Обсуждена на заседании ПМК


ЛЕКЦИЯ

М.Неподкосов

« « 2013г.

 

по общественно-государственной подготовке

 

ТЕМА №3: «Вооруженные Силы Российской Федерации: их состав, назначение и место в структуре государственных институтов»

 

 

Протокол №___ от «___»________ 2013 г.

Содержание:

 

Введение

Учебные вопросы:

1. Задачи государства в области обеспечения военной безопасности.

2. Основные положения Федерального закона «Об обороне».

3. Роль и место Вооруженных Сил РФ в системе государственных институтов.

4. Назначение, состав, структура Вооруженных Сил Российской Федерации и их место в системе государственных институтов.

Заключение

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (12.12.1993г.).

2. Военная доктрина Российской Федерации (2010г.).

3. Стратегия национальной безопасности Российской федерации до 2020 года.

4. Федеральный закон «Об обороне».

5. Отечество. Честь. Долг. Выпуск 7. 2005 г.

6. На службе Отечеству. Москва, 1999 г.

7. Курс лекций «Теоретические основы безопасности государства», ГУ-ВШЭ, 2006г.

8. Учебное пособие «Основные положения Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года», ГУ-ВШЭ, 2009г.

 

Учебно-материальное обеспечение:

1. Комплект слайдов по теме №1.

2. Диапроектор, экран.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основной функцией вооруженных сил любой страны всегда являлась оборона государства от нападения извне. Человек в военной форме - привычная фигура в каждой стране. И не случайно. Ученые подсчитали, что за минувшие пятьдесят веков народы пережили более 14500 больших и малых войн. За все годы существования человечества только около 300 лет были абсолютно мирными. XX век породил новый тип войн — мировые, в которых участвовали десятки стран и десятки миллионов людей. Человечество пережило две такие войны. В первой (1914 - 1918 гг.) участвовало 38 государств, было отмобилизовано 74 млн. человек. Вторая мировая война превзошла первую по продолжительности, масштабам, числу жертв и далеко идущим последствиям. Она развернулась в Европе, Азии и Океании. В ней участвовало 61 государство с населением 1,7 млрд. человек (80 % населения земного шара), поставлено "под ружье" 110 млн. человек/ 6,стр. 182-183 /.

И сегодня человечество никак не может уверовать в реализацию возможности "мира без войн" в наступившем XXI столетии. За последние 50 лет на нашей планете вспыхнуло более 200 войн и вооруженных конфликтов. Очевидна тенденция к их увеличению:

- с 1886 по 1914гг. в мире было развязано около 40 войн (2-2,5 войны и год);

- с 1918 по 1939гг. - более 80 войн (3-4 войны в год);

- с 1945 по 1985гг. - около 260 войн (6-7 войн в год). Исторический опыт подтверждает, что совершенствование обороны для России всегда являлось объективной необходимостью. Не благодаря миролюбию наших соседей сумела Россия сохранить свою государственность, а благодаря мощным армии и флоту, благодаря высоким морально- психологическим качествам российских воинов. И сегодня нашему государству необходимы мощные Вооруженные Силы, так как угрозы военной безопасности нашей Родине, несмотря на их снижение, сохраняются.

1. ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

Исторически сложилось такое положение, что любое развитое государство решает целый комплекс задач, связанных с обеспечением безопасности общества и его граждан от внешних и внутренних угроз.

Исходная позиция для понимания безопасности как явления сформулирована более 130 лет назад В.И Далем. В его словаре безопасность характеризуется как отсутствие опасности, сохранность, надежность. Позднее С.И. Ожегов определил безопасность как положение, при котором не угрожает опасность кому-, чему-нибудь (Рис.1).

В этих толкованиях безопасность рассматривается в самом общем

плане, безотносительно к определенным объектам, социальной, биологической

и другим системам. Она сводится главным образом к защищенности различных объектов, живых существ от какого-либо фактора или совокупности факторов, представляющих собой опасность или угрозу их существованию. Такую безопасность можно называть «охранительной». Она предполагает наличие у кого-либо или чего-либо возможности и способности сохранять, оборонять, защищать себя.

В современной науке безопасность как явление рассматривается в более широком смысле. Она трактуется не только как возможность и способность кого-либо или чего-либо к самосохранению, обороне от опасностей и угроз, но и как свойство объекта, системы, появляющееся в их выживаемости и надежности, способности сохранять свои особые характеристики, отсутствии противоречий в развитии и функционировании, которые могут привести объект, систему к разрушению. Причем в безопасности нуждаются сегодня все без исключения объекты и системы: биологические, социальные, технические и др. Это их важнейшая характеристика, условие развития, изменения, перехода из одного состояния в другое.

По своему содержанию безопасность представляет собой совокупность условий и факторов, обеспечивающих функционирование и совершенствование различных объектов и систем.

Важнейшей разновидностью безопасности является социальная безопасность, характеризующая степень защищенности человеческой цивилизации, общественных образований и групп, социальных институтов и организаций, личности от опасностей и угроз их существованию и развитию. Социальную безопасность политико-территориальной общности людей, живущих в одной стране, называют национальной безопасностью.

Стратегия национальной безопасности РФ до2020 года дает следующее определение (ст.6): «Национальная безопасность - состояние защищенности личности, обществаи государства от внутреннихи внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качествои уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборонуи безопасность государства».

Как видим, национальная безопасность аккумулирует в себе безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства. Как системное образование, она имеет сложную структуру, включает различные компоненты, характеризуется многообразием разновидностей. Применительно к каждой стране национальная безопасность имеет свои особенности. Специфическими особенностями обладает и система национальной безопасности современной России.

В содержательном отношении национальная безопасность включает разнообразные структурные компоненты. В соответствии со сферами общественной жизни составляющими национальной безопасности являются: экономическая безопасность, политическая безопасность, безопасность социальной сфере, экологическая безопасность, информационная безопасность и т.д. (всего около 30 компонентов).

