Лекция 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений


II.Тематика лекций

I. Организационно-методическая часть

Основными целями изучения курса «Истории политических и правовых учений» являются:

- формирование теоретического мышления студента-юриста, позволяющее ему самостоятельно оценивать и сопоставлять наиболее важные политико-правовые доктрины прошлого и современности;

- знакомство студентов с основными направлениями политико-правовой мысли, идеями и взглядами выдающихся представителей политической и правовой мысли прошлого;

- научить студентов критически относиться к политико-правовым теориям и взглядам, умению анализировать происходящие сегодня политические события, их влияние на правовую действительность.

В результате изучения курса студент должен:

- знать основные направления политической и правовой мысли прошлого и современности;

- иметь представление о месте и роли истории политических и правовых учений в системе правовых и политических наук;

- понимать как соотносятся политические и правовые теории прошлого с современными политико-правовыми идеями и взглядами;

- уметь логически, грамотно отстаивать свои политические убеждения, свое правопонимание происходящих политических событий, свободно оперировать понятиями и категориями современных политико-правовых доктрин.

Курс «История политических и правовых учений» входит в Государственный стандарт юридического образования и является обязательным для изучения студентами всех форм обучения в МИЭМП по специальности «юриспруденция». Обучение осуществляется в течение семестра и завершается сдачей экзамена. Данный курс тесно связан и базируется на таких дисциплинах как «Политология», «Теория государства и права», «История Отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Социальная философия», «Римское право». Его следует изучать после освоения студентами вышеперечисленных предметов. Названия лекций соответствуют номерам тем из программы по курсу «История политических и правовых учений», изданной в МИЭМП в 2002 г.

 

 

 

1. Предмет и метод истории политических и правовых учений.

2. Становление и развитие политико-правовой идеологии.

 

  1. Предмет и метод истории политических и правовых учений

В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Эта ее особенность обусловлена тем, что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий.

История политических и правовых учений - это дисциплина историко-теоретического цикла. Больше всего она связана с политологией и теорией государства и права, поскольку к ее предмету относится история (борьба, развитие) выраженных в теоретической форме представлений идеологов различных классов о государстве, праве, политике.

Изучение истории политико-правовых учений, закономерностей их развития и противоборства актуально уже по той причине, что ряд проблем, относящихся к государству, политике и праву, неоднократно обсуждался, был предметом острейших дискуссий в предшествующие эпохи, в результате чего сложились системы доводов в пользу того или иного решения этих проблем. Таковы проблемы прав человека, соотношения личности и государства, государства и права, демократии и технократии, мира и войны и др.

Политико-правовые учения изложены в произведениях политических мыслителей, философов, государственных деятелей, публицистов. Каждая политико-правовая доктрина в различной степени абстрактности отражает современные ей государство, право, политическую жизнь и уже в силу этого затрагивает интересы тех или иных классов или социальных групп. Именно эта связь с общественно-политическими интересами дает известность самой доктрине, делает ее социально значимой, а тем самым выводит ее за пределы сугубо личных познавательных интересов. Поэтому в истории политических и правовых учений известны лишь те теоретические построения, которые выражали самосознание какой-либо значительной социальной группы.

Экономическое и политическое могущество господствующей социальной группы, ее решающее влияние на психологию и идеологию общества, возможность пропагандировать свои идеи и подавлять пропаганду идей противостоящих социальных групп – обусловливают преобладание в обыденном сознании идей, совпадающих с официальной, государственной политико-правовой идеологией; чувств и настроений, послушания, подчинения существующему государству и действующему праву.

Закономерность развития политико-правовой идеологии на ее теоретическом уровне - это то, что любое учение о государстве, праве, политике строится с учетом современной ему политико-правовой действительности, которая обязательно отражается в самом (казалось бы абстрактном) построении. Так же, как философия, по словам Гегеля, - это эпоха, «схваченная в мысли», политико-правовая доктрина - это выраженная в системе понятий и категорий государственно-правовая реальность эпохи.

Каждая большая эпоха исторического развития общества имела свои политико-правовые учреждения, понятия и способы их теоретического объяснения. Поэтому в центре внимания теоретиков государства и права разных исторических эпох были различные политико-правовые проблемы, связанные с особенностями государственных учреждений и принципов права соответствующего исторического типа и вида. Так, в рабовладельческих государствах Древней Греции главное внимание уделялось устройству государства, личности, допущенной к участию в политической деятельности, государственно-правовым способам укрепления господства свободных над рабами. Этим и было обусловлено повышенное внимание к теоретическому определению и классификации форм государства, поиск причин перехода одной формы правления в другую, стремление определить наилучшую, идеальную форму правления. В средние века основным предметом теоретико-политических дискуссий стал вопрос о соотношении государства и церкви. В центре внимания идеологов буржуазии XVII-XVIII вв. стояла уже проблема не столько формы правления, сколько проблема формы политического режима, законности, гарантий равенства перед законом, свободы и прав личности. XIX-XX вв. выдвинули на первый план вопрос о социальных гарантиях прав и свободы человека, а с конца XIX в. проблема форм правления и политического режима государства была существенно дополнена исследованиями связей государства с политическими партиями и другими политическими организациями.

Понятийно-категориальный аппарат политико-правовых учений разных эпох отражал современные им государство и право.

Любая идеология как форма социально обусловленного группового самосознания приобретала научный характер лишь при совпадении целей и интересов класса с наиболее общим направлением исторического развития, а также при конструировании самой идеологии на основе научной методологии. То есть исторически существовавшая политико-правовая идеология отражала государство и право через интересы классов. Поэтому отражение политико-правовой действительности в этой идеологии не совсем совпадало с реальностью или долговременными тенденциями ее развития, было органически связано или с исторически правомерными иллюзиями, или с несбыточными утопическими проектами.

Закономерностью развития политико-правовой идеологии является то, что каждое из политико-правовых учений складывается и развивается в сложной системе идеологических влияний, это то, что мы называем политико-правовой доктриной.

Политико-правовая доктрина всегда соответствует исторической обстановке, степени развития культуры, общественной психологии. Способ обоснования политико-правовых доктрин связан с господствующим мировоззрением эпохи, либо с мировоззрением, приобретающим все больший авторитет и признание, выражен в понятиях и категориях, представлениях и доводах, созвучных или совпадающих с массовым общественным сознанием.

В истории политических и правовых учений существует преемственность- каждая из последующих доктрин, как правило, учитывает представления и понятия, содержащиеся в предыдущих доктринах. Политико-правовые доктрины оперируют понятиями и категориями, сложившимися в результате не только отражения и описания современных им явлений государственно-правовой реальности, но и теоретического осмысления и оценки исторически определившегося круга проблем политики, государства и права.

Таким образом, преемственность означает, что представления, унаследованные от прежних времен, воспроизводятся в последующих идеологических системах. При этом идеологическое влияние само по себе не способно породить последующую идеологию или движение: всякая новая теория должна исходить из накопленного идейного материала, но корни ее лежат в социальных условиях данного общества.

Важной закономерностью развития политико-правовых учений является взаимодействие доктрин борющихся классов, каждый из которых стремится опровергнуть враждебную ему идеологию, представить свое мировоззрение как единственно истинное, отвечающее справедливости, прогрессу, общему благу. Основная задача каждой из идеологий - борьба за влияние на общественное сознание, опровержение идей и учений противостоящих классов. Эта борьба - важный стимул развития самих доктрин: каждая из них дополняется доводами, аргументами, опровержениями, ориентированными на идейный арсенал противника.