Виды информационных систем


Автоматизированная информационная система (АИС) — это комплекс, который включает компьютерное и коммуникационное оборудова­ние, программное обеспечение, лингвистические средства, инфор­мационные ресурсы, а также системный персонал. Система обеспечивает поддержку динамической информационной модели некото­рой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей и для принятия решений.

Каждая АИС ориенти­рована на ту или иную предметную область.

Подпредметной обла­стью понимают область проблем, знаний, человеческой деятельно­сти, имеющую определенную специфику и круг фигурирующих в ней предметов. При этом каждая автоматизированная система ориентирована на выполнение определенных функций в соответствующей ей области применения.

1. По способам построения компьютерной сети:

1.1. Локальные (несколько компьютеров связаны между собой);

1.2. Многоуровневые (сети разных уровней подчинены друг другу);

1.3. Распределенные (сети автоматизированных банков данных, например, таможенные органы и др. службы).

2. По виду технологии обработки информации (в программном аспекте):

2.1. Текстовая обработка;

2.2. Электронные таблицы;

2.3. Автоматизированные банки данных;

2.4. Обработка графической информации;

2.5. Мультимедийные системы;

2.6. Другие системы (экспертные, системы программирования, интегрированные пакеты).

3. По типу пользовательского интер­фейса (т.е. с точки зрения возможностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам):

3.1. С командным интерфейсом – пользователь подает коман­ды компьютеру, а тот выполняет их и выдает результат пользователю. Командный интерфейс реализуется в виде пакетной технологии и технологии командной строки.

3.2. С WIMP-интерфейсом (Window – окно, Image – картинка, Menu – меню, Pointer – указатель) – ведение диа­лога с пользователем с помощью графических образов – меню, окон, других элементов. Примером ИТ с WIMP ин­терфейсом является операционная система MS Windows.

3.3. С SILK-интерфейсом (Speech – речь, Image – картинка, Language – язык, Knowledge – зна­ние). Он наиболее приближен к обычной, человеческой форме об­щения. В рамках этого интерфейса идет «разговор» человека и ком­пьютера. Разновидности SILK – интерфейс на основе рече­вой (команды подаются голосом путем произнесения специальных зарезервированных слов – команд) и биометрической технологий (для управления компьютером используется выражение лица чело­века, направление его взгляда, размер зрачка, рисунок радужной оболочки глаз, отпечатки пальцев и другая уникальная информа­ция). Изображения считываются с цифровой видеокамеры, а затем с помощью специальных программ распознавания образов из этого изображения выделяются команды).

4. По области управления социально-экономическим процессом: таможенные, банковские, налоговые, финансовые, страховые и т.д.

5. В зависимости от степени (уровня) автоматизации выделяют:

· ручные ИС- все операции по переработке информации выполняются человеком;

· автоматизированные ИС- часть функций (подсистем) управления осуществляется автоматически, а часть - человеком;

· автоматические ИС- все функции управления и переработки данных осуществляются техническими средствами без участия человека (например, автоматическое управление технологическими процессами).

По сфере применения:

· научные исследования,

· автоматизированное проектирование,

· организационное управление,

· управление технологическими процессами.

Научные исследования - автоматизация деятельности научных работников, анализ статистической информации, управление экспериментом.

ИС автоматизированного проектирования применяют для автоматизации труда инженеров-проектировщиков и разработчиков новой техники (технологии).

Такие ИС осуществляют:

· разработку новых изделий и технологий в производственной сфере;

· инженерные расчеты (определение технических параметров изделий, расходных норм: трудовых, материальных и др.);

· разработку графической документации (чертежей, схем, планировок);

· моделирование проектируемых объектов;

· создание управляющих программ для станков.

ИС организационного управления предназначены для автоматизации функций административного (управленческого) персонала. Существуют ИС управления как промышленными предприятиями, так и непромышленными объектами (банки, биржи, страховые компании, гостиницы и т.д.).

ИС управления технологическими процессами предназначены для автоматизации различных технологических процессов (гибкие производственные процессы, металлургия, энергетика и т.п.).