Правопонимание советского времени


После революции, в процессе многочисленных дискуссий о судьбах права в новых социально-исторических и политических условиях, постепенно, в общем русле марксистского подхода к праву, стали складывается различные направления и концепции понимания и трактовки права.

Право как орудие диктатуры пролетариата. Концепцию нового, революционного, пролетарского права как средства осуществления диктатуры пролетариата активно развивал и внедрял в практику советской юстиции Д.И. Курский, нарком юстиции в 1918-1928 гг.

Право в условиях диктатуры пролетариата – это, согласно Курскому, выражение интересов пролетариата. Здесь, по его признанию, нет места для «норм вроде Habeas Corpus,» для признания и защиты прав и свобод индивида.

Курский восхвалял деятельность «революционных народных судов» как нового источника правотворчества, особо подчеркивая то обстоятельство, что «в своей основной деятельности - уголовной репрессии – народный суд абсолютно свободен и руководствуется, прежде всего, своим правосознанием».

Новое, революционное право, по Курскому, это «пролетарское, коммунистическое право». Советская власть, поясняет он, разрушила «все три основы института буржуазного права: старое государство, крепостную семью и частную собственность», Старое государство заменили Советами; на смену крепостной и кабальной семье приходит семья свободная и насаждается общественное воспитание детей; частная собственность заменена собственностью пролетарского государства на все орудия производства.

Реализация этих положений в действительности предстала в виде «военного коммунизма», который даже по оценке Курского «был по преимуществу системой принудительных норм».

Право – порядок общественных отношений. Заметную роль в процессе зарождения и становления советской теории права сыграл П. И. Стучка. По его собственной оценке, «решающее значение» для всего его подхода к праву имела статья Ф. Энгельса и К. Каутского «юридический социализм» Содержащаяся в этой статье трактовка юридического мировоззрения буржуазии, отмечал Стучка, стала одним из основных доводов «для необходимости нашего нового правопонимания»

Основными началами нового революционно – марксистского правопонимания Стучка считал: 1) классовый характер всего общества; 2) революционно – диалектический метод (вместо формальной логики); 3) материальные общественные отношения как базис для объяснения и понимания правовой надстройки (вместо объяснения правовых отношений из законов или правовых идей). Признавая при этом «необходимость и факт особого советского права», Стучка видел эту особенность в том, что «советское право» есть « пролетарское право».

Меновая концепция права.Для большинства советских марксистских авторов послереволюционного времени, классовый подход к праву означал признание наличия так называемого пролетарского права.

По другому классовый подход к праву был реализован в трудах Е. Б. Пашуканиса и, прежде всего в его книге «Общая теория права и марксизм. Опыт критики основных юридических понятий» (1-е изд. – 1924г.). В этой и других своих работах он ориентировался по преимуществу на представление о праве имеющиеся в работах. К. Маркса Ф. Энгельса. В. И. Ленина. Для Пашуканиса, как для Маркса, Энгельса и Ленина, буржуазное право – это последний тип права, после которого невозможен какой - либо новый тип права, какое – то новое, послебуржуазное право. С этих позиций он отвергал «пролетарское право». Поскольку Пашуканис был свободен от иллюзий о возможности «пролетарского права» и действительным правом для него было лишь буржуазное право, которое необходимо преодолеть, его критика права, его антиправовая позиция, его установки на коммунистическое отрицание носили теоретически более осмысленный и последовательный характер, чем у многих других марксистских авторов и прежде всего сторонников концепции так называемого пролетарского права. Его правой нигилизм был теоретическим следствием разделяемых им идей и положений марксистского учения о переходе от капитализма к коммунизму. Применительно к новым, послереволюционным условиям Пашуканис, по существу, лишь повторял, обосновал и развивал то, что до революции было уже сказано Марксом, Энгельсом и Лениным.

В силу негативного отношения к праву теория права для Пашуканиса – это марксистская критика основных юридических понятий как мистификации буржуазной идеологии. Тем самым в теории права Пашуканис стремился повторять критический подход, применённый Марксом в экономической теории. Отношения товаровладельцев, писал он, это то «социальное отношение sui generics, неизбежным отражением которого является форма права». Сближая форму права и форму товара, Пашуканис генетически выводил право из меновых отношений товаровладельцев. В этой связи его теория права в литературе получила название меновой.

