Политические и правовые взгляды Дж. Локка


 

Идеологом социального компромисса в 1688 г. выступил Джон-Локк (1632-1704) - виднейший теоретик и непосредственный участник английской революции, государственный деятель, заложивший основу современной британской политической системы. Острые социально-политические противоречия английского общества второй половины 17 в., динамизм, противоречивость процессов привели к острой идеологической борьбе, к дальнейшему развитию концепций, ориентирующихся на буржуазно-демократические ценности и идеалы.

Локк сформулировал многие основополагающие принципы буржуазной государственности, ее организации и идеологического обоснования, заложил теоретические основы системы буржуазного либерализма.

Локк реалистично видел непоследовательность английской революции, слабость партии буржуазии и ее вождей, эволюции их позиции в сторону соглашательства с монархией в условиях нарастания давления революционных плебейско-демократических, трудовых слоев. Реставрации монархии и утверждение власти Карла II (1660), вынужденная эмиграция (с 1683 г.), установление конституционной монархии в ходе «славной революции» 1688 г. не изменили антифеодальной, антимонархической, демократической и гуманистической направленности концепции Локка.

Локк решительно выступал против феодальных и теологических теорий власти и права, против теократии и вмешательства государства в дела веры. Был заложен один из главных классических принципов буржуазной теории права - формальное понимание равенства, свободы, естественных прав человека, демократии, независимо от социальной сущности всех политических институтов. Гуманистический подход к общественной жизни, праву и государственной власти у Локка выражен полно и абсолютно в принципе: «Все люди по природе свободные, равные и независимые».

Теория общественного договора (или «теория согласия») закладывает основу важнейших методологических построений Локка. Он четко разделяет государство и общество, признает их относительную самостоятельность, выделяет политическую власть как феномен по сравнению с другими видами власти.

По Д. Локку естественное состояние - не «война всех против всех» (как у Гоббса), а имеет общественный и относительно упорядоченный характер, оно регулируется нормами естественного права (они определяют поведение человека, диктуются разумом). Д. Локк называет его то «законом бога», то «законом природы». Можно сказать, что здесь естественное право и представляется как должное право, как правосознание. Совершенствование естественного состояния общества ведет постепенно к формированию элементов «гражданского, политического общества или государству» (часто Локк одинаково употребляет все эти категории).

Учреждение государства Локк рассматривает как торжество разума, как процесс исторически закономерный и прогрессивный. Содержание теории общественного договора включает важнейший принцип «согласия», поэтому договор - это не отказ от власти и передача ее в руки одного лица или группы лиц, а соглашение одного лица с другими об объединении в сообщество с целью мира, безопасности, стабильности. По этому договору граждане не отказываются от своих естественных прав как таковых, соглашение уже носит ограниченный и строго определенный характер и цель. Как подчеркивал Локк «государство - любое независимое сообщество».

Именно такой общественный договор ведет к возникновению государства, но не всесильного (как Левиафан), а при полном равноправии народа, всех подданных. Государство включает такие важные структуры, как общий установленный закон, судебные учреждения по разрешению споров и наказанию преступников, силы, утверждающие судебный приговор.

Дж. Локк отмечал, что «цель гражданского общества состоит в том, чтобы избегать и возмещать те неудобства естественного состояния, которые неизбежно возникают из того, что каждый человек является судьей в своем собственном деле... абсолютная монархия несовместима с гражданским обществом».

Дж. Локк провозглашает принцип закономерности и всеобщего политическо­го и юридического равенства граждан: «Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества». Личная собственность граждан рассматривается как основа, гарант не только свободы и независимости человека, но и организации общества согласно законам природы. Дж. Локк включает все другие естественные права в понятие собственности как необходимость «охранять свою собственность», т. е. свою жизнь, свободу и имущество». Частная собственность рассматривается им как вечная, обязательная сторона жизни гражданина, общества и государства. Как идеолог буржуазных отношений и ценностей, Локк особо подчеркивает, что «великой и главной целью объединения людей в государстве и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их собственности». Дж.Локк рассматривает проблему контроля и ограничения государственной власти, гарантий от нарушений закона и соблюдения режима суверенитета личности. «Власть общества или созданного людьми законодательного органа не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага».

Интересами обеспечения основных прав человека проникнута вся концепция Локка. Он предлагал такие меры регулирования жизни общества, как регламентация сферы деятельности государства, введение принципа согласия граждан как основы деятельности государственных органов, признание права на вооруженное восстание против тирании, утверждение принципа разделения властей и др. Так, государство обязано «править согласно установленным законам, провозглашенным народом и известным народу; [...] править с помощью беспристрастных и справедливых судей, [...] в интересах мира, безопасности и общественного блага народа».

Дж. Локк подчеркивает примат представительной законодательной власти среди других властей, ее особый престиж: «Первый и основной положительный закон всех государств - установление законодательной власти» (верховной, непрерывной, но не абсолютно-деспотичной, ограниченной интересами общественного блага). Локк выделяет три вида власти в государстве: законодательная, исполнительнаяи природная (сюда относятся вопросы войны и мира, межгосударственных коалиций и др.).

Дж. Локк предлагает типологию государственных форм на основе такого критерия, как субъект законодательной власти: избранные, их наследники или преемники (олигархия); одно лицо (монархия); одно лицо и его наследники (наследственная монархия); одно лицо пожизненно (выборная монархия); выборные должностные лица (демократия).

Дж. Локк подчеркивал, что тирания - это осуществление власти независимо от права: «Где кончается закон, начинается тирания».

Идеи Дж. Локка оказали огромное влияние на мыслителей французского Просвещения, идеологов французской революции и деятелей американского освободительного движения.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Кто из мыслителей является признанным родоначальником либерализма?

а) Ж.Ж. Руссо; в) Ш. Монтескье;

б) Дж. Локк; г) Дж. Мэдисон.

2. Что утверждает важнейшая идея либерализма?

а) существование универсального морального порядка;

б) необходимость активного участия аристократии в государственном управлении;

в) естественное неравенство людей в отношении физического и умственного развития;

г) абсолютную ценность человеческой личности и изначальное («от рождения») равенство всех людей.

3. Какие ценности отстаивает либерализм (выберите из каждой пары)?

а) свобода-равенство;

б) порядок – законность;

в) права человека – справедливость;

г) социальное равенство – равенство всех перед законом;

д) свободная конкуренция – государственное регулирование;

е) индивидуализм – коллективизм.

4. Какие причины возникновения государства называет Гоббс?

5. Кто определял естественное состояние человеческого общества как «война всех против всех»?

а) Т. Гоббс; в) Н. Макиавелли;

б) Дж. Локк; г) Ж. Боден.

6. В чём различие политико-правовых концепций «общественного договора» Т. Гоббса и Ж.Ж. Руссо.

7. Т. Гоббс и Дж. Локк считали, что государство возникает в результате «общественного договора». Каким образом сказывается на правах человека, его свободе возникновение государства, с точки зрения:

а) Т. Гоббса; б) Дж. Локка.

8. Один из политических мыслителей Нового времени назвал свою работу именем библейского мифического существа, отождествив его с государством. Назовите автора этого труда и имя существа – государства.

9. Перечислите основные политико-правовые идеи Дж. Локка.

10. Перечислите основные естественные законы, сформулированные Т. Гоббсом.

 

Обязательная литература:

Азаркин Н.Н и др. История политических учений. Вып. 1. М.,1994. Гл.5

Антология мировой политической мысли: В.5т. М., 1997, Т.2.

История политических и правовых учений/Под общ.ред. В.С. Нерсесянца. М., 2003. Гл.11.

История правовых и политических учений/ Под ред. О.Э. Лейста. М.,1997. Гл.8

История политических и правовых учений: Хрестоматия/ Сост. Е.А. Воротилин, И.Ф. Мачин. М., 1996.

Сирота Н.М. Современные политические идеологии. Спб.,1996.

Дополнительная литература

Бэкон Ф. Великое восстановление наук// Соч.: В 2-х т.М., 1971. Т.1

Гоббс Т. Левиафан// Соч.: В 2-х т. М., 1991. Т.2

Хрестоматия нового российского самосознания. М., 1995. Т.1-3.

Локк Дж. Собр. Соч. в 3 т. М., 1988 Т.2

Опыт русского либерализма. Антология. М., 1997.

 

Лекция 11. Политико-правовые учения в период Французского просвещения

 

1. Политико-правовые взгляды Ш. Монтескье.

2. Политические и правовые взгляды Ж.Ж. Руссо.

 

Просвещение- влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Специфику содержания Просвещения более всего характеризуют два момента: во-первых, его социальный и нравственный идеал, во-вторых, план осуществления этого идеала. Деятели Просвещения желали утвердить на земле «царство разума», в котором люди будут совершенными во всех отношениях, восторжествует гармония интересов свободного индивида и справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни.