Социальная адаптация средствами туризма


Советская школа в свое время видела в детском туризме мощное средство идеологического воспитания школьников и не без успеха использовала его возможности. В нынешней ситуации размытости идейных ориентиров и идеологической неразберихи воспитание пат­риотизма и гражданской позиции школьников стоит как никогда остро. Очевидно, что человек не может любить то, чего не знает, и бе­речь и защищать то, чего не любит. Непосредственное знакомство с природой, историей и культурой родины пробуждает желание вне­сти и свою лепту в ее развитие и процветание, т.е. закладывает осно­вы деятельного патриотизма.

Участие в походах, экскурсиях, экспедициях позволяет учащимся познакомиться с прошлым и настоящим разных народов, их нацио­нальными традициями. Непосредственное знакомство с бытом, обы­чаями, историей, культурными особенностями разных народов на­шей многонациональной страны - действенное средство сближения народов, предотвращения межнациональных конфликтов.

Не менее важен и другой аспект становления молодых граждан. В настоящее время наблюдается негативное отношение большой части молодежи к службе в армии. Но с окончанием эпохи «холодной вой­ны» и переходом к политике мирного сосуществования государств отнюдь не исчезла необходимость укрепления обороноспособности страны и защиты ее границ. Кроме того, существует серьезная опас­ность терроризма и техногенных катастроф. Молодежь необходимо учить грамотно действовать в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь, ориентироваться на местности, обес­печивать укрытие в непогоду, преодолевать естественные препятст­вия, выживать в природной среде. Все эти жизненно необходимые знания и навыки юные туристы получают в походах, на соревновани­ях по поисково-спасательным работам и «Школы выживания». Юно­шей, прошедших такую подготовку, не страшит служба в вооружен­ных силах.

В процессе туристско-краеведческой деятельности расширяется сфера общения учащихся, происходит приобретение навыков соци­ального взаимодействия, накопление положительного опыта поведе­ния, создаются благоприятные условия для формирования нравст­венных качеств личности. Прежде всего, это качества, которые вос­питываются нахождением в составе туристской группы, существую­щей в автономном режиме - коллективизм, ответственность, взаимо­помощь и взаимовыручка.

Важным преимуществом активных форм туристско-краеведческой деятельности является преодоление разрыва между знаниями о нор­мах поведения и практикой применения их в условиях общежития. Не умаляя значение формирования этических, нравственных и про­чих, связанных с нормами поведения, знаний, необходимых для вы­работки личностных качеств, следует признать, что только возмож­ность практически следовать им является необходимым, действен­ным, наиболее важным компонентом воспитания. В туристском по­ходе устраняется разрыв между идейно-нравственными представле­ниями и практикой поведения, формирование нравственных убеж дений становится более эффективным, так как эта деятельность со­провождается должным воспитательным воздействием, а накопле­ние положительного опыта поведения происходит в процессе полез­ной деятельности.

Педагогическая теория знает, как важен для воспитания ума и ха­рактера собственный опыт. Но очень часто педагогическая практика не хочет рисковать своим реноме. Для нее спокойные формы работы, не требующие лишних хлопот и риска, предпочтительнее, и она оста­вляет приоритет за словесным методом воспитания детей. Хоть и не мала воспитательная роль бесед и фильмов, уроков мужества и встреч с интересными людьми, утренников и вечеров, они не дают, не могут дать желаемых результатов, ибо здесь все словесно, книжно и не подкреплено собственным опытом самодействия. Здесь каждая мысль, хоть и облеченная в эмоциональную форму, дается воспитуемым в готовом виде, а не зарождается в них самих в процессе лично­го опыта. Воспитывая патриотизм, смелость и мужество только та­ким образом, мы можем получить обратный результат, когда по вы­ражению А.С.Макаренко «... вы воспитываете циничного наблюдате­ля, для которого чужой подвиг только объект для глазения».

Туристский поход позволяет каждого участника поставить в уни­кальные, с точки зрения воспитания, условия, когда абстрактные идеи норм общежития приобретают весьма конкретную жестко обу­словленную реальность. В условиях туристского похода, особенно многодневного, деятельность каждого члена туристской группы тес­но переплетена и взаимообусловлена деятельностью, поступками других членов группы и группы в целом. Здесь естественным путем возникает очень важная для педагогов обстановка - ответственная взаимозависимость. Подросток учится соотносить свои поступки, удовлетворение потребностей с благополучием своих товарищей. Так понимание элементарных общечеловеческих правил взаимозависи­мости людей из области абстрактных знаний перемещается в область конкретных поступков. Личность ребенка обогащается пониманием себя как конкретного человека, способного своими действиями при­чинить другим людям радость или несчастье. Безусловно, этому ре­бенка учат с детства, но, к сожалению, семья и школа не создают ус­ловия для эмоционального восприятия своей причастности к друго­му человеку.

