Осуществлять индивидуализацию обучения.


Наиболее целесообразно определить методы, приемы и формы воздействия на сознание и поведение конкретного военнослужащего.

Глубоко изучить особенности личности военнослужащего, его качества и на этой основе осуществить типологию военнослужащих.

2. Охватить целенаправленным воспитательным воздействием все категории военнослужащих.

4. Успешно осуществлять предупреждение и коррекцию отклоняющегося поведения военнослужащих, прогнозирование и предупреждение конфликтных ситуаций во взаимоотношениях между ними.

5. Обеспечить оптимальное военно-профессиональное использование военнослужащихпо специальности, соответствующей их возможностям и способностям, подбор сержантского состава.

7 .Оказывать позитивное влияние на морально-психологический климат в коллективе на основе всестороннего развития личности каждого члена коллектива.

8. Вовлекать военнослужащих в активную общественную работу, подбирать актива подразделения.

9. Обеспечить позитивное воспитательноевоздействие воинского коллектива на личностькаждого воина.

Жизнь подсказывает, что индивидуальная воспитательная работа дает положительный результат в деле воспитания, если офицеры, в повседневной работе знают и руководствуются основными принципами индивидуальной воспитательной работы.

 

Принципы индивидуальной воспитательной работы:

 

Ø Целеустремленность, систематичность и непрерывностьиндивидуальной воспитательной работы.

Ø Оперативность.

Ø Конкретность, направленность на определенного военнослужащего.

Ø Охватиндивидуальным воспитательным воздействиемвсех без исключения военнослужащих.

Ø Единство индивидуального и коллективного воздействия на личность воина.

Ø Связь воспитания с жизньюгосударства, армии, воинского коллектива.

Ø Соблюдениечувства меры в критике недостатковвоинаи опора на его положительные качества.

Ø Личная примерность и ответственность воспитателя.

Ø Сочетаниевысокой требовательностик каждому военнослужащемусзаботойо его жизни, быте, досуге.

Ø Умелое использование боевой подготовки для формирования необходимых качеств личности воина.

Исследование сущности индивидуальной воспитательной работы и войсковая практика позволяют выделить следующие ее структурные компоненты (структура индивидуальной воспитательной работы):

Ø изучение особенностей деятельности и личности воина;

Ø определение ближайших и перспективных целей и задач индивидуальной воспитательной работы на основе соотнесения данных изучения воина с требованиями законов, уставов и присяги, программ подготовки военнослужащих, приказов командиров и начальников;

Ø определение наиболее целесообразных форм и методов индивидуальной воспитательной работы для реализации поставленных целей и задач воспитания и обучения в отношении конкретного военнослужащего, планирование индивидуальной воспитательной работы;

Ø практическое осуществление индивидуальной воспитательной работы;

Ø анализ опыта и оценка результатов индивидуальной воспитательной работы;

Ø уточнение и внесение дополнительных мер педагогического воздействия (корректировка).

 

В соответствие с требованиями постановления Министерства обороны Республики Беларусь от 11 января 2010 года №1 «О деятельности органов военного управления по поддержанию и укреплению дисциплины в Вооруженных Силах Республики Беларусь и мерах по ее совершенствованию» командиры соединений, воинских частей, подразделений и их заместители по морально-психологическому обеспечению несут ответственность за организацию и состояние изучения морально-психологических качеств военнослужащих и индивидуальной воспитательной работы. За методическое обеспечение этой работы отвечают войсковые психологи.

 

Организациякомандиром (начальником) индивидуальной воспитательной работы предполагает:

1. Изучение, оценка и анализ индивидуальных качеств воинов, учет их изменений.

2. Определение целей и задач индивидуальной воспитательной работы.

3. Создание документированной системы индивидуального обучения и воспитания подчиненных военнослужащих.

4. Четкая и своевременная постановка задач по осуществлению индивидуальной воспитательной работы.

5. Непосредственное осуществление комплекса педагогических воздействий.

6. Контроль и уточнение задач индивидуальной воспитательной работы, оказание помощи подчиненным в ее осуществлении.

7. Обучение подчиненных методике индивидуальной воспитательной работы, повышение их педагогического мастерства.

8. Анализ результатов и опыта индивидуальной воспитательной работы.

9. Определение и реализация путей и мер совершенствования индивидуальной воспитательной работы.

 

Положительный результат любой деятельности предусматривает системный подход, поэтому в каждом подразделении должна создаваться и функционировать система индивидуальной воспитательной работы.

Система индивидуальной воспитательной работы – это комплекс целенаправленных, упорядоченных по времени, формам и методам мероприятий, проводимых в определенной последовательности командирами (начальниками) по индивидуальному воспитанию подчиненных.

 

Система индивидуальной воспитательной работы командира (начальника) с подчиненными военнослужащими включает:

 

1. Определение целей и задач ИВР.

2. Планирование ИВР.

3. Изучение особенностей личности и деятельности каждого подчиненного и выработку рекомендаций по их воспитанию (самовоспитанию).

4. Творческое применение форм и методов ИВР, где особое внимание обращается на:

Ø изучение деловых и моральных качеств офицеров и прапорщиков;

Ø изучение молодых офицеров и выработку рекомендаций по их воспитанию (самовоспитанию);

Ø изучение молодого пополнения;

Ø осуществление постоянного наблюдения, проведение анализа и формулирование выводов с целью наращивания воспитательного воздействия на личность военнослужащего;

Ø формирование личностных свойств и качеств с учетом психологии конкретного военнослужащего;

Ø подбор личного состава в наряды, караулы в целях обеспечения морально-психологической совместимости;

Ø психологическое влияние на военнослужащих, имеющих признаки отклоняющегося поведения с целью его профилактики (минимизации);

5. Обучение подчиненных методике ИВР;

6. Оценку результатов и анализ эффективности ИВР и совершенствование практики ее проведения.

 

В соответствие с требованиями Инструкции о порядке осуществления в Вооруженных Силах Республики Беларусь отбора, приема и ввода в строй молодого пополнения, проведения ИВР и профилактики девиантного поведения военнослужащих, утвержденной постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 3 января 2002 года №1 «О деятельности органов военного управления по поддержанию и укреплению дисциплины в Вооруженных Силах Республики Беларусь и мерах по ее совершенствованию» в каждом подразделении, воинской части, соединении создается документированная система индивидуального обучения и воспитания подчиненных военнослужащих,которой предусматривается:

 

Ø участие командиров и начальников в обучении личного состава (периодичность, формы. методы, категории военнослужащих);

Ø порядок контроля индивидуальной работы (перед кем и в какие сроки отчитывается должностное лицо).

Деятельность командира в системе индивидуальной воспитательной работы включает три основных этапа:

1. Подготовительный этап.

На этом этапе:

 

Ø определяются цели и задачи индивидуальной воспитательной работы;

Ø создается документированная система индивидуального обучения и воспитания подчиненных военнослужащих;

Ø осуществляется обучение членов педагогического коллектива практике индивидуальной воспитательной работы.

 

2. Этап педагогического воздействия на военнослужащих.

На этом этапе:

 

Ø осуществляется непосредственное изучение и учет индивидуальных особенностей военнослужащих, определение и применение наиболее эффективных форм, методов и приемов индивидуального воздействия;

Ø организуется получение оперативной информации о настроениях, интересах и запросах личного состава

Ø осуществляется контроль и оказание помощи подчиненным в проведении ИВР.

 

3. Этап анализа результатов:

На этом этапе:

Ø осуществляется оценка и анализ, обобщение передового опыта ИВР;

Ø определяются дополнительные, наиболее эффективные формы и методы педагогического воздействия на военнослужащих.

 

Анализ опыта индивидуальной воспитательной работы с учетом требований Устава внутренней службы Вооруженных Сил Республики Беларусь позволяют определить кто и скем индивидуально работает. Так,-

Командир батальона (дивизиона) проводит индивидуальную воспитательную работу с офицерами батальона (дивизиона), прапорщиками и сержантами батальона. Он обязан знать деловые и морально-психологические качества каждого офицера, прапорщика и сержанта батальона, постоянно проводить с ними индивидуальную работу по их воспитанию и совершенствованию профессиональной подготовки. Особое внимание, при этом, командир батальона (дивизиона) обращает на своих заместителей и командиров рот (батарей).

В сфере индивидуального воздействия заместителя командира батальона по идеологической работе находятся офицеры, прапорщики, сержанты и военнослужащие, относящиеся к «группе риска». Вместе с тем он:

- обучает и оказывает методическую помощь офицерам, прапорщикам и сержантам подразделений в организации индивидуальной воспитательной работы с подчиненными;

- изучает общественное мнение, настроение личного состава и принимает практические меры по налаживанию межличностных отношений, по предупреждению негативных явлений в подразделениях.

