Виды информационных систем
Автоматизированная информационная система (АИС) — это комплекс, который включает компьютерное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства, информационные ресурсы, а также системный персонал. Система обеспечивает поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей и для принятия решений.
Каждая АИС ориентирована на ту или иную предметную область.
Подпредметной областью понимают область проблем, знаний, человеческой деятельности, имеющую определенную специфику и круг фигурирующих в ней предметов. При этом каждая автоматизированная система ориентирована на выполнение определенных функций в соответствующей ей области применения.
1. По способам построения компьютерной сети:
1.1. Локальные (несколько компьютеров связаны между собой);
1.2. Многоуровневые (сети разных уровней подчинены друг другу);
1.3. Распределенные (сети автоматизированных банков данных, например, таможенные органы и др. службы).
2. По виду технологии обработки информации (в программном аспекте):
2.1. Текстовая обработка;
2.2. Электронные таблицы;
2.3. Автоматизированные банки данных;
2.4. Обработка графической информации;
2.5. Мультимедийные системы;
2.6. Другие системы (экспертные, системы программирования, интегрированные пакеты).
3. По типу пользовательского интерфейса (т.е. с точки зрения возможностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам):
3.1. С командным интерфейсом – пользователь подает команды компьютеру, а тот выполняет их и выдает результат пользователю. Командный интерфейс реализуется в виде пакетной технологии и технологии командной строки.
3.2. С WIMP-интерфейсом (Window – окно, Image – картинка, Menu – меню, Pointer – указатель) – ведение диалога с пользователем с помощью графических образов – меню, окон, других элементов. Примером ИТ с WIMP интерфейсом является операционная система MS Windows.
3.3. С SILK-интерфейсом (Speech – речь, Image – картинка, Language – язык, Knowledge – знание). Он наиболее приближен к обычной, человеческой форме общения. В рамках этого интерфейса идет «разговор» человека и компьютера. Разновидности SILK – интерфейс на основе речевой (команды подаются голосом путем произнесения специальных зарезервированных слов – команд) и биометрической технологий (для управления компьютером используется выражение лица человека, направление его взгляда, размер зрачка, рисунок радужной оболочки глаз, отпечатки пальцев и другая уникальная информация). Изображения считываются с цифровой видеокамеры, а затем с помощью специальных программ распознавания образов из этого изображения выделяются команды).
4. По области управления социально-экономическим процессом: таможенные, банковские, налоговые, финансовые, страховые и т.д.
5. В зависимости от степени (уровня) автоматизации выделяют:
· ручные ИС- все операции по переработке информации выполняются человеком;
· автоматизированные ИС- часть функций (подсистем) управления осуществляется автоматически, а часть - человеком;
· автоматические ИС- все функции управления и переработки данных осуществляются техническими средствами без участия человека (например, автоматическое управление технологическими процессами).
По сфере применения:
· научные исследования,
· автоматизированное проектирование,
· организационное управление,
· управление технологическими процессами.
Научные исследования - автоматизация деятельности научных работников, анализ статистической информации, управление экспериментом.
ИС автоматизированного проектирования применяют для автоматизации труда инженеров-проектировщиков и разработчиков новой техники (технологии).
Такие ИС осуществляют:
· разработку новых изделий и технологий в производственной сфере;
· инженерные расчеты (определение технических параметров изделий, расходных норм: трудовых, материальных и др.);
· разработку графической документации (чертежей, схем, планировок);
· моделирование проектируемых объектов;
· создание управляющих программ для станков.
ИС организационного управления предназначены для автоматизации функций административного (управленческого) персонала. Существуют ИС управления как промышленными предприятиями, так и непромышленными объектами (банки, биржи, страховые компании, гостиницы и т.д.).
ИС управления технологическими процессами предназначены для автоматизации различных технологических процессов (гибкие производственные процессы, металлургия, энергетика и т.п.).