором содержатся:
- документы, отражающие результаты первичного изучения и выводы из него (анкета);
- автобиография;
- личная фотография;
- материалы переписки и встреч с родителями;
- отзыв младшего командира после прохождения курса совершенствования начальной военной подготовки;
- социально-психологическая характеристика с рекомендациями психолога воинской части, соединения или заместителя начальника пункта приема молодого пополнения (войскового приемника) по воспитательной работе;
- характеризующие документы учебного подразделения;
- служебная карточка военнослужащего;
- служебно-психологические характеристики за подписью командира взвода после 6, 12, 18 месяцев службы.
Для учета и систематизации полученных данных, анализа действенности индивидуальной воспитательной работы командиру (начальнику) целесообразно иметь педагогический дневник.
В нем, как правило, фиксируются:
- индивидуальные особенности каждого подчиненного и динамика их развития;
- конкретные факты индивидуальной работы (например, дата, время и краткое содержание индивидуальных бесед);
- характерные особенности, выявленные в ходе наблюдений, бесед с младшими командирами, товарищами, выводы, полученные в результате использования других методов изучения личности;
- достижения воина, его отдельные поступки, мотивы их проявления, характерные суждения;
- размышления о проектировании личности;
- выводы по результатам анализа педагогического воздействия, дальнейшему проведению индивидуальной воспитательной работы.
-
Вывод по второму вопросу:
Таким образом, создание и функционирование системы индивидуальной воспитательной работы в подразделении предполагает руководящие, организационные и регулирующие действия командира, направленные на обеспечение правильного психолого-педагогического подхода к индивидуальной работе, определение путей постоянного совершенствования ее форм и методов и распространение положительного опыта.
Заключение
В данной лекции раскрыты сущность и содержание индивидуальной воспитательной работы, основы деятельности командира (начальника) по ее организации.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы:
1. Воспитательная работа является важнейшей составной частью комплексного подхода к воспитанию военнослужащих и позволяет командиру (начальнику) эффективно формировать у подчиненных необходимые боевые и морально-психологические качества с учетом их индивидуальных особенностей.
2. Практика войск свидетельствует, что боевая выучка и готовность воинов к бою, их дисциплинированность выше там, где целенаправленно, организованно и систематично, на научной основе ведется индивидуальная воспитательная работа.
Преподаватель кафедры «Тактика и общевоенная подготовка»
подполковник С.М.Протасеня.