Командир роты проводит индивидуальную воспитательную работу со всеми военнослужащими роты. Он обязан знать воинское звание, фамилию, национальность, срок службы, занимаемую должность и специальность, семейное положение, деловые и морально-психологические качества каждого военнослужащего роты. Особое внимание, при этом, командир роты обращает на своих заместителей, командиров взводов, прапорщиков и сержантов роты

Командир взвода обязан знать фамилию, имя, отчество и год рождения, национальность, род занятий до военной службы, семейное положение, успехи и недостатки в боевой подготовке каждого военнослужащего, их деловые и морально-психологические качества; постоянно проводить с ними индивидуальную работу по воинскому воспитанию, вести именной список личного состава. Особое внимание он обращает на работу с сержантским составом, активом взвода, лицами склонными к нарушениям воинской дисциплины.

Существенной стороной индивидуальной воспитательной работы является выбор методов и форм изучения военнослужащего и педагогического воздействия на него.

Метод ИВР – это совокупность средств и приемов изучения личности, а т. психолого-педагогического воздействия командира (начальника) на подчиненного с целью формирования у него необходимых качеств.

Форма ИВР – это совокупность организационных сторон деятельности командира (начальника) в процессе ИВР с подчиненными.

 

К основным методам изучения личности сегодня относят:

- метод наблюдения;

- метод изучения документов;

- метод диагностической беседы;

- метод обобщения независимых характеристик;

- диагностический эксперимент;

- социометрический метод;

- метод взаимодействия с родителями.

 

Метод наблюдения предполагает наличие четкой цели и детальную фиксацию результатов. При изучении индивидуальных особенностей воинов, как правило, применяется выборочное наблюдение с целью познания определенных граней, сторон, свойств и качеств личности. Данные наблюдения фиксируются в педагогических дневниках, листах учета индивидуальных бесед. На практике особое значение имеет планомерное наблюдение за поведением военнослужащих. Конечно, один командир подразделения не решит эту задачу. В этом ему оказывает помощь сержантский состав, актив. Наблюдение осуществляется: во время подъема личного состава и физзарядки, утренней и вечерней приборки, завтрака, обеда и ужина, в ходе занятий и тренировок, в часы отдыха.

Чтобы наблюдение не было похоже на досмотр, а информация о наблюдении - на донос, важно соблюдать этикет. Информация должна быть частной, правдивой.

Метод изучения документов, отражающих ход и результаты боевой подготовки, воспитательной работы, служебных карточек, характеристик, учетно-послужных карточек, личных дел, медицинских книжек, журналов учета боевой подготовки, протоколов общих собраний и др.

Он дает возможность проанализировать за определенный период обучения и воспитания состояние боевой учебы, дисциплинированность, другие параметры воинских обязанностей, сравнить достигнутые показатели с итогами прошлой деятельности и на этой основе выявить тенденции и внести коррективы в индивидуальную воспитательную работу.

Метод диагностической беседы. Личное общение с подчиненными дает самые достоверные данные, оно одновременно преследует ознакомительную и воспитательные цели. При умелом проведении беседы можно выявить личные переживания воина, его мнения о положении дел в воинском коллективе, о сослуживцах. Результаты беседы помогают составить «диагноз» в интересах введения корректив в индивидуальную работу. Беседа является одной из целенаправленных форм изучения и воспитания военнослужащих и требует соблюдение определенных условий, соответствующей методики и тщательной подготовки.

При проведении беседы воспитатель должен ясно представлять, что он хочет получить от этой беседы, какие вопросы и как должны быть решены, какое воздействие и как оказать на подчиненного. Действительные результаты не всегда могут совпадать с желаниями, однако в любом случае должна ставиться конкретная цель, вытекающая из предыдущей беседы и учета недостатков военнослужащего.

Безусловно, в одной беседе человек не раскроется, поэтому необходимо заранее предусматривать цикл бесед.

Метод обобщения независимых характеристик. Суть его - в сборе возможно большей информации об изучаемом военнослужащем. Данные получают от начальников и старших командиров, от равных по служебному положению, от подчиненных. Техника получения независимых характеристик разнообразна: устные беседы, экспертные оценки, письменные характеристики, анкеты, вопросники и др.

