Повседневная жизнь


Трансформация рыцарской культуры: веселое и легкомысленное, углубленное и художественно красиво выраженное общежитие, мы видим турниры, балы, карнавалы, торжественные въезды, праздничные пиры и вообще всякого рода прелести даже будничной жизни, летнего времяпрепровождения, дачной жизни, обмен цветами, стихами и мадригалами, непринужденность и изящество как в повседневной жизни, так и в науке, в красноречии и вообще в искусстве, переписку, прогулки, любовную дружбу, артистическое владение итальянским, греческим, латинским и другими языками, обожание красоты мысли и увлечение как религией, так илитературой всех времен и всех народов.

- трактат Бальдассаре Кастильоне «Придворный» (1514 – 1518), где рисуются все необходимые качества тогдашнего благовоспитанного человека: умение красиво драться на шпагах, изящно ездить на лошади, изысканно танцевать, всегда приятно и вежливо говорить и даже изощренно ораторствовать, владеть музыкальными инструментами, никогда не быть искусственным, но всегда только простым и естественным, до мозга костей светским и в глубинах души верующим.

Трансформация городской культуры: городской тип возрожденческой культуры, как это видно из французских фабльо и немецких шванков и вообще из возрожденческой новеллы, изобилует натуралистическими зарисовками предприимчивого и пробивного героя восходящих плебейских низов, с глубоким сатирическим содержанием, а также с критикой тогдашних общественных язв, и особенно злоупотреблений и моральной расшатанности духовенства.

Возникновение мещанского сознания: такого рода мещанскую теорию жизни проповедует не кто иной, как все тот же платоник Альберти, несмотря на свою кровную связь и с Ранним и с Высоким Возрождением, и в частности с флорентийцами. В своем трактате «О семейной жизни» он изображает жизнь с постоянной жаждой ведения хозяйства, с постоянным воплем о необходимости сокращать расходы и повышать доходы хозяйства, с проповедью деловитости, осмотрительности, осторожности, расчетливости, дальновидности, бережливости взамен всякой праздности и расточительности.

 

Возрождение по-разному развивалось в разных регионах. В Италии гуманисты более всего стремились возродить античность и раскрепостить человека, освободить его от церковных догм. Но было также и северное возрождения – страны Германия, Нидерланды, Франция. Здесь больше религиозного мировоззрения и меньше знакомства с античностью. Здесь впервые появляется пейзаж как самостоятельный жанр живописи, здесь активно развивается портрет и бытовая картина. Здесь же важное место занимают вопросы религиозного совершенствования, обновления католической церкви и ее учения. Именно северный гуманизм привел к Реформации и протестантизму.

Последним хронологическим периодом Возрождения является эпоха Реформации, завершая этот величайший прогрессивный переворот в развитии европейской культуры.