Фреймовая модель


 

Основана на понятии фрейма. Фрейм представляет собой структуру, группирующую данные по объединяющему их смыслу. Под фреймовой базой знаний (ФБЗ) понимают кортеж (строку) <P,F,R>, где P – база так называемых протофреймов, F- база фактов, R – интенсионал ФБЗ, т.е. описание взаимосвязей между фактами. Под протофреймом понимается структура вида

<О, <а1,V(о,а1)>,…,<аm,V(о,аm)>>,

где О – общее имя множества однотипных элементов (сущностей), аi - имена общих свойств этих элементов, V(о, аi) – конкретное представление возможных значений этих свойств (слоты).

Протофрейм принято изображать в виде звездного графа с центром О, ребрами а1,…аm и терминальными вершинами V(о,а1),…V(о,аm). На рисунке 4.3 изображен граф протофрейма, соответствующего понятию «Рейс воздушного судна».

 

 

 

 

Рисунок 4.3.

 

Граф фрейма получается из графа протофрейма подстановкой в терминальные вершины (слоты) конкретных значений.

Манипулирование фактуальной информацией во фреймовых базах знаний осуществляется запросом.

Пример запроса. Когда заканчивается посадка на самолет, вылетающий рейсом 311 в Хабаровск?

В простейшем случае запрос может быть представлен в виде конструкции

<Посадка, Время окончания><Рейс, Куда> или в общем виде

1А1А>,…,<оmАmА>1С1С>,…,<оnCnC>,

где <оiAiA> (i=1,…m) – указатели искомых значений свойств (фрейм запроса), <оjC,ajC> - факты, из которых необходимо выбирать эти значения (фрейм фактов).

Графовое представление ответа на запрос представлено на рисунке 4.4.

 

 


Рисунок 4.4.

 

Смысл операций, проводимых при поиске ответа на запрос, основывается на операции сопоставления графа (фрейма) факта с графом запроса (образцом). Если одноименные вершины и ребра совпали, совпадение считается удачным.

К достоинствам фреймовых моделей следует отнести их естественность, наглядность представления и модульность. Основным недостатком таких моделей является отсутствие механизмов управления выводом.

В качестве другого примера можно привести представление фрейма аудитории (в частности, в которой читается лекция). Фрейм аудитории можно представить в виде графа, изображенного на рисунке 4.5.

 

 
 

 

 


Рисунок 4.5.

 

Например, при составлении расписания занятий на семестр, для выбора аудитории будут оценены фреймы всех имеющихся аудиторий и будет подобрана подходящая по вместимости, наличию средств отображения информации (досок, различного вида экранов и т.п.), технических средств обучения и т. д. При этом на каждый вид учебных занятий (лекция, коллоквиум, семинар, лабораторная работа) должен быть разработан фрейм запроса. Достоинство фрейма – естественность и наглядность.