НАУЧЕНИЕ Общая характеристика процесса научения
При реализации поведения животного в любом поведенческом акте имеют место, как врожденные инстинктивные акты, так и приобретенные компоненты поведения, которые связаны с научением, приобретением индивидуального опыта. Научение можно рассматривать как индивидуально-приспособительную деятельность животного. Научение не является следствием роста, созревания, старения организма, или следствием утомления, сенсорной адаптации.
В результате научения поведение может измениться следующим образом:
1) могут возникнуть совершенно новые для данной особи поведенческие акты;
2) привычная поведенческая реакция будет вызываться стимулом, не бывшим ранее с ней связанным;
3) возможно изменение вероятности или формы ответа, который возникал на предъявленный стимул в данной ситуации.
Существует много понятий научения.
Согласно определениям этологов, научение представляет собой адаптивное изменение поведения.
Д. Дьюсбери понимает научение, как модификацию поведения, которая возникает в результате индивидуального опыта. В результате научения в поведении животных что-то изменяется: появляются новые поведенческие акты, возможны изменения между стимулом и реакцией. В организме могут происходить какие-то индивидуальные изменения, содержащие потенциальную основу для модификации поведения, но не проявляющиеся пока во внешних действиях. Согласно предложенной точке зрения, научение - это изменение скорее в потенциальных возможностях поведения.
Некоторые ученые рассматривают научение как появление относительно стойких изменений в поведении. Н. Миллер считает, что модификация должна сохраняться дни или недели, чтобы ее можно было расценивать как настоящее научение. Однако у беспозвоночных животных модификации поведения могут сохраняться считанные минуты.
У. Торп определил научение как процесс, состоящий в появлении адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта.
Понятие «научение» шире понятия «приспособительная коррекция» поведения в изменяющейся среде, происходящая на основе индивидуального опыта. Научение может быть не адаптивным для особи. Научение у животных различных систематических групп имеет качественные отличия.
Таким образом, научение - это приобретение и накопление в онтогенезе индивидуального опыта, совершенствование и видоизменение врожденной основы психической деятельности в соответствии с конкретными условиями среды обитания особи.