Образование греческих полисов.


Собственно античная культура начинается с образования греческого полиса. Полис - это город-государство. Полис на определенном этапе выступал в качестве базовой единицы античной культуры. Особенности полиса:

Полис как коллектив свободных граждан выступал в роли верховного собственника земли и гаранта земельной собственности отдельных граждан;

гражданские права члена полиса напрямую зависели от принадлежащей ему части общественной собственности на землю и рабов;

граждане являлись абсолютно равными соучастниками политической жизни полиса, формировали народное собрание, которое выступало как главный орган в государственной структуре полиса;

- Важной характеристикой полиса была политическая активность граждан, особенно в полисах демократического типа. Для повышения этой активности даже предпринимались специальные меры. Например, в Афинах была введена оплата за выполнение гражданских обязанностей. Исходя из этого, одной из основных черт полиса выступала тенденция к демократии, правлению всего коллектива граждан в целом;

- Большую роль в полисе играла военная организация, которая формировалась из граждан полиса и реализовывала функцию полиса по защите собственности граждан.

- Полис имел два центра - религиозный (в Афинах Акрополь) .(илл. Парфенон) и государственный - площадь, на которой проходили собрания граждан, а также торговые операции

Наивысший расцвет полиса в Греции приходится на 5 век до н.э. В конце 5 – начале 4 в. до н.э. наступает период кризиса полиса, который связан с дальнейшим ростом частной собственности, разорением крестьян, тяжелыми последствиями Пелопонесской войны, дальнейшим ростом торговых связей, товарно-денежных отношений и ремесла.

В полисе не было той таинственности государственной власти, сложной иерархии общественных связей, которые отличали восточные деспотии и которые превращали человека в ничтожную песчинку, зависящую от власти богов или царя.

Впечатляющий образ полиса содержат выступления правителя Афин Перикла (5 в. д.н.э.): "…со всего света в наш город, благодаря его величию и значению, стекается на рынок все необходимое… богатство мы ценим лишь потому, что употребляем его с пользой, а не ради пустой похвальбы. Признание в бедности у нас ни у кого не является позором, но большой позор мы видим в том, что человек сам не избавится от нее трудом… мы одни признаем человека, не занимающегося общественной деятельностью, не благонамеренным гражданином, а бесполезным обывателем".(илл.: Перикл)

Фукидид писал: "Город - это люди, а не стены".

Между греческими полисами существовало различие в типах хозяйства, в календаре, законах, денежном обращении, верованиях диалектах и т.п.

В Афинах сформировалась уравнительная система, все граждане, независимо от богатства и знатности, имели равные права: свободу слова, равенство перед законом и в занятии должностей. Народное собрание Афин – высший орган власти, его власть не ограничена ничем. Единственный метод воздействия на собрание – убеждение, поэтому люди, владеющие ораторским искусством (демагоги), становились народными вождями. Гражданами являлись только свободнорожденные жители города (мужчины старше 20 лет), женщины, иноземцы (метеки) и рабы оставались бесправными.

В Спарте все было по другому. Когда племена дорийцев захватили Пелопонесский полуостров, они превратили в рабов местное население (илоты). Спарта – аристократическое государство. Спартиаты – профессиональные войны, не занимающиеся физическим трудом. Чтобы обеспечить им пропитание, землю поделили на участки. Народное собрание существенной роли не играло. Власть принадлежала двум царям, эфорам (судьям) и герусии – совету, куда кроме царей входили 28 старейшин, знатных спартиатов в возрасте старше 60 лет.

 

Внешне греческий город отражал особенности социальной жизни своих граждан. В нем "по принципу равновесия и симметрии складывались два взаимодополнительных центра полисной жизни - "политическое" пространство агоры и "религиозное" пространство поднятых над городом храмов". Агора - городская площадь, на которой проходила вся общественная и деловая жизнь полиса: на площадь "выносились знания и нравственные суждения, филия и философия; здесь звучало слово, ставшее ведущим аргументом в поисках истины и главным средством убеждения в политике; здесь оттачивались диалектика и красноречие, состязались поэты и музыканты". На агоре реализовывался принцип равенства всех граждан полиса. Храмы афинского Акрополя аккумулировали религиозную сторону жизни граждан, которая также была коллективной. Главный храм Акрополя - Парфенон - строился на общегреческие средства. Он наиболее полно отражает систему воззрений греков классического периода. Парфенон- это зримый космос. Скульптура, украшающая храм, показывала мифологические представления греков, а также их достижения, военные победы. Равновесие агоры и Акрополя в рамках пространства Афинского полиса отражало гармонию греческого космоса.