Учение о государстве и праве С. Е. Десницкого


В середине XVIII в. в России сформировалась идеология Просвещения, характер которой определялся условиями эконо­мического, социального и политического развития страны. Про­светители обличали язвы современной социальной и политичес­кой действительности; критиковали произвол крепостников-помещиков, отмечая при этом общую бесперспективность кре­постного права с точки зрения возможностей дальнейшего экономического и промышленного развития России. Они обра­щали внимание русского общества на необходимость отмены крепостного права, а также ограничения власти абсолютного монарха законом и определенными формами представительст­ва, способного выражать общественное мнение.

Реализацию этих идей они связывали с распространением просвещения, полагая, что просвещенный монарх (в частности, Екатерина II) и просвещенное общественное мнение способны направить страну по пути социальных и политических реформ, столь необходимых России.

Наиболее полное выражение взгляды Просветительства как направления политической мысли получили в произведениях С. Е. Десницкого.

С. Е. Десницкий (1740—1789) происходил из мещан украинского г. Нежина. Он закончил духовную семинарию Троице-Сергиевой лавры, затем Петербургскую академию и в числе других учеников был направлен для продолжения образования в Англию в Глазговский университет. Здесь он защитил диссер­тацию по римскому праву, получив ученую степень доктора права. Возвратившись в Россию, Десницкий становится профес­сором юридического факультета Московского университета, где впервые на русском языке читает лекции по праву. В этот период своей деятельности он написал ряд статей и докладов, в которых изложил радикальные предложения по проблемам политико-юридических преобразований в государстве.

В размышлениях о причинах происхождения государства Десницкий не придерживался договорной теории. Он высказал предположение о прохождении человечеством исторически последовательных «состояний», хронологически сменяющих друг друга. Первым из них была охота (ловля зверей и собиратель­ство дикорастущих плодов); вторым — скотоводство и пастушество; третьим— «хлебопашественное состояние» и последним; четвертым, — «коммерческое».

У Десницкого право частной собственности, как и у Дж. Локка, складывается в результате трудовых затрат. Причины неравенства Десницкий, как и Дж. Локк, усматривал в различных физических качествах человека, его трудолюбии и умении накапливать.

Государство, по мнению Десницкого, возникает только в коммерческом состоянии.

Цель государства мыслитель усматривал в достижении наибольшего количества благ наибольшим числом людей.

Лучшей формой организации власти Десницкий считал кон­ституционную монархию.

Законодательная власть, по его проекту, осуществляется монархом совместно с однопалатным органом — Сенатом, со­стоящим из 600—800 депутатов.

В Сенат могли быть избраны депутаты от всех сословий: помещиков, купцов, ремесленников, духовенства и интеллигенции («училищных») по избирательному праву с умеренным цензом. Депутаты избираются на пять лет и могут быть в дальнейшем переизбраны, но не более чем на три срока. Сена­торы из своего состава избирают ежегодно президента, который и представляет монарху все дела, требующие решения. Все сенаторы равноправны независимо от их сословной принадлежности.

Для заседаний Сената и «жилья» сенаторов Десницкий реко­мендует «построить в Москве и Санкт-Петербурге особливые здания».

Исполнительная власть у него осуществляется монархом, обладающим правом отлагательного вето, и высшими органами управления — коллегиями, имеющими двойное подчинение: монарху и Сенату.

У Десницкого есть еще и наказательная власть, которая вручена воеводам в губерниях и провинциях. Они назначаются непосредственно монархом, но в своей деятельности подотчетны губернскому суду, который принимает жалобы на действия воевод и публично их рассматривает.

В дополнение к наказательной власти Десницкий присово­купляет еще и гражданскую власть, которой он наделяет выборные органы местного самоуправления.

К крепостному праву Десницкий относился отрицательно, усматривая в нем основное препятствие для развития промыш­ленности и земледелия. Не предлагая полной его отмены, он тем не менее считал необходимым провести определенные ограничения, осуществив целый ряд мероприятий, главным из которых являлось предоставление крестьянам права собствен­ности на обрабатываемую землю и орудия труда.

В правовой сфере Десницкий также разработал ряд положений. Он предложил деление права на государственное, граждан­ское, уголовное и судебное.

В области судопроизводства Десницкий настаивал на введении демократических принципов: равенства всех перед законом, равного наказания за совершение одинаковых преступлений, соразмерности тяжести наказания характеру и составу пре­ступления и т. д. При этом он считал необходимым пересмот­реть существующую классификацию преступлений по видам, поставив на первое место преступления против личности и частной собственности. «Самыми первыми и святейшими зако­нами» должны быть те, «которыми защищаются наше здравие и жизнь. Вторыми те, которые берегут нашу собственность и владение…»

Применение смертной казни он считал допустимым только в двух случаях: умышленное убийство и измена родине, но возражал против «мучительских» способов ее исполнения, а также применения позорящих наказаний.

В вопросах внешней политики он придерживался мирной ориентации, полагая, что все державы обязаны развивать между собой дружественные, торговые отношения, которые будут препятствовать войнам.

Обращаясь к вопросу об армии, Десницкий рассматривает проблемы, связанные с ее формированием, содержанием, уров­нем боеспособности.

Известным просветителем второй половины XVIII в. был Я. П. Козельский, обладавший поистине энциклопедическими знаниями. Основным его трудом были «Философические произ­ведения».

Я.П. Козельский (1729—1795) происходил из среды служи­лого казачества Полтавской губернии. Он окончил Киевскую академию и Петербургскую академическую гимназию, в кото­рой среди его учителей был и М.В. Ломоносов. В 1757 г. Козельский поступил в военно-инженерный корпус, по оконча­нии которого был определен учителем в артиллерийскую школу, а затем перешел на службу в Сенат.

Козельский принял активное участие в организованном Ека­териной II просветительском мероприятии— «Собрании, ста­рающемся о переводе иностранных книг». Благодаря его дея­тельности русское общество познакомилось с трудами ряда французских просветителей. Переводы, сделанные Козельским, впервые в русской литературной традиции снабжались предис­ловиями и обширными комментариями.

Я. П. Козельский в своих рассуждениях придерживался концепции естественных прав человека и договорного проис­хождения государства. Целью договора об образовании государ­ства, по мнению Козельского, является достижение всеобщего блага.

Рассматривая различные формы правления, он отдает предпочтение республике, в которой видит «общую пользу для всех человеческих добродетелей и законодательства». Однако и с просвещенной абсолютной монархией он связывает надежды на справедливые преобразования и, почти дословно следуя Плато­ну, заявляет, что идеальная форма правления возникнет тогда, когда «правители станут философствовать или философы управлять».

В правопонимании Я. П. Козельского представляет интерес четко проводимое им разделение права и закона. Право он классифицирует на четыре вида: божественное, натуральное (естественное), всемирное (международное) и гражданское (го­сударственное).

Все издаваемые государством законы должны соответство­вать этим видам права. В том случае, если «законы не будут на них основаны, то они не могут быть справедливы».

В вопросах, касающихся определения внешнеполитического курса государства, Козельский придерживался традиционного для русской политической мысли осуждения захватнических войн считая, что войны приносят всем народам и странам бедствия, страдания и «повреждения»