Диагностический эксперимент. Он позволяет выявить возможности военнослужащего в восприятии психолого-педагогических воздействий. В начале и в конце эксперимента фиксируются измерения исследуемых показателей в области поведения и убеждений личности. Сравнение результатов начала и конца эксперимента позволяет сделать вывод об успехе(или неудаче) индивидуального влияния

Социометрический метод. Позволяет получить интересующую информацию быстрым и эффективным способом. Существует различные способы использования данного метода. Цель его - выявить в коллективе статус военнослужащих, их потребность в общении, психологическую совместимость и другие данные, позволяющие спланировать индивидуальную воспитательную работу и целенаправленно ее осуществлять.

Метод взаимодействия с родителями. (а также с руководителями школ, предприятий, где учился и работал воспитанник). Данный метод, посредством встреч и переписки с родителями, руководителями школ и предприятий позволяет командирам глубже узнать индивидуальные особенности подчиненного, его привычки, склонности и т.д.; позволяет целенаправленно организовать индивидуальную воспитательную работу.

Воин, как личность познается:

· через его мировоззрение, убеждения, взгляды, отношение к действительности, службе в процессе деятельности;

· через изучение психологических особенностей: познавательных процессов, эмоций, переживаний, чувств, психических свойств, состояний.

К числу основных, наиболее распространенных форм индивидуальной воспитательной работы с личным составом относятся:

1. Индивидуальная беседа.

 

Индивидуальная беседа является одним из важнейших и наиболее действенных методов психологии, который широко применяется в различных ее областях. В зависимости от целей использования индивидуальная беседа может быть:

· ознакомительной;

· диагностической;

· экспериментальной;

· профилактической.

Ознакомительная беседа – вид беседы, в ходе которой происходит первичное знакомство командира с личностью.

Диагностическая беседа – вид беседы, при проведении которой командир (начальник) может оценить не только потребности, мотивы, склонности, интересы, черты характера, познавательные процессы, но и выявить глубоко личные переживания личности, в той или иной мере затрудняющие прохождение военной службы, его мнение о положении дел в воинском коллективе, о сослуживцах, командирах.

Результаты беседы помогут составить психологический «диагноз», на основе которого строится индивидуальная работа командира с подчиненным.

Экспериментальная беседа – наиболее сложный вид индивидуальной беседы, требующий от командира (начальника) высокого уровня знаний, умений и навыков ее проведения.

Экспериментальная беседа является заключительным этапом социально-психологического изучения военнослужащего. Проводится, когда командир уже собрал и обобщил полученную другими методами информацию о военнослужащем, выработал несколько рабочих гипотез, характеризующих личность, и в беседе подтверждает одну из них. В результате проведения этой беседы создается окончательный психологический портрет личности.

Профилактическая беседа– вид беседы, в ходе которой преследуется цель профилактики того или иного поведения военнослужащего.

Главное достоинство индивидуальной беседы заключается в ее доверительности. Это и отличает ее от коллективных и массовых форм воздействия. В индивидуальной беседе эффект взаимности и доверительности возникает быстро и создается хорошая возможность конкретного и действенного влияния на мысли и чувства воина. Но успех такой беседы зависит от подготовки к ней, от умения командира создать обстановку доверия, вести ее непринужденно, творчески, учитывая при этом особенности личности воина (выявленные ранее методами изучения).

 

При проведении беседы:

 

-проявляйте искренний интерес, беседуя, общаясь с подчиненным;

-поощряйте стремление подчиненного рассказать о себе; чем более вы это стимулируете, тем более неожиданными могут быть результаты;

-помните, что для любого человека звук его имени - самый важный звук человеческой речи, но не пренебрегайте уставными требованиями;

-избирайте тему для общения обязательно в круге интересов вашего собеседника;

-всегда давайте вашему подчиненному возможность почувствовать его значимость в коллективе.

Перечисленные пожелания помогут вам расположить к себе собеседника. Однако этого мало. Нужно еще попытаться сформировать у него желание быть вашим помощником в достижении цели индивидуального воздействия. Для достижения этого целесообразно использовать следующие приемы и рекомендации:

- вначале покажите собеседнику свое дружеское отношение к нему;

- проявляйте уважение к мнению собеседника, никогда сразу не говорите, что он не прав, а лучше помогите ему прийти к этой оценки самому;

- старайтесь, чтобы вам собеседник говорил больше, чем вы;

- помните, нельзя одержать верх в споре; единственный способ одержать в споре победу - это избежать его;

- дайте человеку почувствовать, что идея, которую вы подали, принадлежит ему, а не вам.

 

Таким образом, индивидуальная беседа требует соблюдения определенных условий проведения:

· тщательная подготовка к ее проведению, четкое определение основной цели, последовательности задаваемых вопросов, изучение всей имеющейся информации, в том числе результатов психодиагностики;

· проведение беседы в непринужденной, спокойной и доверительной обстановке при отсутствии посторонних лиц;

· предварительно намеченные вопросы не должны ограничивать содержание разговора;

· всю полученную информацию об особенностях личности обследуемого, свои выводы следует записывать только после проведения беседы;

· в результате беседы важно не только почерпнуть нужную информацию о военнослужащем, но и оказать на него положительное психолого-педагогическое воздействие. В завершении беседы целесообразно высказать пожелания, дать полезные советы, облегчающие адаптацию к условиям военной службы.

 

2. Индивидуальные задания или поручения.

 

Действенность индивидуальных заданий и поручений зависит от умения офицера увидеть и использовать какое-то положительное качество воина. Они основаны на силе психологического эффекта, вызываемого острым выражением веры в его силы и возможности.

 

3. Оказание индивидуальной помощи.

Она применяется очень широко, как весьма действенный прием в воспитании, обучение подчиненных. Эффективность этой формы индивидуального воспитания заключается в ее конкретности и целеустремленности, так как каждый вид помощи основан на строгом учете особенностей личности. Именно они, эти особенности, диктуют какой-то конкретный вид помощи.

4. Справедливая и доброжелательная критика.

 

Критика должна быть конкретной, справедливой и своевременной. Необходимо помнить, что несправедливая оценка деятельности травмирует психику воина и вызывает у него или активный протест или угнетенное состояние.

 

5. Индивидуальный контроль.

Осуществляется командирами за деятельностью того и иного подчиненного в процессе воинской службы. Он может так же осуществляться посредством деятельности сержантского состава, актива подразделения.

 

6. Индивидуальные требования.

Учитывая индивидуальные особенности воинов, офицер-воспитатель должен проявлять к подчиненным индивидуальные требования в выполнение того или иного задания, поручения, в решении того или иного вопроса. Однако ни в коем случае нельзя делать поблажки подчиненным, чтобы другие не усомнились в вашей принципиальности.

 

Данные методы и формы индивидуальной воспитательной работы применяются командирами комплексно, систематически, с учетом индивидуальных особенностей военнослужащих, во всех видах служебной деятельности, в течении всей службы воина

Искусство воспитателя как раз и заключается в том, чтобы в конкретной ситуации, применительно к конкретному человеку, суметь избрать те методы, формы и методику их применения, которые наиболее целесообразны.

Собственно индивидуальное воспитательное воздействие по характеру влияния на личность разделяется на:

 

непосредственное и опосредованное.

 

Непосредственное воздействие предполагает своим объектом две основные стороны личности – внешнюю (деятельность, поведение, общение) и внутреннюю (духовно-нравственную). Непосредственное взаимодействие командира с подчиненным проявляется в индивидуальной помощи, требовательности, контроле, занятиях, инструктаже и т.д. Особенно благоприятные условия для непосредственного воздействия создаются в процессе совместной службы в наряде, карауле, при несении боевого дежурства, при выполнении регламентных работ. Ведущая роль в этих условиях принадлежит индивидуальной беседе, проводимой в непринужденной обстановке, один на один (командир-подчиненный). Таким образом, основное назначение непосредственного воспитательного воздействия заключается в том, чтобы сформировать у подчиненного положительное отношение, психологическую готовность к восприятию того, что ему передают командир, офицеры-воспитатели; желание перевести эти пока внешние ценности в свои собственные, внутренние ценности.

Опосредованное воздействие обеспечивается прежде всего созданием таких педагогических условий, которые стимулируют формирование определенных привычек, развивают профессионально важные качества, помогают преодолевать негативные черты личности воина. К таким условиям относятся: организация учебного процесса; бытовые условия воинов; система воспитания; служба войск; отношение к воину со стороны командиров; нравственная атмосфера в подразделении, среди офицеров и др. Кроме создания условий, опосредованное воздействие включает также: создание целенаправленных педагогических ситуаций; параллельное педагогическое действие; воспитание через коллектив; учебные занятия.

Значительными воспитательными возможностями располагает воинский коллектив.

Взаимодействуя с ним, командир способствует созданию здорового нравственного климата в подразделении. Особое внимание следует обратить на:

- участие командира в подборе актива;

- выявление неформальных объединений (микро групп) и лидеров;

- оказание помощи активу в работе;

- объединение коллектива общественно важной целью.

Командир (начальник) должен так же учитывать, что система индивидуальной воспитательной работы действует не только благодаря четкому функционированию должностных лиц. На ее эффективность влияют и другие обстоятельства – факторы внешней среды, - которые можно сгруппировать следующим образом:

а) социальная сфера: довольствующая служба тыла, медицинская служба, органы контроля, столовые, жилищно-казарменный фонд, спортивная база, учреждения торговли и т.п.;

б) общественные институты: воинские коллективы, товарищеские суды чести всех уровней, советы сержантов, женсоветы, общие собрания личного состава , советы библиотек, комнат досуга и информации и др.;

в) внеслужебная сфера: воинские комиссариаты, местные органы управления, трудовые коллективы, общественные организации, учебные заведения, средства массовой информации, родные и близкие военнослужащих.

 

Изучив индивидуальные особенности воина, командир прогнозирует его действия и поступки в различных условиях обстановки, осуществляет планирование индивидуальной воспитательной работы.

Специальный план индивидуальной работы в подразделении не составляется. Однако при планировании воспитательной работы с личным составом подразделения на месяц предусматриваются основные мероприятия индивидуального воспитательного воздействия. Часто в личном плане работы на день офицеры, зная планируемые мероприятия для личного состава, распорядок дня, личную загруженность, определяют содержание работы с отдельными солдатами, сержантами, прапорщиками и офицерами. Такой подход позволяет сочетать воспитательные возможности различных групповых мероприятий (учебные занятия, тренировки, служба в наряде, регламентные работы и т.д.) и различных форм, методов, средств и приемов индивидуального воспитательного воздействия.

В соответствие с требованием постановления Министерства обороны Республики Беларусь от 3 января 2002 года №1 на каждого военнослужащего срочной службы в роте (батарее) заводится личное дело, в котором содержатся:

- документы, отражающие результаты первичного изучения и выводы из него (анкета);

- автобиография;

- личная фотография;

- материалы переписки и встреч с родителями;

- отзыв младшего командира после прохождения курса совершенствования начальной военной подготовки;

- социально-психологическая характеристика с рекомендациями психолога воинской части, соединения или заместителя начальника пункта приема молодого пополнения (войскового приемника) по воспитательной работе;

- характеризующие документы учебного подразделения;

- служебная карточка военнослужащего;

- служебно-психологические характеристики за подписью командира взвода после 6, 12, 18 месяцев службы.

 

Для учета и систематизации полученных данных, анализа действенности индивидуальной воспитательной работы командиру (начальнику) целесообразно иметь педагогический дневник.

В нем, как правило, фиксируются:

- индивидуальные особенности каждого подчиненного и динамика их развития;

- конкретные факты индивидуальной работы (например, дата, время и краткое содержание индивидуальных бесед);

- характерные особенности, выявленные в ходе наблюдений, бесед с младшими командирами, товарищами, выводы, полученные в результате использования других методов изучения личности;

- достижения воина, его отдельные поступки, мотивы их проявления, характерные суждения;

- размышления о проектировании личности;

- выводы по результатам анализа педагогического воздействия, дальнейшему проведению индивидуальной воспитательной работы.

-

Вывод по второму вопросу:

Таким образом, создание и функционирование системы индивидуальной воспитательной работы в подразделении предполагает руководящие, организационные и регулирующие действия командира, направленные на обеспечение правильного психолого-педагогического подхода к индивидуальной работе, определение путей постоянного совершенствования ее форм и методов и распространение положительного опыта.

Заключение

В данной лекции раскрыты сущность и содержание индивидуальной воспитательной работы, основы деятельности командира (начальника) по ее организации.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

 

1. Воспитательная работа является важнейшей составной частью комплексного подхода к воспитанию военнослужащих и позволяет командиру (начальнику) эффективно формировать у подчиненных необходимые боевые и морально-психологические качества с учетом их индивидуальных особенностей.

2. Практика войск свидетельствует, что боевая выучка и готовность воинов к бою, их дисциплинированность выше там, где целенаправленно, организованно и систематично, на научной основе ведется индивидуальная воспитательная работа.

 

Преподаватель кафедры «Тактика и общевоенная подготовка»

подполковник С.М.Протасеня.