Современные школьники постоянно находятся в положении опека­емых, многие из них освобождены от домашних обязанностей, не знают стоимости продуктов, не имеют понятия о том, как сварить ма­кароны, не держали молотка в руках. Иногда в походе мальчик не знает, что у него в рюкзаке, потому что собирала его мама. К сожале­нию, весьма распространено мнение, что чем сытнее, чем беззаботнее жизнь человека, тем лучше для него. А наукой доказано обратное: для полноценного развития человеку обязательно необходим дефи­цит жизненных благ, некоторая некомфортность условий жизни.

Необходимость возникает только в ситуации высокого напряже­ния между потребностями и возможностями, в ситуации лишений. Вот здесь-то и возникает то ценное для педагогики положение, когда человеку надо (очень надо!), но, чтобы удовлетворить потребность, он должен поработать. В трудных условиях походной жизни, в ситуа­ции лишений привычного комфорта труд становится единственным средством удовлетворения многочисленных «надо». Когда надо, не­обходимо, человек берется и делает (не зря говорят: «нужда нау­чит»). Сначала, понятно, не все получается, но с каждым разом - все лучше и лучше. И труд постепенно становится не печальной необхо­димостью, а радостной потребностью. Только в таких условиях мож­но воспитать в человеке глубокое уважение к своему и чужому труду и столь же глубокое неуважение к лени, тунеядству, халтуре. К со­жалению, к туризму издавна прилипла этикетка - «лучший отдых», и в сознании многих людей он никак не связывается с проблемой тру­дового воспитания (ведь отдых - антипод труда). А между тем дет­ский самодеятельный туризм - великолепное, чудодейственное сред­ство воспитания основы основ - трудолюбия. В конце концов, не так важно, какую профессию изберет для себя молодой человек; важно в первую очередь, чтобы он не чурался никакого труда, умел и любил трудиться и стал достойным гражданином своей страны.

Уже только одна организационно-хозяйственная деятельность ту­ристов по подготовке и проведению похода содержит в себе огромный педагогический потенциал в привитии трудовых навыков, в соци­альной адаптации. А ведь есть еще и другая деятельность - краевед­ческая, познавательная, в процессе которой также весьма успешно решаются многие вопросы подготовки школьников к труду.

Отправившись в поход, дети фактически вступают в некое новое со­циально-экономическое образование - временное сообщество семей­ного типа, у которого большое и сложное хозяйство.. Здесь каждый быстро уясняет: чтобы жить, надо работать. И здесь результаты тру­да не растворяются в каком-то абстрактном понятии - «для пользыобщества», они нужны конкретному Сереже, конкретной Тане. По сути, это коллектив по производству собственных жизненных благ, но не ради самих благ, а во имя достижения общих целей, доброволь­но поставленных перед собой.

Мир открывается ребенку во всем многообразии только в том слу­чае, если ему предоставляется возможность самому на основе своих знаний, своего житейского опыта принимать решения и нести за них ответственность, т.е. при условии самоуправления той деятельно­стью, в которую он вовлечен.

Человек должен каждодневно тренировать не только тело, руки, но и голову - решением реальных жизненных проблем.

Когда в многодневном походе группа уходит далеко от обжитых мест, приходит понимание, что теперь можно надеяться только на се­бя и на своих спутников. Это сознание роднит ребят, учит ценить дружбу, взаимовыручку, воспитывает ответственность, осторож­ность, осмотрительность и бережливость. Детскую беззаботность как рукой снимает, рождается серьезное отношение к жизни, к друзьям.

И здесь следует указать на такую немаловажную деталь, как воз­можность в условиях похода, туристского лагеря своевременно диаг­ностировать отклонения в развитии личности. Этому способствует пре­бывание подростка в атмосфере взаимодоверия и взаимопонимания, причем не в течение 40-45 минут урока или двух часов какого-либо мероприятия, а в течение длительного времени - от 4-8 часов (одно­дневный поход) до нескольких дней и недель (в условиях туристского путешествия или многодневного полевого лагеря), что, безусловно, по­зволяет разработать и легче осуществить подходящую для каждого конкретного случая коррекцию поведения и развития ребенка.

Туристско-краеведческая деятельность является действенным про­филактическим средством девиантного поведения учащихся, кото­рое в сегодняшних социально-экономических условиях России про­является в массовых явлениях наркомании и токсикомании, алкого­лизма. Многие дети подвержены дромомании, своего рода заболева­нию, которое, опираясь на генетически сложившуюся за миллионы лет кочевого образа жизни человека потребность в движении, выра­жено в непреодолимом стремлении к бесцельной перемене мест, бро­дяжничеству. Охота к перемене мест, романтика дальних дорог, за­частую стимулирующие бродяжничество детей и подростков со все­ми вытекающими последствиями, педагогически правильно исполь­зуемые, находят удовлетворение в активных занятиях туризмом.