Крестьянский вопрос. 2 этап
Этап реформ 1815-1825
Реформы М. Сперанского, направленные на модернизацию государственного управления России, встретили жесткое сопротивление дворянства и были отвергнуты Александром I.
Курс реформ (1808-1811)
1809 г. «Введение к Уложению государственных законов».
1. «Разделение состояний людей» по уровню гражданских и политических прав
2. Разделение властей: законодательная, исполнительная и судебная
3. Независимость судебной власти, ответственность исполнительной власти перед законодательной
4. Выборность распорядительных и исполнительных органов власти на 4-х уровнях (волость, уезд, губерния, империя)
Принцип разделения властей.
1. Государственная дума – законодательная власть, высший представительный орган власти на манер парламента - ограничивает власть монарха.
2. Государственный Совет - роль связующего звена между царем и всеми государственными структурами. Разработка и обсуждение законопроектов. Члены Совета назначались императором.
3. Министерства- исполнительная власть
4. Сенат - судебная власть
Избирательные права Сперанский собирался предоставить дворянству и лицам «среднего сословия» (купечеству, государственным крестьянам и т.п.).
Ликвидации крепостного права план Сперанского не предусматривал. Ни одно лицо, по мысли Сперанского, не могло быть наказано без суда.
1810 г. был образован Государственный Совет как законосовещательный орган при императоре. В 1811 г. вступило в силу «Общее учреждение министерств», подготовленное Сперанским. Данным законом была в целом завершена начатая в 1802 г. министерская реформа (большинство коллегий к 1811 г. прекратило свое существование).
Этими мерами дело и ограничилось. Ненависть консервативных кругов к Сперанскому была столь сильна, что Александру I пришлось пожертвовать своим сподвижником. В марте 1812 г. Сперанский был отстранен от государственной службы и сослан - сначала в Нижний Новгород, а потом в Пермь.
Упорное сопротивление дворянства введению Конституции и отмене крепостного права заставили царя отказаться от этих идей и во многом определили реакционность внутренней политики.
1818-1819 гг. Александр поручил подготовить проекты нескольким сановникам.
Проект адмирала Мордвинова:
-крестьяне получают личную свободу, но без земли, которая вся полностью остается за помещиками.
-размер выкупа зависит от возраста крестьянина: 9-10 лет - 100 руб.; 30-40 лет - 2 тыс.; 40-50 лет
Проект графа Аракчеева:
-освобождение крестьян провести под руководством правительства – выкупать постепенно крестьян с землей (две десятины на душу) по соглашению с помещиками по ценам данной местности. Для этой цели предполагалось ассигновать ежегодно 5 млн. руб. или выпускать специальные казначейские билеты, приносящие проценты
Проект Канкрина:
- медленный выкуп крестьянской земли у
- помещиков в достаточном размере; программа была рассчитана на 60 лет, т.е. до 1880 г.
1816-1819 гг. личную свободу получили лишь крестьяне Прибалтики. При этом помещики сохранили в полной собственности все земельные угодья. За аренду помещичьей земли крестьяне были обязаны выполнять барщинную повинность. Многочисленные стеснения: ограничение права на перемену места жительства, телесные наказания.
1822 г. «Об отсылке крепостных людей за дурные проступки в Сибирь на поселение». Этим актом восстанавливалось отмененное царем в 1809 г. право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Ранее помещики могли отправлять крепостных на каторжные работы, а теперь - на поселение.
1823 г. —указ подтверждал право потомственных дворян владеть крепостными крестьянами.