Политико-правовые идеи второй половины 19 в.: радикалы, либералы
Радикалы. После Крестьянской реформы 1861 г. в общественном движении России выявилось два основных направления: радикальное и либеральное. Этот период можно назвать периодом образования революционного утопического социализма на российской почве, возникающего в результате соединения двух потоков русского утопического (крестьянского) социализма и массового революционного движения в среде разночинной интеллигенции.
Видными представителями русского утопического социализма стали А.И. Герцен и Н.Г.Чернышевский. Оба они признавали близость своих взглядов к позициям славянофилов. Герцен воспринял сельскую общину как «фундамент в здании» будущего русского социализма: В ноябре 1861 г. он выдвинул лозунг: «В народ!», ставший на десятилетия призывом для патриотически настроенной молодежи к участию в освободительном движении. Герцен по праву считается одним из основоположников народничества. Социализм Герцена, по словам Бердяева, народнический и одновременно индивидуалистический. Его вера в крестьянскую общину основывается на том, что русский мужик, даже будучи крепостным, более личность, чем западный буржуа, поскольку соединяет в себе личное начало с общинным. Перспективными формами организации человеческого общежития Герцен считал монархию и республику.
Чернышевский также считал, что в общинном владении присутствует «высшая форма отношений человека к земле». Внутриобщинное регулирование без «вмешательства всякой центральной и посторонней администрации» он считал более разумным законодательством, чем правительственное регулирование с помощью законов. Разочаровавшись в попытках правительства осуществить крестьянскую реформу, он стал ориентироваться на крестьянскую революцию. В отличие от Герцена, Чернышевский - убежденный демократ. Он полагал, что демократия по своему характеру противоположна бюрократии.
1870-е г. стали периодом поистине революционного народничества, поскольку основными действующими лицами в нем стали анархисты. С именем М.А. Бакунина (1814-1876) связано зарождение идеи так называемого коллективистского анархизма. Бакунин резко критиковал сторонников некритичного восприятия русской общины. Он не был согласен с Герценом в том, что будущее России связано с преобразованием общины, с помощью «прививки» результатов западной науки или положительного опыта западной цивилизации, а предлагал использовать бунтарский и раскольничий опыт русского крестьянства. Отрицательное отношение к законам и законодательному регулированию у него сложилось под воздействием характерного для анархизма негативистского восприятия любых форм государственной и политической власти и присущих им путей и средств социального регулирования. Все юридические законы, в отличие от законов природы и заурядного правила общежития, являются, по Бакунину, внешне навязанными, а потому и деспотическими. Политическое законодательство неизменно враждебно свободе и противоречит естественным для природы человека законам. В противопоставлении «человеческого права» и государственных законов Бакунин опирался на авторитет и традиции естественно-правовых идей. Среди требований Бакунина - контроль над государственной властью, «эмансипация общества» от государства. Завоевание свободы он связывал с классовой борьбой, однако в будущем социалистическом обществе свобода и право предстают у него уже не атрибутами классового господства в интересах трудящихся, а лишь требованиями высокой нравственности, обращенными к индивидам, коллективам и социальным группам. Соотношение социализма и свободы, он выразил в следующей формуле: «Свобода без социализма - это привилегия, несправедливость; социализм без свободы - это рабство и скотство».
Последним из плеяды всемирно известных русских анархистов (наряду с Бакуниным и Л.И. Толстым) был П.А. Кропоткин. Он стремился соединить учение анархии с результатами современной ему науки о природе и обществе, особенно с социально-философским учением о взаимной помощи в животном мире и человеческих сообществах. Историческое развитие государства он связывал с возникновением поземельной собственности и стремлением сохранить ее в руках одного класса, который вследствие этого стал бы господствующим. Социально заинтересованными в такой организации стали, помимо землевладельцев, жрецы, судьи, профессиональные воины. Все они были настроены на захват власти. Государственная организация властвования находится в тесной взаимосвязи с правосудием и правом. Кропоткин считал, что главная особенность государственно-властной организации - это «правительственная централизация», или «пирамидальная организация». Сформулированный им «биосоциологический закон взаимной помощи» предполагал необходимость перехода к федерации свободных коммун, базирующихся на коммунистических принципах производства и распределения, по Кропоткину, был возможен лишь через революционное разрушение всего того, что разъединяет людей: государственной власти и частной собственности.
