Складывание Русского централизованного государства. Государственный строй Московского государства XIV-XV вв.


Государство и право Золотой Орды (XIII-XV вв)

Монгольское государство представляло специфический тип ранней кочевой варварской империи.

Наличие двух признаков:

1. Большая территория,

2. Наличие зависимых или колониальных владений.

Ранняя империя. Для ранних империй характерно отсутствие прочной взаимосвязи между метрополией и колониями. Наличие различий по основным показателям развития.

Варварская. Для варварских империй характерно наличие преимуществ развития только в военной сфере (по равнению с завоёванными народами).

Кочевая империя – общество, организованное по военно-иерархическому принципу, занимающее большие пространства и получающее не скотоводческие ресурсы по средства внешней эксплуатации.

Признаки кочевых империй:

1. Дуальный (на крылья) или триадный (на крылья и центр) принцип административного деления империи.

2. Многоступенчатый иерархический характер социальной организации, пронизанный на всех уровнях племенными генеалогическими связями.

3. Военный характер общественной организации «метрополии» (обычно по десятичному принципу).

4. Ямская служба как особый способ организации административной инфраструктуры.

5. Специфический порядок наследования власти.

6. Особый характер отношений с земледельческим миром (вырыжалось через получение дани).

В административном плане, монгольская империя делилась на неравнозначные в государственно-политическом отношении части.

Во главе государства находился Хан. Он являлся главой гражданского управления, верховным собственником земли, верховным жрецом, верховным судьёй и главой военной администрации.

 

Курултай. Съезд степной кочевой аристократии, высший коллегиальный орган государства (утверждение кандидатуры хана – основной вопрос).

Система органов центрального отраслевого управления была представлена диванами. Диваны возглавлялись эмирами. Во главе правительства (над всеми эмирами) находился визирь (ведал ханской казной и осуществлял общее управление государством в отсутствие хана).

Управление на местах и в завоёванных территориях осуществлялось с помощью многочисленного чиновничьего аппарата: даруги и баскаки.

Судебная власть не была отделена от административной. Высший суд осуществлял хан его суд являлся высшим опиляционной инстанцией и первой инстанцией по делам ханского рода. Высший судебный орган – диван яргу (Яргучи – высший судья). Действовала система религиозных судов и суды родовых старейшин.

Общественный строй.

Джучиды – верхушка золотоордынского общества.

Найоны или беки – потомки сподвижников Чингисхана, крупные феодалы.

Нукеры – дружинники Хана и крупных феодалов. Занимали средние и низшие должности в военной администрации.

Духовенство -

В Золотой орде не было развито законодательство в целом.

Основным источником права была «Великая Яса» - свод законов и обычного права монгольского народа 1226г. Автором был сам Чингисхан (он был неграмотным).

Структура великой Ясы:

1. Белик или мудрость – изречения и воззрения хана – теоретическая часть ясы.

2. Яса – свод различных законов.

Содержание ясы:

1. Нормы административного и государственного права. В рамках этого раздела можно выделить несколько элементов: 1) Император или Хан (верховная власть сосредотачивается в руках хана; никто не может быть ханом без утверждения на курултае; титул хана есть единственный атрибут верховной власти). 2) Монгольская нация (монгольская нация именуется как государственный род или правящая нация – акт политического самовыражения). 3) Армия (бойцами рекрутируются все мужчины старше 20 лет; устанавливается десятичная система управления армией; создаётся особое подразделение – ханская гвардия; устанавливается принцип формального равенства – от каждого требуется равное напряжение сил и каждому полагается равное вознаграждение). Часть ясы об армии называют воинским уставом. 4) устав лова (охота рассматривается как государственный институт и основа военной подготовки). 5) крепостной устав (данный устав осуществлял всеобщее прикрепление населения к государственной службе): в монгольской империи устанавливался принцип необходимой государственной службы (мужчины прикреплялись к военной службе, все остальные, к податному участку – порядок выполнения работ в пользу государства). 6) ямской устав (определял порядок создания и содержания дорог и почтовых станций): а) устройство Ямов (станций) распределялось между населением страны так, чтобы на каждые 2 000 человек возлагалось попечение об участке дороги; б) каждый ям должен был обеспечиваться лошадьми, кормом для лошадей и питанием для проезжающих; в) для ханских послов и государственных служащих, пользование ямами было бесплатным. 7) тарханный устав (создавался для населения, изъятого из-под действия крепостного устава: из-за религиозной принадлежности или вследствие своей социальной ценности (ремесленники, врачи)). 8) податной устав (определял порядок обложения завоёванных народов): а) проведение обязательной всеобщей переписи населения; б) определения качественной и количественной сторон налога; г) назначение должностных лиц, ответственных за сбор налога.

