УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


ЛЕКЦИЯ

по учебной дисциплине

«Идеологическая работа в ВС РБ»

 

Тема № 2 «Воспитательная работа в деятельности командира. Индивидуальная воспитательная работа в подразделении»

 

 

Обсуждено на заседании кафедры

Протокол от «____»______2012 г.

№______

 

 

Минск 2012 г


УТВЕРЖДАЮ:

Начальник кафедры __________________________

(название кафедры)

_________________________________________________________

_________________________________________________________

(ученая степень, ученое звание, воинское звание,

______________________________________________

подпись, инициалы, фамилия)

« ____ » ______________ 20____ г.

 

Начальник кафедры __________________________

(название кафедры)

_________________________________________________________

_________________________________________________________

(ученая степень, ученое звание, воинское звание,

______________________________________________

подпись, инициалы, фамилия)

« ____ » ______________ 20__ г.

 

Начальник кафедры __________________________

(название кафедры)

_________________________________________________________

_________________________________________________________

(ученая степень, ученое звание, воинское звание,

______________________________________________

подпись, инициалы, фамилия)

« ____ » ______________ 20__ г.

 

Начальник кафедры __________________________

(название кафедры)

_________________________________________________________

_________________________________________________________

(ученая степень, ученое звание, воинское звание,

______________________________________________

подпись, инициалы, фамилия)

« ____ » ______________ 20_ г.

 

Начальник кафедры __________________________

(название кафедры)

_________________________________________________________

_________________________________________________________

(ученая степень, ученое звание, воинское звание,

______________________________________________

подпись, инициалы, фамилия)

« ____ » ______________ 20_ г.

 

Цель:

1. Формировать у обучаемых систематизированные знания о воспитательной работе, ознакомить их с требованиями руководящих документов по организации воспитательной работы в ВС РБ.

2. Сконцентрировать внимание обучаемых на узловых вопросах функционирования системы индивидуальной воспитательной работы, индивидуального обучения и воспитания подчиненных военнослужащих.

3. Воспитывать у обучаемых ответственность за организацию и состояние индивидуальной воспитательной работы в их дальнейшей практической деятельности.

 

Метод проведения: рассказ и показ, пояснение.

Время: 2 часа

Место: Учебный поток (группа), аудитория:

 

Содержание лекции И расчет времени:

 

Введение - 10мин

1.Сущность, содержание и задачи воспитательной работы в ВС РБ - 25мин

2.Организация индивидуальной воспитательной работы

в подразделении - 45мин

Заключение - 10мин

 

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Учебное пособие: «Вооруженные Силы Республики Беларусь; История и современность»/Л. С. Мальцев, - Мн. Асобы Дах. 2003.

2. Учебное пособие: « Деятельность органов военного управления по поддержанию и укреплению воинской дисциплины» / Л.С. Мальцев Л.С – Минск: Асобны Дах, 2002

3.Основы идеологии обеспечения военной безопасности государства. Идеологическая работа в ВС РБ / А.Н. Гура, И.Г. Лопатюк, В.М. Макаров – Минск 2009.

4.Инструкция: « О порядке организации идеологической работы в Вооруженных Силах Республики Беларусь» Приказ МО РБ 3.01.2006 №1

5.Методические рекомендации: «Идеологическая работа в подразделении» В.М. Хованский, Г.Г. Поддубный, А.М. Хованский, МО РБ, УО ВА РБ - Мн. 2006

6.Инструкция: «О деятельности органов военного управления по поддержанию и укреплению дисциплины в Вооруженных Силах Республики Беларусь и мерах по ее совершенствованию: Постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 11 января 2010 г. № 1. – Минск: МО РБ

7. Методика воспитательной работы в Вооруженных Силах Республики Беларусь. – Чайка С.Н. Мн. БГУИР, 1997.

8..Индивидуальная воспитательная работа. - Минск: Военная Академия Республики Беларусь, 1997 – 56 с.

9.Методика индивидуальной воспитательной работы (Учебно-методическое пособие). – М.: Военное издательство, 1991 г. – 48 с.

10. Личность и коллектив: психология военного управления. – Подоляк Я.В. М.: Воениздат, 1989г. - 352 с.

11.Практика индивидуальной воспитательной работы с подчиненными. – Минск: Министерство обороны Республики Беларусь, 1993 г. – 22 с.

