Внешняя среда организации, взаимодействие и адаптация организации к внешней среде


Принцип неопределенности.

Принцип децентрализации.

Это сочетание в сложных системах централизованного управления.

Это учет неопределенностей и случайностей в системе.

Перечисленные принципы обладают очень высокой степенью общности. Для непосредственного применения исследователь должен наполнить их конкретным содержанием применительно к предмету исследования.

Каждая из перечисленных идей (принципов) при своем практическом осуществлении, даже отдельно взятая, может дать определенный эффект. Но эффект возрастает, если они применяются в комплексе. Тогда эти идеи превращаются в определенную систему принятия решений и управления, позволяющую более эффективно руководить сложными программами.

Эффективность организации, под которой понимается ее способность ставить цели и достигать их при минимальных, но необходимых затратах, определяется ее способностью адаптироваться к внешним условиям функционирования, сохраняя себя при этом как целостное образование.

Окружение организации, с которым она вынуждена считаться, получило название «внешней среды». Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания и развития. Но ресурсы внешней среды не безграничны и на них претендуют многие другие организации. Именно поэтому внешнюю среду необходимо изучать.

Организация вынуждена собирать информацию о состоянии внешней среды, которая должна оцениваться с точки зрения отрицательных (потенциальные угрозы) и положительных (вновь открывающиеся возможности) воздействий среды на будущую деятельность.

Различают факторы внешней среды косвенного воздействия (макросреды) и факторы среди прямого воздействия (микросреды). Не оказывая прямого воздейст­вия на деятельность предприятия, факторы макросреды влияют на формирование общей атмосферы бизнеса. С этой точки зрения макросреду иногда называют «экологией фирмы». Макросреда определяет общие (рамочные) условия деятельности организации во внешней среде.

Микросреда - это среда непосредственных контактов с предприятием. Она включает тех участников рынка, с которыми у предприятия есть прямые отношения или которые оказывают на него прямое воздействие.

Необходимо помнить, что внешняя среда характеризуется:

· взаимосвязанностью факторов (применение одного из факторов воздействует на другие факторы);

· сложностью внешней среды (число факторов, на которые фирма обязана реагировать);

· подвижностью среды (скорость, с которой происходят изменения в окружении);

· неопределенностью внешней среды (качество и достоверность информации).

Поэтому из всего многообразия действующих на предприятие факторов, нужно выделить только те, которые являются для него наиболее важными. Они называются стратегическими факторами. Выявление их позво­ляет определить пределы анализа среды.

Стратегические факторы – это направления развития внешней среды, которые, во-первых, имеют высокую вероятность реализации и, во-вторых, высокую вероятность влияния на функционирование предприятия

Для каждой организации свой «набор» стратегических факторов. Он зависит от размеров организации, характера её деятельности, выбранных целей и прочих особенностей. Для малой и средней организации степень значимости факторов микросреды и внутренней среды значительно выше, чем факторов макросреды. Ограничив, таким образом, значимые факторы внешней и внутренней среды, организация может приступить к формированию базы данных через мониторинг, сканирование и прогнозирование факторов внешней среды.

· мониторинг среды (отслеживание текущей, вновь появляющейся информации);

· сканирование среды (поиск уже сформированной информации);

· прогнозирование (создание информации о будущем состоянии среды).