Составной частью и разновидностью национальной безопасности является национальная военная безопасность. Военная безопасность - это состояние защищенности страны и её национальных интересов от военных опасностей и угроз, способность общества и государства отразить, предотвратить или пресечь с помощью военных сил и средств действий внутренних и внешних деструктивных сил. Ей присущи специфические черты и определенная структура. Рассмотрим их более подробно.

Военная безопасность как составная часть национальной безопасности обладает специфическими чертами, отличающими её от других компонентой национальной безопасности. Важнейшая из них - отсутствие вданный момент непосредственных, вполне определенных военных опасностей для интересов личности, общества и государства. Безусловно, полного отсутствия военных опасностей и угроз быть не может. Всегда есть какие-то опасности. Одни преодолеваются - появляются другие. Такова современная обстановка, порождающая новые и новые военные и иные опасности. Отсюда другая сущностная черта военной безопасности - состояние защищенности страны от реальных и возможных военных опасностей и угроз. Это состояние зависит главным образом от способности субъектов военной политики, которые играют ведущую роль в обеспечении военной защиты национальных интересов страны, прогнозировать потенциальные и реальные опасности, принимать действенные меры по их преодолению. Особенно важно своевременно обнаруживать на самой ранней стадии зарождения военные опасности и предотвращать их перерастание в военные угрозы.

Наконец, еще одна черта военной безопасности - способность государства и гражданского общества оперативно устранять возникающие военные опасности и угрозы. Необходимо всегда иметь силы, адекватные возможным опасностям и угрозам. Это позволяет с наименьшими издержками и в кратчайшие сроки пресекать самые неожиданные и масштабны вооруженные действия деструктивных сил, защитить от них национальны интересы.

Военная безопасность как один из видов безопасности имеет свою структуру. С учетом объектов военной защиты в ней выделяют три основных компонента / 7, стр. 432-433 /:

- военную безопасность личности, отражающую степень защищенности военными средствами и способами жизни, здоровья, конституционных прав и свобод, достоинства и особенности личности;

- военную безопасность общества, которая предполагает защиту военно-силовыми и правовыми средствами общественного порядка, социальной стабильности, условий труда и быта людей, деятельности общественно-политических организаций;

- военную безопасность государства, которая означает защищенность существующего режима политической власти, государственного суверенитета, государственной целостности страны и государственных институтов, обеспеченную военно-силовыми средствами.

Все компоненты структуры военной безопасности взаимосвязаны между собой. Их качественное состояние в современных условиях зависит от наличия, организованности и степени обеспечения военно-силовых структур государства, их взаимоотношений с обществом, от способности государственно-политического руководства страны легитимно, своевременно и эффективно применять военную силу для защиты национальных интересов.

В современной науке принято подразделять военную безопасность по

масштабамна международную, региональную и национальную (Рис.2)

Международная военная безопасность представляет собой такое состояние отношений между государствами и народами, при котором их интересам не угрожают внешние военные опасности и угрозы, обеспечивается мирный и стабильный прогресс человечества, возможность народов самостоятельно выбирать путь своего развития, своевременное предупреждение, локализация и прекращение военных конфликтов.

Региональная военная безопасность отражает определенное состояние отношений между народами того или иного региона, при котором обеспечивается социально-политическая стабильность в регионе, успешное противодействие военным опасностям и угрозам, давлению или агрессии против государств.

Национальная военная безопасность (или военная составляющая национальной безопасности) всегда была доминирующей в системе национальной безопасности, так как использование военной силы в обеспечении безопасности страны и защите ее территории от вооруженной агрессии извне исторически имело решающее значение. В современных условиях военная сила, по-прежнему сохраняя свое значение в решении традиционных задач, активно применяется также и для защиты избранного пути социально-экономического развития страны, ценностей, избранной модели социально-политического устройства, национальных традиций и образа жизни.

Исследованиями военной безопасности занимаются многие научные школы. В настоящее время существует несколько теоретико-методологических подходов к пониманию национальной военной безопасности и определению ее сущности.

Справочно:

Согласно одному из подходов, военная безопасность представляет собой поддержание оборонного потенциала на уровне, достаточном для эффективной обороны государства и разрешения кризисных ситуаций в непосредственной близости от страны.

По мнению других ученых, сущность военной безопасности - это защищенность страны от вооруженной агрессии, её возможность и готовность к вооруженной защите населения, территориальной целостности и государственного суверенитета.

Военная безопасность также трактуется как защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства, обеспечиваемая использованием военной организации по ее прямому предназначению.

Военная безопасность определяется и как такое состояние межгосударственных отношений и обороноспособности страны, которое сдерживало бы другие страны от развязывания войны или вооруженной агрессии.

Некоторые ученые рассматривают военную безопасность шире:

- как систему идей и взглядов на защиту государства и общества (определенная идеология);

- вид деятельности, направленный на предотвращение военной опасности, ликвидацию военных угроз;

- состояние общественных отношений, которому свойственна защищенность интересов личности, общества, государства от угроз, связанных с силовым решением международных и внутриполитических проблем;

- система государственных институтов, призванных защищать общество и его граждан от военной экспансии и силового давления внутренних сепаратистов и т.д.

-

В обобщенном виде, с учетом всех существующих точек зрения, можно

привести следующее определение: «Национальная военная безопасность - это такое состояние государственных институтов, военной организации государства, при котором обеспечивается его надежная обороноспособность, защищенность от военных опасностей и угроз, предупреждается или сдерживается вооруженная агрессия, а в случае возникновения непосредственной военной опасности интересам личности, общества и государства осуществляется их вооруженная защита». (Национальная безопасность России: теория и практика. Учебное пособие под ред. А.В. Кончугова. ВУ, 2008г.).