12О.Устав внутренней службы Вооруженных Сил Республики Беларусь. – Минск: «Издательство «Ураджай», 2001 г.

 

2.Мультимедийное оборудование, экран.

3. Презентация.

 

Введение

 

Воспитание человека - сложный, противоречивый и многоплановый процесс, действенность которого во многом определяется способностью командира найти подход к каждому подчиненному, обеспечить наиболее полную реализацию его возможностей в военной службе и самосовершенствовании.

На важность глубокого изучения человека указывал известный русский педагог К.Д. Ушинский. Он писал:

"Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния - а средства эти громадны".

Изучение всех свойств и качеств личности воина приобрело повышенное значение в современных условиях. Профессиональный отбор военнослужащих, формирование важных качеств, расстановка по специальностям, решение вопросов совместимости – все это обеспечивается в значительной мере на основе глубокого знания командирами своих подчиненных. Научный подход к воспитанию и обучению воинов с учетом основ военной психологии и педагогики открывает перспективы в воспитательной работе по управлению формированием личности, осуществлению индивидуального подхода. Именно поэтому, в решении больших и сложных задач, стоящих перед командиром, большую роль играет изучение и учет особенностей личности каждого подчиненного.

В данной лекции предлагается систематизированный материал о сущности индивидуальной воспитательной работы, ее организации и методике.

 

Вопрос №1 Сущность, содержание и задачи воспитательной работы в ВС РБ.

Воспитательная работа – система мер и мероприятий по воздействию на сознание, мировоззрение, волю и чувства военнослужащих (гражданского персонала) в целях формирования в каждом из них идейно-нравственной личности, готовой сознательно выполнять должностные обязанности, развития в подчиненных воинских (трудовых) коллективах общей (коллективной) заинтересованности в повышении уровня и качества решения задач, возложенных на Вооруженные Силы.

Воспитательная работа проводится дифференцированно со всеми категориями военнослужащих (гражданского персонала) постоянно в ходе повседневной служебной (трудовой) деятельности и боевой учебы.

Воспитательная работа в Вооруженных Силах проводится по гражданско-патриотическому, государственно-правовому, воинскому, духовно-нравственному и семейно-бытовому направлениям.

Организация воспитательной работы строится на следующих принципах:

– конкретная социально-ценностная направленность и целеустремленность;

– соответствие содержания характеру решаемых задач обеспечения военной безопасности;

– единство обучения и воспитания военнослужащих;

– воспитание в процессе обучения и повседневной жизни;

– воспитание в коллективе и через коллектив;

– субъект-субъективный фактор воспитательных взаимоотношений;

– опора на положительное в личности и коллективе;

– полнота охвата воспитанием;

– активность, системность, конкретность, сочетание комплексного и индивидуального подходов;

– единство, согласованность и преемственность;

– оптимизация воспитательного процесса.

Руководство воспитательной работой осуществляется на основании принципов:

– научности;

– правовой доминантности руководителя в воспитательной деятельности;

– активности и адекватности управленческих решений стоящим задачам;

– сочетания групповых и индивидуальных форм воспитательного воздействия;

– позитивно-мотивационной направленности воспитания;

– сочетания убеждения, принуждения, личного примера, упражнения, поощрения, уважения к подчиненным и требовательности к ним;

учета специфики воинских частей и подразделений, уровня психических и физических нагрузок на личный состав в ходе боевой учебы.

 

Командиры воинских частей несут персональную ответственность за состояние воспитательной работы. На основе анализа они ставят задачи подчиненным должностным лицам, органам военного управления по содержанию, организации и проведению воспитательной работы, принимают меры по ее совершенствованию, участвуют в проводимых мероприятиях в масштабе части, лично проводят воспитательную работу с различными категориями военнослужащих и, прежде всего, со своими заместителями, офицерами управления, командирами подразделений.

Штабы совместно с органами идеологической работы обеспечивают единство планирования и организации боевой подготовки, воспитательной работы, участие командиров и начальников родов войск и служб в воспитании подчиненных. На основе анализа МПС личного состава вносят предложения командирам (начальникам) по его укреплению, организуют воспитательные мероприятия по поддержанию уставного порядка, обеспечению безопасности воинской службы, использованию в воспитательном процессе воинских ритуалов.