Либералы. Либеральная мысль в России зарождалась в постоянном противостоянии и преодолении традиций самодержавного и крепостнического произвола. Она была направлена на поддержку и обоснование дальнейших реформ, на признание за индивидом права на достойное существование. Центральной темой либеральной правовой публицистики стало воспитание уважения к праву. Крупнейшей фигурой в либеральной философской мысли второй половины 19 века был Б.Н.Чичерин (1828-1904), автор пятитомника «История политических учений», а также ряда фундаментальных работ в области государствоведения и философии права. Суть либерализма, по теории Чичерина, состоит в представлении о человеке как о существе свободном, которое в таком качестве вступает в общество. Он остается свободным даже тогда, когда ограничивает свою волю совместной волей других, подчиняясь гражданским обязанностям и повинуясь власти. Задача либерального направления в общественной жизни состоит в «примирении начала свободы с началом власти и закона». В своей «Истории политических учении" Чичерин отмечал, что развитие политической мысли - это повторение одних и тех же воззрений. Он считал, что человеческий ум, направленный на теоретическое осмысление этого предмета, периодически перебирает одну за другой все его разнообразные стороны. «Мысль не в состоянии выйти из этих пределов, ибо для нее нет иных элементов, кроме существующих, кроме тех, которые лежат в самой природе государства». Оценивая ситуацию в России накануне XX в., он приходит к заключению, что вопреки реформаторским начинаниям 60-х гг., она изменилась незначительно и являет собой зрелище всеохватывающего деспотизма. Наибольшее зло отныне исходит от бюрократии (чиновничества). Выход из создавшейся ситуации Чичерин видел в создании выборных учреждений местного самоуправления. «Только присутствие независимых общественных сил, облеченных правом голоса, в состоянии внести семена жизни в этот мертвящий механизм».
Среди других представителей российского либерализма следует также упомянуть С.А. Муромцева, М.М. Ковалевского.
:
Контрольные вопросы и задания
1. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения соответствуют друг другу:
а) славянофильство; 1) комплекс идей об исторической миссии России, ее месте и предназначении в историческом процессе;
б) евразийство; 2) направление русской общественно-политической мысли, отрицавшее специфический, самобытный путь развития России и выступавшее за ее реформирование по западному образцу;
в) «русская идея»; 3) политико-философская концепция русского мыслителя К.Н. Леонтьева;
г) почничество; 4) направление руской общественно- политической мысли, обосновывающее самобытность общественного и государственного развития России;
д) «русский византизм»; 5) течение в русском консерватизме, обосновывающее идею «национальной почвы» как основы и формы социального и духовного развития России;
е) западничество; 6) общественно-политическое направление русского зарубежья, анализировавшее развитие России как особой цивилизации – Евразии – нового историко-культурного, геополитического феномена, исходя из тезиса об особом «месторазвитии» России;
ж) народничество. 7) общественно-политическое направление, выступавшее за некапилистический путь развития России, ее переход к социализму через использование коллективистских традиций докапиталистических институтов (общины, артели).
2. А.И. Герцен называл славянофилов и западников «двуликим Янусом», и те, и другие любили свободу. И те, и другие любили Россию: славянофилы – как мать, западники – как дитя. Сопоставьте социально-политические воззрения славянофилов и западников.
3. Кто является автором теории «героев и толпы»?
а) П. Н. Ткачев; в) Н.Я. Данилевский;
б) Н.К. Михайловский; г) М.М. Сперанский.
4. Кому принадлежит идея образования Всеславянской федерации (с Константинополем как столицы)?
а) К.Н. Леонтьеву; в) П.И. Пестелю;
б) Н.А. Бердяеву; г) Н.Я. Данилевскому.
5. Сравните конституционные проекты реформы российского общества П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева. Почему «Русская правда» Пестеля была более радикальным проектом буржуазного переустройства крепостной России, чем проект конституции Муравьева?
6. Кто из названных отечественных авторов был представителем христианского социализма?
а) И.А. Ильин; в) М.Н. Катков;
б) С.Н. Булгаков; г) Б.Н. Чичерин.
7. В чем истоки великодержавности в сознании русского народа? Как возникла идея «Третьего Рима»? Чем отличается русская великодержавность от имперского сознания других народов (имперских идеалов Древнего Китая, Древнего Рима, Великобритании XVIII-XIX вв., современный США)?
8. Назовите автора «Философических писем»?
9. К какому направлению русской политической мысли принадлежал П.А. Кропоткин?
а) консервативному; в) анархизму;
б) либеральному; г) народническому.
10. Одним из создателей политико-правового учения анархизма был:
а) А.И. Герцен; в) Н.К. Михайловский;
б) М.А. Бакунин; г) Б.Н. Чичерин.
Обязательная литература:
Антология мировой политической мысли: в 5 т. М., 1997. Т. 3.
Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995.
Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI-XX вв. М., 1995.
История политических и правовых учений / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2003.
История политических и правовых учений: Хрестоматия / Сост. Е.А. Воротилин, И.Ф. Мачин. М., 1996.
В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по российской общественной мысли XIX-XX веков. М., 1997.
Опыт русского либерализма. Антология. М., 1997.
:Дополнительная литература:
Граорский В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников (Истоки и эволюция). М., 1993.
Осипов И.Д. Философия русского либерализма (XIX - нач. XXв.). СПб., 1996.
Пивоваров Ю. Очерки истории русской общественно-политической мысли XIX – первой трети XX столетия. М., 1997.
Чичерин Б.Н. Избранные труды. СПб., 1998.
Лекция 17. Политико-правовая идеология большевизма
1. Политическое учение В.И. Ленина.
.2. Правопонимание советского времени.