Землеустройство и землеустроительный процесс


Землеустройство – комплекс мероприятий по инвентаризации земель, планированию землепользования, установлению (восстановлению) и закреплению границ объектов землеустройства, проведению других землеустроительных мероприятий, направленных на повышение эффективности использования и охраны земель.

Объектамиземлеустройства являются земли Республики Беларусь, земельные контуры, а также земельные участки.

Земельный контур — это часть земной поверхности, выделенная по природно-историческим признакам, состоянию и характеру использования земель, имеющая замкнутую Границу, за пределами которой качественные характеристики земель имеют другие значения, отражаемые в государственном земельном кадастре.

Земельно-информационная система — это комплекс программно-технических средств, баз пространственно-атрибутивных данных, каналов информационного обмена и других ре­сурсов, обеспечивающий автоматизацию накопления, обработки, хранения и предоставления сведений о состоянии, распределении и использовании земельных ресурсов в электронном виде, в том числе средствами геоинформационных технологий.

Землеустроительные мероприятия проводятся в случае:

изменения границ объектов землеустройства, а также отсутствия данных об этих границах;

формирования земельных участков;

изъятия и предоставления земельных участков;

изменения целевого назначения земельного участка;

перевода земель из одной категории в другую;

перевода земель из одного вида в другой;

установления ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов;

выявления нарушенных, неиспользуемых, неэффективно используемых или используемых не по целевому назначению земель;

формирования фонда перераспределения земель.

Задачи землеустройства:

♦ формирование и совершенствование рациональной системы землевладения и землепользования;

♦ создание равных условий хозяйствования для раз­вития всех форм использования земли и хозяйствования на разных по качеству и местоположению землях;

♦ разработка предложений об условиях использова­ния земель;

♦ статистика информации о количестве, качестве и местоположении земель для установления земельного на­лога и арендной платы за землю, возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного про­изводства при изъятии земель и другие задачи.

 

Принципами, лежащими в основе института земле­устройства и определяющими его особенности, являются:

♦ строгое соблюдение требований земельного зако­нодательства;

♦ сбалансированность интересов всего общества с интересами собственников, землевладельцев и землеполь­зователей при свободном выборе форм хозяйствования;

♦ согласованность общих и частных решений с дол­госрочной перспективой использования и охраны земель;

♦ приоритет сельскохозяйственного землепользова­ния;

♦ комплексность развития территорий, учет природно-экологических условий;

♦ согласованность социально-экономических и эколо­гических требований по охране земель и воспроизводству плодородия почв;

♦ взаимосвязь работ по землеустройству и работ по
государственному кадастру и мониторингу земель.

 

Землеустройство включает в себя:

- разработку проектов региональных схем использования и охраны земельных ресурсов, схем землеустройства административно-территориальных и территориальных единиц, территорий особого государственного регулирования;

- разработку проектов межхозяйственного землеустройства, в том числе проектов отвода земельных участков, оформление технической документации и установление (восстановление) на местности границ объектов землеустройства;

- разработку проектов внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных организаций, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, проектов организации и устройства территорий населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, особо охраняемых природных территорий и иных территориальных единиц;

- разработку рабочих проектов по рекультивации земель, земельных контуров, защите почв от эрозии и иных вредных воздействий, сохранению и повышению плодородия почв и иных полезных свойств земель, а также других проектов, связанных с охраной и улучшением земель;

- проведение инвентаризации земель, систематическое выявление неиспользуемых или используемых не по целевому назначению земель;

- проведение геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий, осуществляемых для целей землеустройства, составление кадастровых и иных тематических карт (планов) и атласов состояния и использования земельных ресурсов;

- авторский надзор за реализацией схем и проектов землеустройства;

- осуществление землеустроительных мероприятий при проведении мониторинга земель, ведении государственного земельного кадастра, в том числе при проведении кадастровой оценки земель, земельных участков, осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель;

- выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также разработку и модернизацию аппаратно-программного комплекса (программного обеспечения), необходимых для осуществления землеустроительных мероприятий;

- подготовку землеустроительных материалов по разрешению земельных споров.

 

Порядок проведения землеустройства устанавливается Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь.

 

На каждый объект землеустройства существует землеустроительная документация – документы, составленные в результате проведения землеустройства:

региональные схемы использования и охраны земельных ресурсов;

схемы землеустройства административно-территориальных и территориальных единиц, территорий особого государственного регулирования;

проекты межхозяйственного землеустройства;

проекты внутрихозяйственного землеустройства;

рабочие проекты рекультивации земель, земельных контуров, защиты почв от эрозии и иных вредных воздействий, сохранения и повышения плодородия почв и иных полезных свойств земель;

геодезические и картографические материалы и данные, материалы почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий, осуществляемых для целей землеустройства;

планы земельных участков;

материалы кадастровой оценки земель, земельных участков;

решения (их копии или выписки из них) об изъятии и предоставлении земельных участков, об установлении ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов;

копии договоров аренды (субаренды) земельных участков, договоров об установлении земельных сервитутов;

решения (их копии или выписки из них) и иные материалы по земельным спорам;

копии документов, удостоверяющих права на земельные участки;

иная землеустроительная документация, предусмотренная законодательством об охране и использовании земель.

Землеустроительная документация разрабатывается по каждому объекту землеустройства и виду землеустроительных мероприятий и формируется в землеустроительное дело.

Содержание, порядок ведения и хранения землеустроительной документации устанавливаются Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь.

 

По содержанию землеустройство подразделяется на межхозяйственное и внутрихозяйственное.

Межхозяйственное землеустройство является основ­ным механизмом формирования рационального землевла­дения и землепользования, наделения землей граждан, кре­стьянских хозяйств, предприятий, учреждений, организа­ций и кооперативов, физических и юридических лиц.

Содержание межхозяйственного землеустройства опре­деляется исходя из местных природных, экономических условий и особенностей объектов проектирования.

Внутрихозяйственное землеустройство осуществляется в пределах границ конкретных предприятий и организаций, занимающихся хозяйственной деятельностью. Такое земле­устройство проводится по инициативе самих землепользо­вателей. Цель его - создание организационно-территориальных условий для внедрения прогрессивных форм организации труда.