В новой военной доктрине, утвержденной Президентом РФ 5 февраля 2010 года, дается конкретное и краткое определение военной безопасности, применительно к нашей стране - России. В ст. 6 говорится: «Военная безопасность Российской Федерации - состояние защищенности жизненно важных интересов обществаи государства от внешнихи внутренних военных угроз, связанных с применением военной силыили угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять». Поскольку это определение содержится в официальном документе, примем его в качестве основного определения военной безопасности Российской Федерации.

В зависимости от условий (военного или мирного времени), национальная военная безопасность обеспечиваетсяразличными способами:

- в условиях развязанной против государства войны оно ведет вооруженную борьбу в защиту Отечества, в целях разгрома агрессора и восстановления мира и своей безопасности;

- в мирных условиях деятельность государства и функционирование его военной организации направлены на предотвращение войны, сдерживание агрессора от её развязывания, т.е. на сохранение мирных условий для своего существования и обеспечения безопасности страны. Как показывает исторический опыт, войны и вооруженные конфликты не возникают из ничего. Им, как правило, предшествует различный по времени период эскалации напряженности в отношениях сторон. Если не принимать соответствующих мер, то этот период логически заканчивается кризисом, конфликтом или даже вооруженной борьбой и может привести к утрате безопасности личности, общества и государства.

Как уже было сказано выше, безопасность понимается буквально как отсутствие опасности и угроз. Применительно к обществу и государству это, по сути, благоприятные, то есть мирные, внешние и внутренние условия для их развития. Социальная безопасность в самом общем плане может быть представлена как такое состояние международных отношений, отношений народов и государств, которое позволяет человеческому сообществу своевременно и адекватно реагировать на возникающие опасности и угрозы.

Понимание сущности безопасности предполагает учет и анализ ее противоположностей, к которым относятся: угрозы, вызовы, риски и непосредственная деятельность субъектов опасности по нанесению ущерба противоположной стороне (вплоть до использования средств вооруженной борьбы). Научныйанализ этих категорий /8,стр.65-66/ дает возможность понять пошаговыйпроцесс эскалации напряженности: от риска к вызову, от вызова к опасности, от опасности к угрозе. Рассмотрим его более подробно (Рис.3).

Риск (от франц. risque) - возможная опасность чего-либо. Он понимается как вероятная, гипотетическая возможность другой стороны в какой-либо степени препятствовать достижению целей национальной безопасности.

Вызов - это стремление, готовность вступить в спор, борьбу, выраженное в действиях, взглядах и т.д. Вызов представляет собой продемонстрированное одной из сторон в той или иной степени и форме стремление и возможность противодействовать обеспечению интересов национальной безопасности другой стороны.

Опасность - способность причинить большое зло, несчастье, нанести какой-либо урон, ущерб. Опасность - это вполне осознаваемая, потенциальная, но не неизбежная возможность нанесения различного рода ущерба личности, обществу и государству.

Угроза - обещание или возможность причинить какое-либо зло, неприятность, несчастье, бедствие. Это непосредственная возможность причинения ущерба; посягательство на свободу, суверенитет, независимость, культурное достояние и материальные ценности. Угроза представляет собой более высокую степень эскалации напряженности, чем опасность. Угроза возникает непосредственно из опасности и является итогомее развития.

С помощью анализа приведенного выше пошагового процесса эскалации напряженности можно выработать обратный пошаговый процесс - обеспечения безопасности и представить его в виде последовательных шагов, наращивающих степень безопасности личности, общества и государства:

1. Прогнозирование и вскрытие рисков.

2. Парирование вызовов.

3. Минимизация и локализация опасностей.

4. Устранение угроз, а при возникновении вооруженной борьбы - непосредственное участие в ней в интересах сохранения безопасности или ее восстановления.

Весь смысл деятельности любого государства, в т.ч. и Российского, по обеспечению безопасности страны сводится к тому, чтобы с максимальной эффективностью осуществлять этот процесс, своевременно прогнозировать и вскрывать риски, парировать и минимизировать вызовы и опасности, устранять возникающие угрозы.

Задачи государства в области обеспечения военной безопасности вытекают из стратегических целей обеспечения национальной обороны, закрепленных в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года. Выделяются две цели совершенствования национальной обороны:

- предотвращение глобальных и региональных войн и конфликтов;

- осуществление стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны.

При этом считается, что РФ обеспечивает национальную оборону, исходя из принципов рациональной достаточности и эффективности, в том числе за счет методов и средств невоенного реагирования, механизмов публичной дипломатии и миротворчества, международного военного сотрудничества.

В ст. 28 Стратегии говорится: «Военная безопасность обеспечивается путем развития и совершенствования военной организации государства и оборонного потенциала, а также выделения на эти цели достаточного объема финансовых, материальных и иных ресурсов.

Достижение стратегических целей национальной обороны осуществляется путем развития системы обеспечения национальной безопасности, проведения перспективной военно-технической политики и развития военной инфраструктуры, а также за счет совершенствования системы управления военной организацией государства и реализации комплекса мер по повышению престижа военной службы».

Справочно:

Обеспечение военной безопасности РФ является важнейшим направлением деятельности государства.

Главные цели обеспечения военной безопасности - предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации.

Россия рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте:

- строительства демократического правового государства;

- осуществления социально-экономических реформ;

- утверждения принципов равноправного партнерства, взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства в международных отношениях;-

- последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира.

При этом Российская Федерация:

- руководствуется нормами и принципами международного права;

- сохраняет статус ядерной державы для сдерживания агрессии против нее и ее союзников;

- проводит совместно с Белоруссией оборонную политику, принимает меры по укреплению обороноспособности Союзного государства;

- придает приоритетное значение укреплению системы коллективной безопасности в рамках ОДКБ;

- рассматривает в качестве партнеров все государства, чья политика не наносит ущерба нашим национальным интересам и не противоречит Уставу ООН;

- отдает предпочтение политическим, дипломатическим и другим невоенным средствам предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз и др.

Военная безопасность РФ обеспечивается всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении сил, средств и ресурсов. Исходя из основного содержания обеспечения военной безопасности, можно определить задачи государства в области обеспечения военной безопасности:

 

а) в мирное время:

- формирование и реализация единой государственной политики в области обеспечения военной безопасности;

- поддержание внутриполитической стабильности, защита конституционного строя, целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации;

- развитие и укрепление дружественных (союзнических) отношений с соседними и другими государствами;

- создание и совершенствование системы обороны Российской Федерации и се союзников;

- всестороннее обеспечение и качественное совершенствование Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, поддержание их в готовности к согласованным действиям по предотвращению, локализации и нейтрализации внешних и внутренних угроз;

 

подготовка системы мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск на условия военного времени (в том числе по их мобилизационному развертыванию); совершенствование экономической, технологической и оборонно-промышленной базы, повышение мобилизационной готовности экономики, создание условий, обеспечивающих заблаговременный перевод предусмотренных планом промышленных предприятий на выпуск военной продукции, организация подготовки органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, населения страны к решению задач по обеспечению военной безопасности, ведению территориальной и гражданской обороны; защита объектов и сооружений Российской Федерации в Мировом океане, космическом пространстве, на территориях иностранных государств, защита судоходства, промысловой и других видов деятельности в прилегающей морской зоне и удаленных районах Мирового океана;

охрана и защита государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории, воздушного пространства и подводной среды, а также исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов;

поддержка (при необходимости) политических акций Российской Федерации путем проведения соответствующих мероприятий военной' характера, а также военно-морского присутствия; подготовка к территориальной и гражданской обороне; развитие необходимой военной инфраструктуры;

обеспечение безопасности и защита граждан Российской Федерации 01 военных угроз;

формирование сознательного отношения населения к обеспечений военной безопасности страны;

- осуществление контроля над взаимным выполнением договоров в области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений и укрепления мер доверия;

- обеспечение готовности к участию (участие) в миротворческой деятельности.

б) в угрожаемый период и с началом войны (вооруженного конфликта):

- своевременное объявление состояния войны, введение военного или чрезвычайного положения в стране либо в отдельных ее местностях, проведение полного или частичного стратегического развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск либо их части, приведение их в готовность к выполнению задач;

- координация в соответствии с федеральным законодательством деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций и граждан в интересах отражения агрессии;

- организация и скоординированное ведение вооруженной, политической, дипломатической, информационной, экономической и других видов борьбы;

- принятие и реализация решений по подготовке и ведению военных действий;

- перевод экономики страны, отдельных ее отраслей, а также предприятий и организаций, транспорта и коммуникаций на работу в условиях военного положения;

- организация и осуществление мероприятий территориальной и гражданской обороны;

- оказание помощи союзникам Российской Федерации, привлечение и реализация их возможностей для достижения совместных целей в войне (вооруженном конфликте);

- предотвращение вовлечения других государств в войну (вооруженный конфликт) на стороне агрессора;

- использование возможностей ООН, других международных организаций для предотвращения агрессии, принуждения агрессора к прекращению войны (вооруженного конфликта) на ранних стадиях, восстановление международной безопасности и мира.

Одно только перечисление задач, решаемых государством в области обеспечения военной безопасности говорит о том, что этому виду деятельности принадлежит особая роль в системе национальной безопасности России. Она обусловливается значимостью военных средств в решении военно-политических проблем. Безусловно, когда позволяет обстановка, то приоритетное значение имеют политико-дипломатические, экономические и другие невоенные средства. Однако нельзя преувеличивать их возможностей в обеспечении военной безопасности. Различные мирные средства обеспечения безопасности страны сегодня могут быть эффективны и результативны, если они опираются на надежную военную мощь государства.

Вопросы создания и поддержания военной мощи государства, развития его военной организации, применения военных и невоенных методов обеспечения военной безопасности страны регулируются российским законодательством и имеют прочную правовую основу. Они заложены в Конституции РФ, нескольких федеральных конституционных и федеральных законах. Одним из наиболее важных (после Конституции РФ) нормативным документом, регулирующим основы национальной обороны и военной безопасности, является федеральный закон «Об обороне».

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБОРОНЕ»

Федеральный закон «Об обороне» - это нормативный акт, определяющий основы и организацию обороны РФ, полномочия органов государственной власти и управления РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны. Он также определяет предназначение, состав Вооруженных Сил РФ и других войск, привлекаемых к обороне, ответственность за нарушение законодательства по вопросам обороны и другие нормы, касающиеся обороны страны. Закон подписан Президентом РФ 31 мая 1996 г. На протяжении всего этого периода, с 1997 года, в него вносились поправки и изменения. Закон включает 6 разделов, посвященных изложению общих положений законодательства в области обороны (Рис.4):

I. Основы и организация обороны.

II. Полномочия органов государственной власти РФ в области обороны.

III. Функции органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, обязанности должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны.

IV. Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы.

V. Состояние войны. Военное положение. Мобилизация. Гражданская

оборона. Территориальная оборона.

VI. Заключительные положения.

В первом разделе ФЗ «Об обороне» определено (ст.1), что под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовыхи иных мер по подготовке к вооруженной защитеи вооруженная защита Российской Федерации, целостностии неприкосновенности ее территории. В целях обороны устанавливается воинская обязанность граждан РФ и военно-транспортная обязанность, создаются Вооруженные Силы. К обороне привлекаются также другие войска, воинские формирования и органы.

Закон «Об обороне» в организацию обороны включает (ст.2):

1) прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;

2) разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации;

3) правовое регулирование в области обороны;

4) строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;

5) разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование использования радиочастотного спектра;

6) планирование перевода органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;

7) мобилизационную подготовку органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;

8) создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;

9) планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне;

 

10) оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны;

11) обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области обороны;

12) развитие науки в интересах обороны;

13) координацию деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны;

14) финансирование расходов на оборону, а также контроль над расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации;

15) международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;

16) другие мероприятия в области обороны.

Второй раздел ФЗ «Об обороне» посвящен полномочиям органов государственной власти РФ в области обороны. Основываясь на положениях Конституции РФ, закон определяет и конкретизирует полномочия Президента РФ в области обороны (Рис.5), который:

1. Определяет основные направления военной политики РФ.

2. Утверждает военную доктрину РФ.

3. Осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

4. В случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против РФ, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего ВС РФ о ведении военных действий.

5. Вводит в действие все нормативные правовые акты военного времени.

6. Принимает решение о привлечении ВС к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению.

7. Утверждает все планирующие документы (концепции, планы строительства и развития ВС, мобилизационные планы, федеральные программы и т.п.)

8. Утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, общее количество должностей, занимаемых полковниками, присваивает высшие воинские звания, назначает на высшие должности офицеров и освобождает от них, увольняет с воинской службы.

9. Утверждает структуру, состав ВС РФ и других войск, принимает решения о дислокации войск ( от соединения и выше).

10.Утверждает общевоинские уставы, Положения и т.п.

11.Ведет переговоры и подписывает международные договоры в области обороны.

12.Издает указы о призыве граждан на военную службу (сборы) и др. В законе конкретизированы полномочия Федерального Собрания РФ в области обороны (Рис.6). Совет Федерации:

1. Рассматривает расходы на оборону, принятые Государственной Думой.

2. Рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны.

3. Утверждает указы Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения на территории РФ, а также о привлечении Вооруженных Сил с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению.

4. Решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории РФ.

Государственная Дума:

1. Рассматривает расходы на оборону.

2. Принимает федеральные законы в области обороны.

Наибольший объем полномочий в области обороны возложен на Правительство РФ (Рис.7). Оно осуществляет меры по обеспечению обороны и несет ответственность за состояние ВС РФ и других войск. Правительство организует обеспечение ВС вооружением, военной техникой, материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам. На Правительство возлагается разработка и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса. Оно организует разработку мобилизационных планов, мобилизационную подготовку органов власти, устанавливает мобилизационные задания и т.п.

Правительство РФ разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в военный бюджет, принимает решения о создании и ликвидации государственных организаций оборонно-промышленного комплекса, определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил РФ.

Правительством России принимаются решения о создании, реорганизации и ликвидации высших военно-учебных заведений страны, факультетов военного обучения и военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Правительством разрабатывается и утверждается Положение о факультетах военного обучения и военных кафедрах при ГОУ ВПО.

В третьем разделе Федерального закона «Об обороне» определены функции органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, а также обязанности должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны.

Статья 9 предписывает, что граждане РФ:

- исполняют воинскую обязанность в соответствии с законом;

- принимают участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне;

- могут создавать организации и общественные объединения, соответствующие укреплению обороны;

- предоставляют в военное время для нужд обороны по требованию федеральных органов исполнительной власти здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов.

Четвертый раздел посвящен Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам. Определены их задачи и назначение, порядок комплектования и дислокации. Закреплены основные функции Министерства обороны и Генерального штаба ВС РФ. Более подробно все эти вопросы будут рассмотрены несколько ниже.

В пятом разделе закона содержатся основные положения и определения наиболее важных терминов и понятий, используемых в области обороны: состояние войны, военное положение, мобилизация, гражданская оборона, территориальная оборона.

Состояние войны - это отношения между государствами с момента объявления войны между ними (или фактического начала военных действий) до ее окончания. Обычно выражается в прекращении дипломатических, экономических, торговых, финансовых связей, конфискации государственной собственности противника (за исключением имущества дипломатических представительств), реквизиции торговых судов, интернировании граждан неприятельской стороны и т.д. Статья 18 ФЗ «Об обороне» гласит:

1. «Состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на РФ другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров РФ.

2. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения».

Военное положение - это особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии.

Существует федеральный конституционный закон «О военном положении», который определяет порядок его введения и отмены. Федеральный закон «Об обороне» лишь уточняет (ст. 19), что в период военного положения Вооруженные Силы РФ и другие войска могут вести боевые действия по отражению агрессии независимо от объявления состояния войны.

Мобилизация - комплекс мероприятий по переводу экономики РФ, органов государственной власти, местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу ВС РФ и других войск на организацию и состав военного времени.

Мобилизация может быть полной (в масштабе всей страны) или частичной (на определенной части территории). Мобилизация объявляется Президентом РФ и может проводиться открыто или скрытым способом.

Гражданская оборона организуется в целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Территориальная оборона организуется в целях защиты населения, объектов и коммуникаций на территории РФ от действий противника, диверсионных или террористических актов, а также введения и поддержания режимов чрезвычайного положения и военного положения.

В шестом разделе ФЗ «Об обороне» сформулированы основные положения по ограничению деятельности политических партий и общественных объединений в ВС РФ, обеспечению законности, порядке финансирования

обороны, ответственности за нарушение законодательства РФ в области обороны. Статья 24 гласит:

1. «Деятельность политических партий, а также других общественных объединений, преследующих политические цели, а также образование их структур в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях и органах не допускается.

2. В ВС РФ, других войсках, воинских формированиях и органах запрещается ведение любой политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной.

3. Запрещается использование штатных должностей и финансовых средств ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов для создания структур и осуществления деятельности политических партий, а также других общественных объединений, преследующих политические цели».

В соответствии со статьей 25 надзор за законностью и расследование дел и преступлений в ВС РФ осуществляется Генеральным прокурором РФ через Главную военную прокуратуру и других подчиненных ему прокуроров. Рассмотрение гражданских и уголовных дел осуществляется судами (военными и гражданскими).

Федеральный закон «Об обороне» является одним из важнейших по значимости, после Конституции РФ, законом, регулирующим вопросы обороны и обеспечения военной безопасности государства. Четкое знание его положений и их выполнение на всех уровнях в значительной степени повысит степень защищенности нашей страны от внешних и внутренних угроз.

3. РОЛЬ И МЕСТО ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ

Обеспечение военной безопасности, являющейся составной частью национальной безопасности, предполагает создание и четкое функционирование специального механизма. В наиболее общем плане под механизмом обеспечения военной безопасности понимается совокупность различного рода условий и факторов, целенаправленная реализация которых позволяет защищать интересы личности, общества и государства от военных опасностей и угроз / 8, стр.75 /.

Механизм обеспечения военной безопасности - это взаимосвязанная система субъектов военной безопасности, военно-доктринальных установок государства, норм, принципов и технологий их практической деятельности, а также конкретных военно-политических мероприятий по защите важных интересом личности, общества и государства.

Справочно:

Пи мнению ряда ученых («Национальная безопасность России: теория и практика», учебное пособие под ред. А.В. Кончугова, ВУ, 2008г., стр. 75-79), структурно механизм обеспечения поенной безопасности состоит из следующих компонентов:

1. Институционально-организационный представлен субъектами военной безопасности в процессе их функционирования. К ним относятся институты, органы, организации и лица, действующие в сфере военной безопасности и решающие задачи обеспечения военной безопасности в соответствии с их возможностями, полномочиями и компетенцией. В соответствии с Конституцией РФ, Стратегией национальной безопасности РФ до 2020 года, Военной доктриной РФ и другими политико-нормативными документами ими являются:

Президент Российской Федерации;

Федеральное Собрание РФ;

Правительство РФ;

Совет безопасности РФ;

Федеральные органы исполнительной власти;

Министерство обороны и Генеральный штаб ВС РФ;

органы исполнительной власти субъектов РФ;

- органы местного самоуправления;

- общественные организации и объединения;

- граждане Российской Федерации.

2. Нормативно-правовой компонент представляет собой законодательные акты, принципы, нравственные нормы, на которых строится процесс достижения безопасности. К числу таких нормативных актов относятся федеральные законы «О безопасности», «Об обороне», Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года, Военная доктрина и др.

3.. Мировоззренческо-ценностный компонент строится на основных ценностных установках и принципах организации общественной жизни, на идеологии, военно-доктринальных положениях о защите Отечества. Его основным содержанием является формирование у всех членов общества, военнослужащих, командного состава осознания необходимости обеспечения национальной безопасности, защиты независимости, суверенитета и целостности государства. Решение этих задач осуществляется посредством воспитательной и информационно-пропагандистской работы.

4. Теоретико-исследовательский компонент. Практическое решение проблем военной
безопасности в значительной мере зависит от их научного обеспечения: разработка теории
военной безопасности, методологии прогнозирования военно-политической обстановки и
оценки состояния военной безопасности государства, развитие теории и практики военного
строительства и военной организации в целом и др.

5. Предметно-деятельностный компонент. Его содержанием является конкретная
деятельность субъектов военной безопасности по достижению ее основных целей. Это
совокупность последовательно осуществляемых действий (этапов) субъектов военной
политики с использованием на каждом из них вполне определенных средств и методов в
интересах обеспечения военной безопасности. Наиболее полно предметно-деятельностный
компонент проявляется в деятельности по развитию и поддержанию военной организации на
уровне, адекватном существующим и потенциальным угрозам государства.

Основным компонентом этого сложнейшего механизма является институционно-организационный компонент, представляющий собой совокупность государственных институтов, органов, организаций и лиц, действующих в сфере военной безопасности и решающих задачи обороноспособности страны в соответствии с их возможностями, полномочиями и компетенцией.

Полномочия и функции органов государственной власти Российской Федерации, перечень государственных институтов, участвующих в организации обороны Российской Федерации, силы и средства, привлекаемые для обороны, определены в Федеральном законе "Об обороне". Все они в совокупности составляют своеобразную систему государственных институтов, обеспечивающих военную безопасность России. Структурно эта система включает в себя три составляющие (подсистемы): политическую, военную (вооруженную), экономическую. Рассмотрим их более подробно (Рис.8).

К числу основных государственных институтов, осуществляющих деятельность в области обороны страны, относится институт осуществления государственной власти в РФ, включающий все три ее ветви - исполнительную, законодательную и судебную. В законе «Об обороне» четко определены полномочия и функции Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы РФ, Правительства РФ, прокуратуры и судебных органов в этой сфере. Эти государственные институты характеризуют политическую составляющую (подсистему)обеспечения обороны страны.

Война не есть просто столкновение людей, оружия и техники противоборствующих сторон. Это столкновение военно-социальных систем, социальных групп (ассоциаций), систем вооружений и военных технологий, систем продовольственного, материально-технического, энергетического, информационного и другого обеспечения. Поэтому в систему государственных институтов, обеспечивающих обороноспособность государства, включен оборонно-промышленный комплекс государства, характеризующий экономическую составляющую (подсистему) обеспечения обороны страны.

Служба внешней разведки, органы ФСБ, другие специальные государственные институты и органы, обеспечивающие безопасность государства от подрывной деятельности иностранных разведок и выполняющие иные задачи, связанные с охраной государственной тайны и защитой государственных интересов, также являются неотъемлемой составной частью системы обеспечения военной безопасности государства.

К обороне привлекаются и такие государственные институты и структуры, как Пограничные войска Российской Федерации, Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска Федерального органа специальной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войска Гражданской обороны. Все эти элементы вооруженной организации государства выполняют свои специфические задачи по реализации важнейшей функции государства - обороны. В совокупности с Вооруженными Силами РФ они составляют собственно военную (вооруженную) составляющую обеспечения обороны страны.

Безусловно, центральным элементом вооруженной организации государства являются Вооруженные Силы. Они являются материальным гарантом суверенитета страны, ядром военной организации государства и основным фактором сдерживания агрессии. ВС РФ играют главную роль и занимают ведущее место среди других государственных институтов в обеспечении обороны страны силовыми, военными методами.

Роль и значимость Вооруженных Сил в обороне страны сложились исторически и носят характер объективной закономерности. Именно Вооруженные Силы Советского Союза внесли решающий вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Благодаря мощи Вооруженных Сил СССР и здравому смыслу, холодная война не переросла в третью мировую войну. И в молодой современной России Вооруженные Силы являются той незыблемой опорой государственной власти, благодаря которой обеспечивается наш суверенитет и территориальная целостность.

Представляется целесообразным более детально рассмотреть состав и структуру Вооруженных Сил РФ, основы их применения в современных условиях по прямому предназначению, принципы руководства и управления этим сложнейшим организмом.

 

4. НАЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ, СОСТАВ, СТРУКТУРА И ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

4.1. Назначение, задачи и основы применения Вооруженных Сил РФ

Российские Вооруженные Силы - это неотъемлемый элемент государственности. Вооруженные Силы Российской Федерации образованы Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1992 года № 466 на базе ВС СССР, дислоцирующихся на территории России и за ее пределами, находящимися под юрисдикцией РФ.

Вооруженные Силы РФ представляют собой государственную военную организацию, составляющую основу обороны страны. Они предназначены для отражения агрессии, направленной противРФ, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России (Рис.9).

Деятельность Вооруженных Сил осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами в области обороны, а также соответствующими нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

Часть состава ВС РФ может входить в объединенные вооруженные силы или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами России.

В мирное и военное время Вооруженные Силы в соответствии с федеральным законодательством выполняют возложенные на них задачи совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами. Перечень этих задач определен в Военной доктрине РФ, ст. 27-29: «27. ()сиовш.1с задачи Вооруженных Сил и других войск в мирное время:

а) защита суверенитета Российской Федерации, целостности и
неприкосновенности ее территории;

б) стратегическое сдерживание, в том числе предотвращение военных
конфликтов;

в) поддержание состава, состояния боевой и мобилизационной готовности и
подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их
функционирование и применение, а также систем управления на уровне,
гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях
обстановки;

г) своевременное предупреждение Верховного Главнокомандующего
Вооруженными Силами Российской Федерации о воздушно-космическом
нападении, оповещение органов государственного и военного управления,
войск (сил) о военных опасностях и военных угрозах;

д) поддержание способности Вооруженных Сил и других войск к
заблаговременному развертыванию группировок войск (сил) на потенциально
опасных стратегических направлениях, а также их готовности к боевому
применении);

с) обеспечение противовоздушной обороны важнейших объектов Российской Федерации и готовность к отражению ударов средств воздушно-космического нападении;

ж) развертывание и поддержание в стратегической космической зоне
орбитальных группировок космических аппаратов, обеспечивающих
деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации;

з) охрана важных государственных и военных объектов, объектов на
коммуникациях и специальных грузов;

и) оперативное оборудование территории Российской Федерации и подготовка
коммуникаций в целях обороны, в том числе строительство и реконструкция
объектов специального назначения, строительство и капитальный ремонт
автомобильных дорог, имеющих оборонное значение;

к) защита граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации от вооруженного нападения на них;

л) участив в операциях по поддержанию (восстановлению) международного мира и безопасности, принятие мер для предотвращения (устранения) угрозы миру, подавление актов агрессии (нарушения мира) на основании решений

Совета Безопасности ООН или иных органов, уполномоченных принимать такие решения в соответствии с международным правом;

м) борьба с пиратством, обеспечение безопасности судоходства;

н) обеспечение безопасности экономической деятельности Российской Федерации в Мировом океане;

о) борьба с терроризмом;

п) подготовка к проведению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне;

р) участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;

с) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и восстановление объектов специального назначения;

т) участие в обеспечении режима чрезвычайного положения.

28. Основные задачи Вооруженных Сил и других войск в период непосредственной угрозы агрессии:

а) осуществление комплекса дополнительных мероприятий, направленных на
снижение уровня угрозы агрессии и повышение уровня боевой и
мобилизационной готовности Вооруженных Сил и других войск, в целях
проведения мобилизационного и стратегического развертывания;

б) поддержание потенциала ядерного сдерживания в установленной степени
готовности;

в) участие в обеспечении режима военного положения;

г) осуществление мероприятий по территориальной обороне, а также
выполнение в установленном порядке мероприятий гражданской обороны;

д) выполнение международных обязательств Российской Федерации по
коллективной обороне, отражение или предотвращение в соответствии с
нормами международного права вооруженного нападения на другое
государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей
просьбой.

29. Основными задачами Вооруженных Сил и других войск в военное время являются отражение агрессии против Российской Федерации и ее союзников, нанесение поражения войскам (силам) агрессора, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников».

Выполнение стоящих перед Вооруженными Силами РФ задач организуется и осуществляется в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил РФ, Мобилизационным планом Вооруженных Сил РФ, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ, другими нормативными правовыми актами и документами стратегического планирования по вопросам обороны.

Выдвигая на передний план мирные средства обеспечения военной безопасности, военно-политическое руководство страны осознает, что с их помощью не всегда можно достичь поставленных целей. Поэтому в новой военной доктрине (ст.20) указано на правомерность применения Воору­женных Сил и других войск Российской Федерациив целях (см. рис. 9):

- отражения агрессии против России и (или) ее союзников;

- выполнения задач по поддержанию или восстановлению мира (по решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности);

- обеспечения защиты граждан РФ, находящихся за ее пределами, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Военной доктриной предусматривается выделение воинских контингентов Вооруженных Сил РФ для решения определенных задач (ст.24, 25):

в состав миротворческих сил ОДКБ для участия в операциях по поддержанию мира (по решению Совета коллективной безопасности ОДКБ);

в состав коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ (КСОР) в целях оперативного реагирования на военные угрозы государствам-членам ОДКБ и решения иных задач, определенных Советом коллективной безопасности ОДКБ;

для осуществления миротворческих операций по мандату ООН или по мандату СНГ.

