МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ


ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ»

 

ТЕМА 3:

«ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

 

Положения ГОСТ:

Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика.

 

Основные понятия:

Русская политическая мысль, её проблемы и особенности развития, специфика российской государственности, направления русской политической мысли.Суть и типология русского консерватизма, Данилевский Н.Я. Тихомиров Л.А. Революционный радикализм, Пестель П.И. Русский либерализм, исторические этапы его развития, Чичерин Б.Н.

 

ВОПРОС 1:

«ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XIX – НАЧАЛА XX В.»

 

Основные понятия:

Русская политическая мысль, её проблемы и особенности развития, специфика российской государственности, направления русской политической мысли.

Русская политическая мысль:

─ самостоятельная область научного знания представляющая собой систему взглядов на властные отношения в обществе, сущность государства и формы политического устройства, оптимальных для России. Она развивалась во взаимосвязи с российской государственностью, русской философией и нравственной напряжённостью национальной культуры, особенностями идейных и духовных традиций, закономерностями и зигзагами отечественной политической истории.

 

Проблемы русской политической мысли:

- культурное и государственное развитие России;

- свобода и власть – проблема освобождения личности;

- упорядочение государственного властвования, введение его в рамки правомерности и соответствия с потребностями и желаниями населения.

 

Особенности развития русской политической мысли:

- до XVIII в. в целом развивалась в религиозной форме;

- с XVIII в. в ней преобладают секулярная (светская) и просветительская тенденции, связанные с эпохой «европеизации» России, начатой Петром I;

- с XV в. до Февральской революции 1917 г. оставалась самодержавным авторитарно-бюрократическим государством;

- в России не было «классического феодализма»: в сознании народа веками земля принадлежала Богу, князю, всем, но не каждому человеку. Помещики не владели землёй, получая поместья «за службу» государю, а сам государь «служил» государству;

- формирование гражданского общества начинается только при Екатерине II, продолжается в XIX в. реформами Александра II, а в начале XX в. – радикальными либерально-буржуазными реформами П.А.Столыпина;

- жизнь большинства населения России вплоть до XX в. проходило в сельской общине, где поведение каждого её члена определялось коллективистскими традициями и системой контроля со стороны собрания сельского «мира»;

- традиции общины развивали такие противоречивые, по выражению Н.А. Бердяева, «антиномичные» черты политического сознания и поведения русского народа, с одной стороны, терпение, чинопочитание, «коммюнотарность», а с другой – анархизм, свободолюбие, воинствующее безбожие и бунт;

- практически все направления русской политической мысли были ориентированы на решение социальных проблем и аграрного вопроса;

- антропологическая ориентация – «идея личности как носителя и творца духовных ценностей», осмысление проблем сущности и существования человека, смысла его жизни;

- анализ политических институтов, процессов и отношений был немыслим вне нравственности.

Специфика российской государственности:

- «срединное положение» между двумя цивилизациями: либерально-демократической, западной (республика, конституция, формальный закон, свобода личности и собственности) и традиционной, «восточно-азиатской» (общинность, восточная деспотия, подчинение личности религии и власти государства);

- обоснование идеалов происходило на началах православной веры;

- развивалось учение об идеократическом государстве, с «единой культурно-государственной евразийской идеологией правящего слоя»;

- идеализация общинного коллективизма и прочная традиция слияния юридических, нравственных и религиозных категорий;

- в России всегда искали правду, понимая её не как юридическую регламентации поведения, а как стремление к справедливости, к добру и совершенству в общественных и человеческих отношениях.

 

Направления русской политической мысли:

- консерватизм;

- революционный радикализм;

- русский либерализм.

ВОПРОС 2:

«КОНСЕРВАТИЗМ КАК ВЕДУЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

 

Основные понятия:

Суть и типология русского консерватизма, Данилевский Н.Я. Тихомиров Л.А.

 

Суть русского консерватизма:

- «сознательное утверждение исторически данного порядка вещей как драгоценного наследия и предания» П.Б.Струве;

- надындивидуальные ценности государственной целостности, национального единства на основе сильной власти, порядка и православно-соборного сознания;

- «рационализация» функции сохранения исторической преемственности;

- акцент на органический характер исторического развития, неприятие радикализма как справа, так и слева;

- не требовал восстановления политических прав «уходящего» дворянства, а призывал к политическому единению народа на принципах нации, отечества, патриотизма, «государственности как всенародного единства, или соборной личности народа».

 

Типология русского консерватизма:

1.«Идеологема самодержания» Н.М.Карамзина;

2.Консервативно-романтический социально-политический идеал славянофилов, отстаивающих верность национальной «идентичности» России, её монархически-патриархально-православным традициям допетровской Руси;

3.Концепции (в том числе геополитические) неославянофила Н.Я.Данилевского и Ф.И.Тютчева;

4.«Русский византизм» К.Н.Лентьева;

5.Официальный «государственнический» монархизм С.С.Уварова, провозглашавшего незыблемость триады: «самодержавие, православие, народность», М.Н.Каткова с его идеалом централизованной монархии, К.Д.Победоносцева;

6.Неомонархизм Л.А.Тихомирова, И.А.Ильина, И.Л.Солоневича.

 

Данилевский Н.Я.:

- был убеждён в необходимости сохранении устоев российского государства – самодержавия, поземельной общины, сословной монархии, церкви, но выступал против имперского, насильственного присоединения народов, которое лишает их самобытного развития;

- предложил формы взаимовлияния народов - «пересадка» (колонизация), «прививка» (ассимиляция), «удобрение» - наиболее плодотворна, т.к. признаёт право рождающихся народов на культурно-историческую деятельность и национальное развитие;

- настаивает на необходимости полного отрешения от мысли «о какой бы то ни было солидарности с европейскими интересами – Мы и Европа – разные миры.

