Учение К. Маркса и Ф. Энгельса о коммунистической формации


 

Вся совокупность воззрений Маркса и Энгельса на природу государства сведена к следующей формуле: «Государство – организация для систематического насилия одного класса над другим (одной части населения над другой)». Фундаментальная идея о диктатуре пролетариата в общей системе марксистских воззрений на государство и право предполагает прежде всего, такую оценку государства. При этом Маркс и Энгельс отмечали, что пролетариат очень заинтересован в создании обстановки, которая позволяет этой классовой борьбе «проходить через свои различные фазы наиболее рациональным и гуманным путем». В высказываниях о предпочтительности мирной, легальной революции и тезисе о неизбежности насилия нет противоречия. Насилие может выражаться как в прямой, физической форме, так и в более мягких (нередко официально санкционированных) формах: ограничение свободы, ущемление в правах, экономический и идеологический прессинг и др.

Маркс и Энгельс высоко ценили опыт Парижской коммуны (1871) как рождающейся системы «управлений народа посредством самого народа». При этом с точки зрения Маркса, Коммуна явила собой образец не парламентарной, а работающей корпорации, одновременно «и законодательствующей, и исполняющей законы». Следовательно, Коммуна упразднила принцип разделения властей. Такая монополизация власти, как показал опыт, напрочь исключает правовые формы осуществления власти. Идея соединения в одном органе законодательной и исполнительной власти стала одним из краеугольных камней большевистской концепции Советов.

Маркс и Энгельс различают три периода в развитии коммунистической формации: 1) переход от капитализма к социализму; 2) первую (низшую) фазу коммунистического общества; 3) высшую фазу коммунизма. На первой и второй стадиях государственность сохраняется, меняются только функции публичной власти: из орудия диктатуры пролетариата государство постепенно превращается в орудие управления («государственность коммунистического общества»). На третьей стадии государство (с исчезновением классов) отмирает, а функции управления берут на себя все свободные и высокоорганизованные производители. Рабочие, кроме своего производительного труда должны будут выполнять для себя еще и труд непроизводительный (в данном конкретном случае управленческий), сделав непременное участие в управлении «побочной функцией многих».

Маркс и Энгельс осуждали «казарменный коммунизм» М.А. Бакунина, но остается неясным, как они предполагали его избежать, ведь они не предусмотрели конструирования в постбуржуазном обществе правового государства, отвергли принцип разделения властей, ничего не говорили о необходимости сохранения политического и идеологического плюрализма. Однако, несмотря на то, что исторический опыт стран «реального социализма» показал несостоятельность многих марксистских построений, марксистское учение в области государства и права составляет солидный пласт в истории всемирной политико-юридической мысли, без которого невозможно понять истинную картину политической и духовной жизни общества XIX и XX вв.

Контрольные вопросы и задания

:Разновидность политической идеологии, предполагающая устройство общества на основе принципов коллективизма, равенства, справедливости, удовлетворения всех потребностей индивида:

а) либерализм; в) социал-демократизм;

б) консерватизм; г) коммунизм.

2. «Право – это надстройка над экономическим базисом, это юридическое оформление общественных, в первую очередь экономических, отношений». Это высказывание принадлежит:

а) Ф. Энгельсу; в) К. Марксу;

б) Г.В. Плеханову; г) В.И. Ленину.

3. «Происхождение семьи, частной собственности и государства» - это труд создал:

а) К. Маркс; в) Ф. Энгельс;

б) В.И. Ленин; г) И.В. Сталин.

4. Дайте определение «общественно- экономическая формация». Что такое коммунизм в контексте поставленного вопроса?

5. Какой класс, по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса будет господствовать в обществе после победы социалистической революции?

6. Раскройте понятие «диктатура пролетариата».

7. «Политика - концентрированное выражение экономики». Как вы понимаете это высказывание К. Маркса?

8. Какова судьба государства и права в коммунистической формации?

9. Как соотносятся понятия «социалистическая революция» и «диктатура пролетариата» в политико-правовом учении марксизма?

10. Кто являлся «проводником» марксизма в России?

а) Г.В. Плеханов; в) М.А. Бакунин;

б) А.И. Герцен; г) Н.Г. Чернышевский.

Обязательная литература

Антология мировой политической мысли: В 5т. М., 1997, Т.4.

История политических и правовых учений/Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2003. Гл.18.

История правовых и политических учений/Под ред. О.Э. Лейста. М.,1997. Гл.13.

История политических и правовых учений: Хрестоматия/ Сост. Е.А. Воротилин, И.Ф. Мачин. М., 1996.

Манифест Коммунистической партии. Маркс К., Энгельс Ф. Соб. соч.: 2-е издание. Т.4

Дополнительная литература:

Козырева Л.Д. Философия народовластия в России. Спб.,1998.

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие// Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений: 2-е изд. Т.13.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х томах. М., 1979. Т.3.С.273,364.