Психологическая концепция классового права.Представление о классовом праве, включая и классовое пролетарское право, с позиции психологической теории права развивал М.А. Рейснер. Еще до революции он начал, а затем продолжал классовую интерпретацию и переработку ряда идей таких представителей психологической школы права, как Л.Кнапп и Л. Петражицкий.

Свою заслугу в области марксистского правоведения он видел в том, что учение Петражицкого об интуитивном праве поставил « на марксистское основание», в результате чего «получилось не интуитивное право вообще, которое могло там и здесь давать индивидуальные формы, приспособленные к известным общественным условиям, а самое настоящее классовое право, которое в виде права интуитивного вырабатывалось вне каких бы то ни было официальных рамок в рядах угнетенной и эксплуатируемой массы».

Марксистские представления о классовости права Рейснер толковал в том смысле, что каждый общественный класс – не только класс господствующий, но и угнетенный – в соответствии с его положением в обществе и его психикой, творят свое реально существующее и действующее интуитивное классовое право. Уже при капитализме, по Рейснеру, имеется не только буржуазное право, но так же пролетарское право и крестьянское право. Так что не «все право» запятнано « эксплуататорской целью».

В целом, согласно Рейснеру, «право, как идеологическая форма, построенная при помощи борьбы за равенство и связанную с ним справедливость, заключает в себе два основных момента, - а , именно, во-первых, волевую сторону или одностороннее «субъективное право» и , во-вторых, нахождение общей правовой почвы и создание при помощи соглашения двухстороннего «объективного права». Лишь там возможна правовая борьба, где имеется «возможность нахождение такой почвы».

Официальное «правопонимание». (Совещание 1938г.)В истории советской юридической науки особое место занимает «I Совещание по вопросам науки советского государства и права» (16-19 июня 1938 г.). Его организатором был А.Я. Вышинский, тогдашний директор Института права и одновременно Генеральный прокурор СССР.

Совещанию был придан всесоюзный характер, и в его работе участвовало около 600 научных работников, преподавателей, практиков из различных регионов страны.

Цели и задачи Совещания состояли в том, чтобы в духе потребностей репрессивной практики тоталитаризма утвердить единую общеобязательную, «единственно верную», марксистско-ленинскую, сталинско-большевистскую («генеральную линию») в юридической науке и с этих позиций переоценить и отвергнуть все направления, подходы и концепции советских юристов предшествующего периода как «враждебные» и «антисоветские».

В тезисах, длинном установочном докладе и заключительном слове Вышинского на Совещании, в выступлениях участников прений основное внимание было уделено «разоблачению» положений «Троцкистско-бухаринской банды во главе с Пашуканисом, Крыленко и рядом других изменников», вопросам нового общего определения праваи вытекающих отсюда задачам теории государства и права и отраслевых юридических дисциплин.

В письменном тексте доклада Вышинского и одобренных Совещанием тезисах его доклада формулировка общего определения права дана в такой «окончательной редакции в соответствии с решением Совещания»: «Право – совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу».

Наряду с таким общим определением права на Совещании было дано и определение советского права: «Советское право есть совокупность правил поведения, установленных в законодательном порядке властью трудящихся, выражающих их волю и применение которых обеспечивается всей принудительной силой социалистического государства, в целях защиты, закрепления и развития отношений и порядков, выгодных и угодных трудящимся, полного и окончательного уничтожения капитализма и его пережитков в экономике, быту и сознании людей, построения коммунистического общества».

Участники Совещания в своих замечаниях и уточнениях к этим определениям права в принципе оставались в рамках предложенного типа правопонимания.

Определение права, предложенное Вышинским и единогласно одобренное Совещанием 1938 года вошло, в советскую литературу как «нормативный» (а затем «узконормативный») подход к праву.