Военной доктриной предписано (ст. 26), что в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования ВС РФ могут оперативно использоваться за пределами Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и федеральным законодательством.

Привлечение Вооруженных Сил к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом РФ в соответствии с федеральными законами.

Дислокация, численность Вооруженных Сил, порядок их комплектования личным составом, оснащенность основными видами вооружения и военной техники определяются с учетом задач, возложенных на Вооруженные Силы, геостратегического положения РФ, международных договоров, а также складывающейся военно-политической обстановки и экономических возможностей страны. В настоящее время Вооруженные Силы оснащены обычным и ядерным оружием, вооружением и боевой техникой, доставшейся в наследство от Вооруженных Сил СССР. Основу их составляют стратегические ядерные силы, состоящие из РВСН, морских и авиационных стратегических ядерных сил.

Вооруженные Силы должны быть готовы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору, ведению активных боевых действий (как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания и ведения войн и вооруженных конфликтов.

4. 2. Понятия дислокации и комплектования Вооруженных Сил РФ

Дислокация Вооруженных Сил Российской Федерации, предполагает их размещение в мирное время в отведенных для них местах. Разрабатывается План дислокации войск (сил), утверждаемый Президентом РФ. Решение о передислокации воинских частей и подразделений может приниматься Министром обороны (в пределах территорий, переданных в пользование Министерству обороны), а соединений и объединений - Президентом РФ.

Дислокация объединений, соединений и воинских частей ВС РФ за пределами Российской Федерации допускается на основе международных договоров.

Справочно:

Дислокация объединений, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с задачами обороны и социально-экономическими условиями мест дислокации.

Дислокация войск — это размещение воинских частей (соединений) сухопутных войск, учреждений, военно-учебных заведений в отведенных для них местах (военных городках, лагерях, населенных пунктах и т. д.) в мирное время (а в военное время — также на фронте). Однако в военное время термин «дислокация войск» применяется, как правило, по отношению к воинским частям, не входящим в состав действующей армии и флота. В некоторых случаях указанный термин применяется также в значении размещения (распределения) авиационных частей (соединений) по аэродромам и кораблей (соединений кораблей) по военно-морским базам (портам) и другим пунктам базирования сил флота. Дислокация Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с планом их дислокации, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Земли, на которых осуществляется дислокация Вооруженных Сил с учетом специальных задач, для решения которых они используются (или предназначены), по своему целевому назначению относятся к такой категории, как земли обороны и безопасности (Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ, ст. 93 // РГ. — 2001. — 30 октября). В соответствии со ст. 93 Земельного кодекса землями обороны и безопасности признаются в том числе земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки, в частности, для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил (размещения военных организаций, учреждений и других объектов, дислокации войск и сил флота, проведения учений и иных мероприятий).

Право принятия решения о дислокации объединений, соединений и воинских частей Вооруженных Сил имеют соответствующие должностные лица. Конкретное должностное лицо, располагающее таким правом, определяется с учетом того, в отношении какой именно части состава Вооруженных Сил принимается указанное решение. Решение о дислокации Вооруженных Сил от соединения и выше принимает Президент Российской Федерации . Решение о дислокации воинских частей и подразделений до полка включительно принимает в установленном порядке министр обороны. При этом порядок принятия министром обороны решения зависят от того, передана ли соответствующая территория в пользование Министерству обороны. Решение о дислокации воинских частей и подразделений в пределах территорий, переданных Министерству обороны, принимается министром обороны самостоятельно, а за пределами этих территорий — по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления (подп. 12 п.11 Положения о Министерстве обороны).

 

Для решения возложенных задач Вооруженные Силы РФ комплектуются личным составом. Личный состав ВС РФ включает военнослужащих и гражданский персонал. Комплектование осуществляется в соответствии с законодательством РФ. При этом военнослужащими Вооруженные силы РФ комплектуются по следующему принципу:

- призыв на военную службу (срок службы - 12 месяцев);

- добровольное поступление на военную службу (по контракту).

Гражданским персоналом ВС РФ комплектуются путем добровольного поступления граждан на работу. Штатная численность гражданского персонала устанавливается Правительством РФ, а перечень воинских должностей, замещаемых гражданским персоналом - Министром обороны РФ.

Справочно:

Под комплектованием Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом понимается установленная государством и регулируемая законодательством система мероприятий по обеспечению кадра и запаса Вооруженных Сил личным составом, как в мирное, так и в военное время.

Задачами комплектования являются:

- во-первых, обеспечение по установленным штатам кадра Вооруженных Сил Российской Федерации;

- во-вторых, правильное распределение лиц, призываемых на военную службу по видам Вооруженных Сил, родам войск, специальным войскам, соединениям, частям и кораблям и по должностям в зависимости от морально-деловых, психологических качеств состояния здоровья, физического развития, образования, специальной подготовки;

- в-третьих, подготовку военно-обученного запаса (резерва) Вооруженных Сил Российской Федерации.

В истории военного строительства применялись территориальный, экстерриториальный и смешанный принципы комплектования воинских частей.

При территориальном принципе воинские части комплектуются гражданами, проживающими по месту дислокации воинских частей.

Экстерриториальный принцип предполагает укомплектование воинских частей гражданами, проживающими вне места их дислокации.

Смешанный принцип представляет собой сочетание территориального и экстерриториального принципов комплектования воинских частей.

В настоящее время комплектование Вооруженных Сил Ро