2. Нормы международного права. 1) определение формы объявления войны с гарантией безопасности населения, в случае добровольного подчинения; 2) установления принципа неприкосновенности послов.

3. Нормы уголовного права. Основная цель – поддержание мира и порядка в государстве и обществе. Виды преступлений: преступления против хана и порядка управления; преступления против религии, нравственности и морали; нарушения военных обычаев (военные преступления); преступления против личности; имущественные преступления.

Основная цель наказания – физическое устранение преступника.

Виды наказаний:

1. Смертная казнь. От смертной казни можно было откупиться. Яса не знает квалифицированной смертной казни.

2. Тюремное заключение. Назначалось только в отношении членов ханского рода.

3. Разжалование по службе.

4. Телесные наказания.

5. Денежные штрафы.

Источники Русского права 15-первой половины 16 в.

1. «Русская правда».

2. Псковская судная грамота (?).

3. Церковное законодательство.

4. Великокняжеское законодательство: в форме указов, в форме общерусских кодексов и грамот (жалованные грамоты (по источнику, по предоставляемым льготам и привилегиям, по предмету пожалования), уставные грамоты (уставные грамоты наместничьего управления, земские уставные грамоты, губные уставные грамоты), таможенные грамоты, судные грамоты).

Великокняжеское законодательство в форме указов (конец 15-го века):

1. Указ наместникам о суде градском (определял порядок деятельности должностных лиц, участвующих в судебно процессе).

2. Указ о недельщиках.

3. Указ о езду (о поездках). Определял размер пошлин, выплачиваемых приставам при поездках в разные части московского государства (этот указ войдёт в состав судебника).

Первые указы касаются сферы судопроизводства.

Предпосылки русского централизованного государства:

1) Падение влияния золотой орды;

2) Рост городов и развитие торговли;

3) Появление русской национальной идеи;

4) Подъем самосознания русского народа;

5) Автокефалия русской церкви – 1448г;

6) Формирование сильного политического центра способного объединить Русские земли.

Этапы централизации:

1) Появление политических центров претендующих на роль объединения (М. Тверь, Литва);

2) Возвышение Москвы (Калита, Дмитрий Донской, Василий II темный);

3) Свержение Ига (1480, 1380);

4) Ликвидация оплотов сепаратизма (Галич, Новгород, Псков, Рязань);

5) Принятие титула государя всея Руси (Иван III);

6) Принятие общерусского судебника 1497г.

Государственный строй московского государства:

Великие московские князья становятся типичными монархами ранней феодальной эпохи. Власть московских князей росла за счет постепенной ликвидации уделов и превращения удельных князей в служивых.

Московские князья не ограничиваются титулом великих князей. Уже с Ивана Калиты они именуются “великими князьями всея Руси”, что указывает на их стремление установить единодержавие. Иван III в сношениях с другими государствами называл себя царем. Окончательно этот титул укоренился в России при Иване Грозном.

В особом положении находились князья тверские, рязанские и ростовские. Они носили титул великих князей, многие годы являясь самостоятельными главами своих владений. Со временем эти князья вынуждены были признать главенство великого московского князя и превратились, по примеру других князей, в служилых людей, т.е. в таких же слуг, что и бояре.

Власть переходит по наследству. Сначала существовал принцип родового старшинства, но с XIV в. родовое старшинство заменяется старшинством семейным. Власть переходит от отца к старшему сыну. Утверждается начало первородства и единонаследия. Земля не делится на уделы между всеми сыновьями.

Вступление нового князя на княжеский стол стало обставляться торжественно. В обряде посажения князя участвовал митрополит, а с конца XV в. появляется торжественное венчание или коронование, что указывало на то, что власть монарха московского - божественного происхождения.

Великие князья стремились к неограниченной власти. Сначала усилению власти московских князей способствовало уменьшение власти Золотой Орды. Начиная с Ивана III, они стали называть себя “государями всея Руси”, а иногда и царями.

Вместе с тем, нельзя сказать, что Московское государство было неограниченной монархией. Деятельность московских государей направлялась верхушкой феодалов - боярами и церковью.

Боярская дума не составляла особого учреждения, которое имело бы четко определенный состав и свой регламент. Она состояла из родовитых и богатых бояр, которые принимали участие в обсуждении вопросов войны и мира. При участии бояр заключались межкняжеские договоры, В их присутствии и, вероятно, после совещания с ними, великие князья составляли духовные грамоты. Бояре принимали участие в управлении государством, в суде, в законодательной деятельности. Не раз бояре даже правили государством за малолетних или неспособных князей.

Нежелание считаться с мнением Боярской думы могло иметь своим последствием отъезд бояр к другому князю, изоляцию князя, ослабление его влияния. В своих вотчинах они чувствовали себя по-прежнему удельными князьями, какими были их отцы и деды. Словом, новое московское боярство приняло вид родовой и земельной аристократии с притязаниями на участие в управлении государством. С конца XV в., когда стало расти политическое влияние дворянства и когда великий князь принял суровые меры против отъезжающих из Москвы бояр, стало падать и значение Боярской думы.

Путные бояре. До XIV в. на Руси отсутствовало понятие центральных и местных органов управления. Существовали некоторые органы административного управления времен Киевской Руси. Встречаются должности тысяцких. Сохраняется дворцовая система управления, в которой под управлением дворецкого определены были дворцовые пути, под управлением путных бояр. Слово “путь” означало выгоду, доход, имущества. Существовали следующие пути: сокольничий, конюший, стольничий, чашничий. В ведомстве сокольничего пути находились сокольники и другие служители птичьей охоты; в ведомстве конюшенного пути - княжеские конюшни, конюхи, луга; в ведомстве стольничего пути - бортные леса, села и деревни. Деревни, приписанные к двору и путям, были разбросаны по всей территории государства. Рядом с деревней или селом, находившимся введении местных органов власти, можно было видеть деревни то путных бояр, то дворецкого и вотчинников. Пути ведали населением, которое жило на приписанных к ним землях.

Во главе путей, этих самостоятельных ведомств, находились путные бояре - верхушка феодальной знати.

I. Высший орган управления:

1. Князь.

Функции:

a)Верховенство законодательной власти;

б)Правитель;

в)Судья.

2. Боярская дума – это высший законодательный и совещательный орган. Структура:

а)Общее собрание членов боярской думы (Бояре Старшие и введенные, окольничьи);

б)Думная канцелярия (дьяки и песцы).

II. Центральные органы власти:

1. Пути – это модернизированная служба дворцово-вотчинной системы управления, сочетавшая в себе персональное и ведомственное начало (Тиун + Деревня).

 

III. Местное управление:

1. Наместники великого Князя, в округах московского государства,

3 типа округов:

а)Административно-территориальные – уезды, станы, волости, наместники;

б)Судебно-территориальные – Губы, губные старосты;

в)Военно-территориальные – Разряды, воеводы.

Функции наместников:

· Текущее управление на местах;

· Проведение в жизнь Княжеских указов;

· Сбор налогов.

IV. Местное самоуправление

1. Сельские сходы и старосты в деревнях;

2.Собрание Посада в городах.