Новые подходы к праву.Уже с середины 50-х годов, в обстановке определенного смягчения политического режима и идеологической ситуации в стране, некоторые юристы старшего поколения воспользовались появившейся возможностью отмежеваться от определения права 1938 г., начали критику позиций Вышинского и предложили свое понимание и определение социалистического права. Монополия официального «правопонимания» была нарушена.

В противовес «узконормативному» определению права было предложено понимание права как единства правовой нормы и правоотношений (С.Ф. Кечекьян, А.А. Пионтковский) или как единства правовой нормы, правоотношения и правосознания (Я.Ф. Миколенко).

По существу, полемика представителей «широкого» понимания права против сторонников «узконормативного» подхода носила непринципиальный характер, поскольку в фактически не правовой ситуации оба направления в одинаковой мере базировались на априорной предпосылке о наличии «советского социалистического права», под которым имелось в виду неправовое советское законодательство.

В начале 70-х годов, в ходе продолжавшихся дискуссий о правопонимании, была выдвинута концепция различения права и закона, обосновывающая понимание права как необходимой формы и равной меры (нормы) свободы индивидов (В.С.Нерсесянц, Л.С.Мамут, В.Д.Зорькин)

Такая юридическая концепция правопонимания позволила выявить отсутствие у «социалистического права» и законодательства минимально необходимого качества права – правового принципа формального равенства и свободы индивидов.

Одновременно данная концепция содействовала анализу и уяснению тех условий и предпосылок, при которых вообще возможно право, правовой закон, правовое государство. Тем самым эта юридическая концепция правопонимания нацеливала на поиски пути к постсоциалистическому праву в общем контексте всемирно – исторического прогресса, свободы, равенства и права.

Контрольные вопросы и задания:

1. Основоположником политической теории «большевизма» является:

а) Г. В. Плеханов; в) И. В. Сталин;

б) Л. Троцкий; г) В. И. Ленин.

2. Как вы понимаете идею большевизма о том, что государство есть орудие диктатуры господствующего класса?

3. Укажите основной труд В. И. Ленина, в котором, по общему признанию, содержится теоретически «системное изложение его взглядов по вопросам государства, политики, власти:

а) «Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи

пролетариата в революции;

б) «Империализм как высшая стадия капитализма»;

в) «Очередные задачи советской власти»;

г) «Материализм и эмпириокритицизм».

4. Кто из советских юристов активно развивал и внедрял в практику концепцию

«пролетарского права».

а) П. И. Стучка; в) Д. И. Курский;

б) Е. Б. Пашуканис; г) М. А. Рейснер.

5. «I Совещание по вопросам науки советского государства и права» проходило:

а) в 1930 г.; в) в 1956 г.;

б) в 1938 г.; г) в 1977 г.

6. Назовите основные положения концепции цивилитарного права, разработанного В.С. Нерсесянцем.

7. «Политическая власть – в собственном смысле слова, это организационное насилие одного класса для подавления другого».

Представителям какого политического учения принадлежит это высказывание?

а) либерализма; в) консерватизма;

б) большевизма; г) социализма.

8. Как соотносятся понятие «право» с одной стороны и понятия «буржуазное право», «пролетарское право», «социалистическое право» с другой стороны.

9. Охарактеризуйте обстановку сложившуюся на «правовом фронте» в СССР в 30-е годы XX века?

10. Либеральная концепция права – назовите основных авторов этой концепции? Дайте характеристику этого направления.

Основная литература:

Антология мировой политической мысли: В 5т., М., 1997, Т. 5.

История политических и правовых учений / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М., 2003.

История политических и правовых учений: Хрестоматия / Сост. Е. А. Воротилин, М.Ф. Мачин. М., 1996.

Ленин В. И. Государство и революция. Полн. собр. соч., Т. 33.

Нерсесянц В. С. Право и закон. М., 1983.

Четвернин В. А. Демократическое конституционное государство; введение в теорию. М., 1993.

Дополнительная литература:

Кечекян. Н. Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М.,1958.

Курский. Д. И. Избранные речи и статьи. М., 1948.

Пашуканис. Е. Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М., 1980.

Стучка. П. И. Избранные произведения по марксистко-ленинской теории права. Рига, 1964.