Органы идеологической работы занимаются непосредственной организацией воспитательной работы, а именно:

– осуществляют планирование, методическое обеспечение, организацию и непосредственное проведение воспитательной работы с военнослужащими, гражданским персоналом Вооруженных Сил и членами их семей;

– обеспечивают взаимодействие с республиканскими и местными органами государственного управления, общественными и религиозными объединениями, средствами массовой информации в интересах воспитания.

Планирование воспитательной работы осуществляется:

– в видах Вооруженных Сил, силах специальных операций, оперативных (оперативно-тактических) командованиях, департаменте транспортного обеспечения, соединениях, воинских частях, военных учебных заведениях, организациях Министерства обороны Республики Беларусь – на год (мероприятия воспитательной работы включаются в план-календарь основных мероприятий морально-психологического обеспечения на месяц);

– в батальонах (дивизионах, эскадрильях и им равных) – на месяц;

– в ротах (батареях) – на неделю (в расписаниях занятий в часы, предусмотренные распорядком дня для проведения мероприятий идеологической работы).

Руководство воспитательной работой осуществляется на основании принципов:

– научности;

– правовой доминантности руководителя в воспитательной деятельности;

– активности и адекватности управленческих решений стоящим задачам;

– сочетания групповых и индивидуальных форм воспитательного воздействия;

– позитивно-мотивационной направленности воспитания;

– сочетания убеждения, принуждения, личного примера, упражнения, поощрения, уважения к подчиненным и требовательности к ним;

– учета специфики воинских частей и подразделений, уровня психических и физических нагрузок на личный состав в ходе боевой учебы.

 

Воспитательная работа носит системный характер. Данная система включает в себя ряд базовых элементов: содержательный, организационный, обеспечивающий и оценивающий.

Содержательный элемент представляет собой определение целей, задач, направлений и путей воспитания, которые реализуются в конкретных его формах в соответствии с закономерностями и принципами воспитательной работы.

Организационный элемент включает в себя планирование воспитательной работы, руководство и управление воспитательным процессом, обеспечение действенной обратной связи, обучение должностных лиц методике воспитательной работы, обмен опытом по ее организации, ее анализ и корректировку.

Обеспечивающий элемент предполагает следующие виды воспитательной работы: научно-методическая, информационная, материально-техническая и культурно-досуговая.

Оценивающий элемент составляют критерии и показатели эффективности воспитательной работы.

 

Выводы по первому вопросу:

1. Воспитательная работа – важнейшая форма воспитания, научный метод управления, действенная форма влияния на сознание воинов.

2. Проведение воспитательной работы организованно, систематически, на научной основе обеспечивает ее высокую эффективность.

 

Вопрос №2 Организация индивидуальной воспитательной работы в

подразделении.

Индивидуальная воспитательная работа (ИВР) - это систематическое, целенаправленное и согласованное педагогическое воздействие командиров (начальников) на сознание, чувства и поведение конкретной личности с учетом ее возрастных, социальных, моральных, психологических и других особенностей, а так же условий службы, быта и отдыха в интересах внутреннего развития и подготовки данной личности к успешному выполнению воинского долга.

Цель индивидуальной воспитательной работы – создание наиболее благоприятных условий для достижения педагогических целей на основе всестороннего учета индивидуальных особенностей военнослужащих.

 

Ее сущностьзаключается в применении таких мер педагогического воздействия на личность, которые максимально эффективны и действенны для данного конкретного военнослужащего в конкретной ситуации, а также в такой организации педагогической работы, которая способствует всестороннему развитию данного военнослужащего.

К сожалению, приходится еще встречаться с фактами недооценки индивидуальной воспитательной работы со стороны некоторых офицеров, с недопониманием ее сущности и значения, с неумением практически организовать и проводить ее. Немало командиров и начальников считают, что индивидуальная воспитательная работа не представляет ни какой сложности, склонны сводить ее лишь к беседам с отдельными военнослужащими. Побеседовал с человеком, поинтересовался его биографией, жизнью, службой и все. Такое понимание является весьма упрощенным и не отражает всего богатства содержания, подлинного назначения, тех задач, которые призвана решать индивидуальная воспитательная работа.

 

Индивидуальная воспитательная работа помогает командиру (начальнику) решить следующие задачи: