Ввод числовых данных с клавиатуры
Оператор присваивания
Присваивание является наиболее часто употребляемым оператором языка. Он предназначен для вычисления нового значения некоторой переменной, а также для определения значения, возвращаемого функцией.
Структура (внешний вид, строение) оператора присваивания:
Переменная := Выражение;
’:=’ – символ присваивания, принятый в языке PASCAL.
Выполнение оператора: сначала вычисляется Выражение, после чего Переменной присваивается вычисленное значение.
Используя оператор присваивания, необходимо следить за тем, чтобы переменная и результат вычисления выражения были одного типа. Из этого правила есть исключения, например, разрешено присваивать переменной вещественного типа целое значение; переменной же целого типа присваивание вещественного значения запрещено.
Пример 4.1.Правильная запись операторов присваивания:
а := 1.38;
maximum := c;
y1 := sin (x+1);
z := a * 2 – exp (y + 2.5);
gamma := 'a';
tt := p and r or q;
Между символом операции присваивания ’:=’ и обычным математическим знаком равенства есть существенное отличие. Знак ’=’ в математике используется в смысле «равно». Поэтому математическая запись x = x+1 означает неверное равенство, в то время как запись оператора x:=x+1 является правильной и означает: к текущему значению переменной x прибавить 1 и результат записать опять в переменную x. Таким образом, после выполнения этого оператора значение переменной x будетувеличено на единицу.
Для задания переменным их числовых значений допустимо использовать операторы присваивания. Однако в этом случае программа может быть выполнена только с одним единственным набором данных. Ценность такой программы невелика.
Для того чтобы сделать программу универсальной, необходимо использовать процедуру ввода read([риид] – читать), обращение к которой имеет вид:
read( имя1, имя2,...),
где имя1, имя2,... – список имен переменных, разделенных запятыми (список ввода).
Выполнение операции ввода. Как только в программе встречается процедура Read, выполнение программы приостанавливается и она ожидает ввода с клавиатуры числовых значений переменных. После окончания операции ввода выполнение программы будет продолжено. Таким образом, программист может в любой момент ввести необходимый ему набор данных.
Данные должны вводиться в том порядке, в каком расположены соответствующие им имена переменных в списке ввода, и отделяться друг от друга пробелами или нажатием клавиши <Enter>. Признаком окончания ввода также является нажатие клавиши <Enter>.
Пример 4.2.Пусть переменные a, b и c должны получить значения 0.5, 20.2, 6.2 соответственно. Процедура ввода будет записана в программе так:
read(a, b, c),
а численные значения должны быть введены в последовательности
0.5 20.2 6.2 <Enter>.
Если вновь запустить программу на исполнение, то можно ввести любые другие значения переменных a, b и c .
Если некоторая переменная описана в программе как вещественная, а её значение является целым числом, то можно вводить число и как целое, и как вещественное, при этом целое будет преобразовано в вещественное. В то же время преобразование вещественного в целое при выполнении ввода не производится. Точно такое же правило действует при выполнении оператора присваивания.
Существует также процедура ввода, которая записывается как
readln(имя1, имя2,...)
(читается [риидлн], ln – сокращение слова line – строка, линия). Внешне выполнение обеих процедур выглядит одинаково. Однако, их внутренняя реализация имеет принципиальное отличие. Дело в том, что при нажатии клавиши на клавиатуре, в том числе и клавиши <Enter>, код клавиши заносится в специальный буфер ввода, а его обработка осуществляется после нажатия <Enter>. При обработке процедура read оставляет коды клавиши <Enter> в буфере, а readln их из буфера считывает. Таким образом, оставленные процедурой read в буфере коды клавиши <Enter>, в дальнейшем могут быть считаны процедурой readln без нажатия соответствующей клавиши пользователем. Эта ситуация приведет к неправильной работе программы, если пользователь будет использовать процедуру readln для временной приостановки выполнения программы.