Политические и правовые взгляды Ж.Ж. Руссо


Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) - выдающийся политический мыслитель, философ, «вождь законодательной Европы», наряду с Вольтером родоначальник французского Просвещения. Революционно-демократические идеи французских просветителей оказали серьезнейшее влияние на подготовку сил революции во Франции, их использовали вожди американской революции, они нашли отражение в статьях Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в Конституции Америки 1791 г.

Политико-правовые взгляды Ш. Монтескье

 

Монтескье стал родоначальником современной политико-правовой теории, отразившей интересы не только утверждающейся буржуазии, идейное наследие этого мыслителя стало важной частью мировой сокровищницы юридической науки.

Идейно-теоретическое наследие Монтескье довольно противоречиво (как и вся эпоха буржуазно-демократических революций конца XVIII – начала XIX вв.), содержит немало компромиссов, но последовательно, антифеодально, антимонархично, демократично и гуманистично. Эти идеи отразили разворачивающуюся во Франции к середине XVIII века острую политическую борьбу между сторонниками монархии и поднимающимся революционно-демократическим движением, между официальной идеологией феодально-абсолютистского строя, теологией и церковью, с одной стороны, и идеями свободы и равенства философии Просвещения, с другой. Разработанная Монтескье политико-правовая доктрина оказала огромнейшее влияние на все историческое развитие Франции, выдвинула автора в ряд наиболее выдающихся мыслителей XVIII века.

Важнейшим вкладом Монтескье в политико-правовую теорию стала его идея о разделении властей и детально разработанная теория законов.

В работе «О духе законов» (1748) Монтескье жестко критикует и отвергает все теологические и абсолютистские концепции государства и права, отождествляя существующую абсолютистскую монархию Франции с деспотичной властью.

В работах «Персидские письма» (1721), «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734) сформулирован принцип закономерности общественно-политического развития народов, четко разделены государство и общество, выдвинута идея о влиянии условий географической среды (климат, почва, рельеф, территория) на облик народа и его законодательство. Поэтому правитель, законодатель обязан учитывать и конкретные условия среды, особенности народа и сумму политических факторов («географический детерминизм»).

Политическая свобода ускоряет развитие экономики, промышленности и торговли, что, в свою очередь, укрепляет и обогащает общество. Политическая стабильность достигается за счет четкого разделения властей, что гарантирует законность, дальнейшее развитие политических свобод исключает злоупотребление властью и утверждает право основным регулятором взаимоотношений «человек - общество – государство». Монтескье решительно выступал за всеобщее равенство людей, за всеобщее избирательное право.

Монтескье связывал идеи политической свободы с принципом гражданской свободы человека («безопасность граждан»). Под свободой понимается «право делать все, что дозволено законом». Для обеспечения и осуществления свободы и предотвращения переворотов, тирании необходимо строгое соблюдение законов, утверждение в обществе «принципа законности» (идея правления закона). По Монтескье, законы общества имеют объективные принципы, «это необходимые отношения»; законы очень тесно связаны с теми способами, которыми различные народы добывают себе средства к жизни. Мир в обществе и между государствами, народами - первый естественный закон человечества.

Важной частью учения Монтескье о законах являются его суждения о различных типах законов. Люди, отмечает он, управляются различными законами: естественным правом, божественным правом (правом религии), церковным (каноническим) правом, международным правом (вселенским гражданским правом, по которому каждый народ - гражданин вселенной), общим гражданским правом, относящимся ко всем обществам, частным государственным правом, имеющим в виду отдельное общество, правом завоевания, гражданским правом отдельных обществ, семейным правом. Специальное внимание Монтескье уделяет способам составления законов, законодательной технике.

Плодотворной для политической теории стала идея устранения имущественного неравенства в обществе, о долге государства обеспечить каждого гражданина средствами к существованию.

К теории общественного договора в целом относится и учение Монтескье о происхождении государства, его сущности. Государство - это результат сознательной деятельности людей, это исторический продукт разития общества, переход от естественного состояния («мирной жизни в большой семье, когда человек в природном состоянии»). «Государство есть общество, где есть законы». Поэтому задачи государства - насильно заставлять отдельных граждан выполнять законы, служащие общему благу, устранять социальные противоречия, войны, вражду между людьми.

В работе «О духе законов» Монтескье выделяет три формы правления: республику, монархию и деспотию. Каждой соответствует и свой принцип правления: добродетель, честь и страх, произвол. Мыслитель подчеркивал историческую закономерность двух форм - монархии (особенно конституционной) и республики. Симпатии Монтескье на стороне республиканцев, ибо республика утверждает новые жизненные принципы - равенство, свободу, любовь, патриотизм. Она дает народу и его представителям верховную власть. Еще в начале XVIII века Монтескье призывал к созданию органов народного представительства, ограничивающих полномочия монархии (в виде сословного парламента).

Выделяя, соответственно, причину разделения труда в государстве на три направления власти (законодательную, исполнительную и судебную), Монтескье выдвигает идею распределения власти пропорционально слоям общества. Основная цель разделения власти - избежать злоупотребления властью. Взаимное, сдерживание властей - необходимое условие их правомерного и согласованного функционирования в законно очерченных границах.

Разделение и взаимное сдерживание властей является, по Монтескье, главным условием обеспечения политической свободы в ее отношении к государственному устройству. Он различает два вида законов о политической свободе: 1) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к государственному устройству, 2) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к гражданину. Монтескье замечает, что может так быть, что «при свободном государственном строе гражданин не будет свободен, или при свободе гражданина строй все-таки нельзя будет назвать свободным».

Актуальной для современного мирового развития является гипотеза Монтескье о зависимости формы государственного правления от размера территории страны: небольшие государства имеют, в основном, республиканскую форму правления, средние - монархический режим, а большие государства - деспотии. Он выступал и против унификации правления, копирования чужих форм и законов, ведь «каждое государство есть выражение духа нации».

Как последовательный гуманист и демократ, Монтескье развивает идеи демократического правления, когда «верховная власть в республике принадлежит всему народу». Демократия является «умеренной формой правления», ее основные учреждения формируются на основе волеизъявления масс (народное собрание, институт судей, сенат). Принципы демократии - политическая добродетель, баланс властей, умеренность и сдерживание власти через народное представительство.

Учение Монтескье о «духе законов» и разделении властей оказало существенное влияние на всю последующую политико-правовую мысль, особенно на развитие теории и практики правовой государственности.

 

Жан-Жак Руссо (1712-1778) - один из наиболее ярких и оригинальных мыслителей всей истории политико-правовых учений. Его взгляды изложены в таких трудах, как: "Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?" (1750), «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" (1754), "О политической экономии» (1755), «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762).

Теоретические выводы и политические позиции Руссо более радикальны, чем концепции Монтескье. Руссо открыто выступал выразителем интересов мелкой буржуазии, в опредёленной мере и якобинцев периода Великой Французской революции.

Политические идеи Руссо непосредственно связаны с его философским учением и социальной теорией. Основные принципы его концепций - это демократизм, гуманизм, антимонархизм, коллективизм.

Руссо исходил из гипотезы о естественном состоянии человечества, в котором все были равны и которое он, в отличие от Гобсса, называл – «золотым веком человечества», где господствовали свобода, равенство, общественная собственность. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми. «Нарождающееся (догосударственное) общество пришло в состояние самой страшной войны: человеческий род не мог уже ни вернуться назад, ни отказаться от злосчастных приобретений, им сделанных». Выход был в соглашении о создании государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако, потеряв свою естественную свободу, бедные не обрели свободы политической. Созданные путем договора государство и законы «наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому …» В противовес такому направлению развития общества Руссо предлагает свою концепцию «создания Политического организма как подлинного договора между народами и правителями». В результате такого договора «вместо отдельных лиц создается условное коллективное Целое. Это Целое получает в результате свое единство, свое общее Я, свою жизнь и волю. Это лицо юридическое (person publique) некогда именовалось Гражданской общиной, ныне же именуется Республикой, или Политическим организмом: его члены называют этот Политический организм Государством, когда он пассивен, Сувереном, когда он активен, Державою - при сопоставлении его с ему подобными. Что до членов ассоциации, то они в совокупности получают имя народа, а в отдельности называются гражданами как участвующие в верховной власти и подданными как подчиняющиеся законам Государства».

Руссо делает акцент в своих политических построениях не на индивиде, а на группе, классе, сословии, поэтому отдельный гражданин в них часто поглощается обществом.

Наиболее подробно Руссо развивает идею народного суверенитета (что отражало интересы плебейско-демократических сил Франции), из которой выводит принцип постоянного народного контроля за государственными организациями через демократический «трибунал». Согласно принципу народного суверенитета, революции против тиранов не являются злом, они закономерны и справедливы. Руссо выдвинул идею прямого народоправления в демократической республике, где четко разделены законодательная и исполнительная власть государства. Идеалами такой республики, высшим благом человека, как подчеркивал Руссо в работе «Об общественном договоре», являются принципы - свобода, равенство, демократия и соблюдение общественного договора.

Теория разделения властей находит свое дальнейшее развитие в учении Руссо. Он подчеркивает, что «всякое свободное действие имеет две причины, которые сообща производят его: одна из них - моральная, другая - физическая. Первая - это воля, определяющая акт, вторая - сила, его исполняющая». У политического организма те же движители, в нем также различают силу и волю: последнюю под названием законодательной власти, первую - под названием власти исполнительной. Законодательную власть Руссо характеризует как «сердце государства». «Не законами живо Государство, а законодательной властью. Закон, принятый вчера, не имеет обязательной силы сегодня, но молчание подразумевает молчаливое согласие, и считается, что суверен непрестанно подтверждает законы, если он их не отменяет».

Руссо принадлежит гипотеза о важнейшей роли частной собственности в процессе возникновения общественного неравенства, государства и права. Отсюда он выводит тезис о справедливости требований и даже активной борьбы против неравного распределения собственности.

Своим учением о законе как выражении общей воли и о законодательной власти как прерогативе неотчуждаемого народного суверенитета, своей концепцией общественного договора и принципов организации государства, Руссо оказал огромное воздействие на последующую государственно-правовую теорию и социально-политическую практику.

 

Контрольные вопросы и задания:

1.В работе « О духе законов» Ш. Монтескье писал: «Для граждан политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в собственной безопасности. Чтобы обладать этой свободой, необходимо такое правление, при котором один гражданин может не боятся другого гражданина». Определите, что по мнению Ш. Монтескье, даёт эту свободу?

2.Назовите основные идеи эпохи «Просвещения, почему она носит такое название»?

3.Какому политическому мыслителю принадлежит широко известная ныне формула: «Разрешено все, что не запрещено законом»?

а) Дж. Локку; в) И. Канту;

б) Ш. Монтескье; г) Ж.Ж. Руссо.

4. Ж.Ж. Руссо известен как ярый противник идеи народного представительства, считавший представительную власть рабством. Какие аргументы он приводит для обоснования своей позиции? Согласны ли вы с ним?

5. Т. Гоббс и Ж.Ж. Руссо были противниками разделения властей, считая, что власть всегда должна быть целиком сосредоточена в руках одного какого-либо органа; Дж. Локк и Ш. Монтескье, напротив, обосновывали необходимость разделения властей. Чем объясняется такое различие в подходах к данной проблеме у современников? Как аргументируют свою позицию сторонники и противники идеи разделения властей?

6. Кому принадлежат слова: «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли взаимно сдерживать друг друга»?

а) Ш. Монтескье; в) Т. Джефферсону;

б) Т. Гоббсу; г) Ж.Ж. Руссо.

7. Аристотель утверждал, что сама мысль о собственности доставляет несказанное удовольствие; Дж. Локк считал собственность естественным правом человека; Ж.Ж. Руссо называл обманщиком того, кто, первым огородив участок земли, сказал: «Это моё!» и нашёл людей достаточно простодушных, чтобы этому поверить.

Позиция какого мыслителя ближе вам и почему?

8. В работе «О духе законов» Ш. Монтескье объясняет, к каким негативным последствиям может привести объединение различных ветвей власти. Попытайтесь и вы предсказать последствие объединения:

а) законодательной и исполнительной власти;

б) законодательной и судебной власти;

в) исполнительной и судебной власти;

г) всех трёх ветвей власти.

9. Автором теории о влиянии климата на политический процесс является…

а) Ф. Аквинский; в) Ш. Монтескье;

б) Г. Маккиндер; г) Ж. Боден.

10. Французский просветитель Вольтер как-то сказал: « Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». Прав ли он? Как вы понимаете слово «свобода». Аргументируйте свою точку зрения.

Обязательная литература

Азаркин Н.Н и др. История политических учений. Вып. 1. М.,1994.

Антология мировой политической мысли: В 5т. М., 1997, Т.3.

История политических и правовых учений/Под общ.ред. В.С. Нерсесянца. М., 2003. Гл.12.

История правовых и политических учений/Под ред. О.Э. Лейста. М.,1997. Гл.9.

История политических и правовых учений: Хрестоматия/ Сост. Е.А. Воротилин, И.Ф. Мачин. М., 1996.

Дополнительная литература:

Берк Э. Размышления о революции во Франции. М., 1993.

Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Соч. Т.4.

Монтескье Ш. О духе законов.// Избр. произведения. М., 1955.

Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права.// Трактаты. М., 1969.