ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА
Внутренний туризм занимает особое место в жизни любого общества. Современное производство внутренних туристских продуктов невозможно представить обособленным, изолированным, функционирующим и развивающимся вне региональной экономики. В реальной хозяйственной жизни производство турпродукта базируется на межотраслевой производственной кооперации, связывающей туризм и сопряженные с ним отрасли экономики, поставляющие туризму, с одной стороны, необходимые средства производства, технические условия производства, или, говоря иначе, формирующие материально-техническую базу туризма, с другой — доводящие произведенные туристские продукты до потребителя.
На основе такого взаимодействия различных отраслей возникает комплекс внутреннего туризма. Таким образом, внутренний туризм представляет собой функциональную многоотраслевую подсистему, в которой происходит его взаимодействие с сопряженными отраслями экономики по производству туристских продуктов, товаров и услуг и их реализации.
Включение внутреннего туризма и его экономики в национальное и региональное хозяйство России — одна из важных закономерностей начала XXI в. Однако теоретическое осмысление проблем, связанных с внутренним туризмом, отстает от быстро меняющейся туристской практики. В результате российский внутренний туризм страдает определенной ограниченностью, отсутствием целостного представления о его структуре, месте и роли в национальной и региональной экономике, в развитии предпринимательства. Это оказывает негативное влияние на разработку и принятие крупных решений в сфере политики и экономики внутреннего туризма.
Внутренний туризм — всего лишь один сегмент экономического развития региона, но при определенных предпосылках и условиях он может стать достаточно эффективным направлением региональной экономики. Будучи сложным социально-экономическим процессом с множеством собственников туристских предприятий и средств размещения, внутренний туризм оказывает существенное влияние на отдельные экономические субъекты (микроэкономику) и на национальную экономику в целом (макроэкономику).
Внутренний туризм так идя иначе оказывает воздействие на различные сферы жизни общества. В экономическом отношении он рассматривается как:
о определенная совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции;
п часть хозяйственного комплекса страны, включающая определенные отраслевые виды производства и экономической деятельности;
а экономическая наука, изучающая туризм как сферу хозяйства страны или региона;
о общественная наука, изучающая поведение в сферах производства туристского продукта, его потребления, распределения и обмена;
о современная экономическая теория, изучающая поведение хозяйствующих субъектов на всех уровнях туристской экономической системы в процессах производства, распределения, обмена и потребления туристских услуг в целях удовлетворения человеческих потребностей.
Для измерения роли и места туризма в национальной экономике принято соотноситьосновные экономические (стоимостные) показатели туризма с показателями, измеряющими объемы националъного производства. Статистическая служба ООН рекомендует использовать в качестве основного показателя валовой внутренний продукт (ВВП) — сумму добавленной стоимости всех производителей товаров и услуг, Внутренний туризм оказывает определенное влияние и на другие основные макроэкономические показатели: чистый национальный продукт, национальный доход, личное потребление и сбережение граждан, инвестиции и другие параметры.
Практически все отрасли региональной экономики прямо или косвенно участвуют или могут участвовать в функционировании комплекса внутреннего туризма, несмотря на то что вычленить туристскую составляющую и провести четкую границу туристского сектора инструментами современной статистики чрезвычайно сложно. Доля внутреннего туризма в ВВП колеблется от 8% в европейских странах до 1% в США и 0,5% в России.
Его экономическая функция проявляется в различных направлениях общественной жизни. При этом как экономическое явление современный внутренний туризм:
п имеет индустриальную форму, которая значительно расширила и углубила технологические и функциональные связи туризма с другими отраслями национальной экономики;
п создает новые рабочие места, выступает пионером освоения новых районов, ускоряет развитие национальной экономики;
а перераспределяет доходы в пользу регионов, специализирующихся на туризме; а служит мультипликатором роста национального дохода,
занятости, развития местной инфраструктуры; о характеризуется высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью инвестиций;
а выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия, поскольку именно эти элементы составляют основу его ресурсной базы; о совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека.