Тема 11. Регулирование: разработка и принятие управленческих решений
Решение – это выбор альтернативы.
Решение в менеджменте – выбор, касающийся осуществления конкретных действий, закрепленный в сознании субъекта, объекта управления, в управленческих документах.
Требования к управленческому решению:
1. Целевая направленность.
2. Обоснованность.
3. Иерархическая субординация.
4. Адресность.
5. Директивность.
6. Обеспеченность ресурсами.
Управленческие решения на предприятии, как правило, отождествляются с разрешением возникших проблем.
Проблема- существенное расхождение между желаемым и фактическим состоянием объекта управления и внешней среды.
Управленческие решения для часто встречающихся типовых задач описываются в нормативных документах, устанавливающих порядок осуществления управленческой деятельности.
Таблица 6.
Типология управленческих решений.
Признак классификации | Тип управленческого решения |
По функциям правления | плановые |
организационные | |
мотивационные | |
другие | |
По характеру задач | стратегические |
оперативные | |
По степени определенности ситуации | в условиях определенности |
определенности | в условиях риска |
среды | в условиях неопределенности |
По степени структуризации задач | хорошо структурированные (программируемые, алгоритмические) |
слабо структурированные (нестандартные, непрограммируемые, эвристические) | |
По функциональным областям | финансовые |
кадровые | |
производственные | |
прочие | |
По масштабам воздействия | общие |
частные | |
экспериментальные | |
По числу критериев | однокритериальные |
многокритериальные | |
По направлению воздействия | внутренние |
внешние | |
По глубине воздействия | одноуровневые |
многоуровневые | |
По количеству участников | индивидуальные (единоличные) |
коллегиальные | |
коллективные | |
По способу осуществления | письменные |
устные | |
По способу принятия | на основе суждений |
интуитивное | |
с помощью рациональной процедуры |
Контроль за осуществлением решения и за получением ожидаемых результатов осуществлялся:
1. При успешном решении проблемы сведения о проблеме заносятся в компьютерный банк данных для накопления опыта успешного решения проблем, который может пригодиться в будущем.
2. Основные возможные причины неустранения проблемы:
- недостаточно конкретное представление о проблеме;
- неверное определение истинных причин возникновения проблемы;
- недостаточное количество предложенных вариантов решений;
- неполный список критериев оценки;
- неверное определение значимости критериев;
- неадекватный способ оценки разработанных вариантов решений;
- недостаточная степень компетентности при принятии решения;
- невполне соответствующий метод осуществления решения;
- отсутствие надлежащего контроля за осуществлением решения.
Таким образом, основной деятельностью менеджеров, в том числе топ-менеджеров, является процесс разработки и принятия управленческих решений.