 

Тихомиров Л.А. (1852 – 1923):

- предпринял попытку синтезировать самодержавие с религиозно-нравственными идеями соборного общества;

- анализируя три формы власти – монархию, демократию и аристократию, он приходит к выводу об исторической перспективе монархии как результата длительного исторического развития государственных систем;

- в отличие от деспотии истинная монархия (самодержавие) связана с верховенством нравственного идеала, что возможно при свободном союзе государства с церковью и законосовещательным народным представительством.

ВОПРОС 3:

«ФЕНОМЕН РЕВОЛЮЦИОННО РАДИКАЛЬНЫХ ТЕЧЕНИЙ В РОССИИ»

 

Основные понятия:

Революционный радикализм, Пестель П.И.

 

Революционный радикализм:

- одно из основных направлений политической мысли Росси XIX – начала XX в.;

- представлен: некоторыми теориями декабристов (П.И.Пестель); теориями революционного демократизма 40 – 60-х гг.; революционного народничества (П.Н.Ткачёв); марксизма;

- постепенно утрачивая демократические и гуманистические формы, критицизм по отношению к деспотизму бюрократической власти эволюционировал к началу XX в. в волюнтаристские течения анархизма и тоталитарные концепции идеологии большевизма;

- для большинства течений была характерна недооценка эволюционных факторов социального прогресса, разрыв с прошлым.

 

Пестель П.И.

- был сторонником свержения царизма и установления республики через революцию и диктатуру временного (на 10 – 15 лет) Верховного Правления, которое должно было постепенно ввести конституционное устройство;

- его «Русская правда» была самым радикальным проектом буржуазного переустройства крепостной России, созданным декабристами;

- «Русская правда» провозглашала гражданское и политическое равенство, свободу «книгопечатания, вероисповедания, право каждого участвовать в государственных делах»;

- отрицал федерацию как «возврат к удельной системе» - причине бедствий России – и провозглашал принцип унитаризма – «единства и неразделимости» Российского государства;

- столицей унитарной Российской республики предлагал сделать Нижний Новгород;

- выступал за демократическую республику, где верховная законодательная власть принадлежала бы однопалатному Народному вече, избиравшему на пять лет исполнительную власть – Дуржавную Думу, один из членов которой переизбирался бы ежегодно;

- основные «заветные» законы могли бы изменяться только путём всенародного голосования;

- для контроля за исполнением конституции и «компетенций» разделения властей он предлагал власть блюстительную – Верховный Собор из 120 «бояр», избиравшихся пожизненно, т.е. выдвинул идею современного конституционного суда;

- избирательным правом должны пользоваться все российские граждане с 20 лет, независимо от имущественного ценза, исключая осуждённых по суду и прислугу.

ВОПРОС 4:

«ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ РУССКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА»

 

Основные понятия:

Русский либерализм, исторические этапы его развития, Чичерин Б.Н.

 

Русский либерализм:

- продукт западной цивилизации, который не имел глубоких исторических корней в России, однако является одной из интеллектуальных традиций русской политической мысли, имеет свои национальные особенности и оригинальные идей, отсутствующие в классическом западноевропейском либерализме (консервативный либерализм);

- для всех течений русского либерализма были характерны социальный идеал общества, правовой идеал и осознание необходимости введения конституционных порядков.

- идеи либерализма не получили широкого распространения в России.

 

Исторические этапы развития русского либерализма:

1) «правительственный» либерализм, инициируемый сверху, охватывающий периоды царствования Екатерины II и Александра I. По содержанию – это просветительский либерализм, уповающий на просвещённую ограниченную монархию (конституционные проекты М.М.Сперанского);

2) либерализм пореформенного периода – «охранительный» (консервативный) либерализм, синтезирующий либеральные идеи свободы и реформаторства с консервативными ценностями сильной власти, порядка и преемственности, «всестороннее западничество со своеобразием национального развития» (Б.Н.Чичерин, П.Б.Струве);

3) «новый» (социальный) либерализм начала XX в., сущностью которого был синтез идей либерализма и социализма в русле традиции социал-реформизма европейской социл-демократии, провозгласивший необходимость обеспечения каждому гражданину «право на достойное существование» и поставивший проблему синтеза свободы и социального равенства (Н.И.Кареев, П.И.Новгородцев, Б.А.Кистяковский, С.И.Гессен).

 

Чичерин Б.Н. (1828 – 1904):

- его лозунг: «либеральные меры и сильная власть»;

- пытался обосновать необходимость интеграции основополагающих для классического западного либерализма идей свободы, закона и частной собственности с политическими реалиями России рубежа XIX – XX в.;

- дал первую в истории отечественной политической мысли типологию русого либерализма, выделив три его вида: 1) «уличный» - либерализм толпы (политические скандалы, самолюбование собственным «волнением»); 2) «оппозиционный» - систематически обличающий власть в «ошибках» и «наслаждающийся своей критикой»; 3) «охранительный» - ориентированный на проведение реформ на основе взаимных уступок и компромиссов (примирение начала свободы с началом власти и закона);

- главной проблемой считал согласование двух противоположных начал – личности и общества, поскольку духовная природа личности состоит в свободе, а общественное начало выражается в законе, ограничивающем свободу – где нет свободы, там нет субъективного права, а где нет закона, там нет объективного права;

- власть призвана быть мерой, охраняющей закон и сдерживающей свобод, иначе в обществе воцарится деспотизм государства или «тирания демократии»;

- оптимальная для России форма государства – конституционная монархия (триединство начал власти, закона, свободы), где монарх – воплощение начала власти, дворянство – начало закона, а представители народа – начало свободы.