ЛЕКЦИЯ 1
ИСТОРИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА
Как социальное явление нового времени туризм явился детищем промышленной революции, когда крушение феодализма в Западной Европе породило новые требования к воспитанию подрастающего поколения. В конце XVII - начале XVIII в. в школах Англии, Франции, Германии, Австрии и других стран при изучении отдельных предметов учителя стали проводить с учащимися пешеходные прогулки и поездки по окрестностям. Такие простейшие формы путешествий получили название экскурсий. Я.А.Каменский в конце своей школьной системы поставил обязательное участие в путешествии.
В нашей стране интерес к путешествиям тесно связан с развитием краеведения. Сведения о прошлом селений, городов и областей вошли в местные, общерусские летописи, другие древние письменные источники.
Начало краеведческих исследований в России относится к эпохе преобразований в начале XVIII в. и связано с указом Петра I (от 12 февраля 1718 г.), в котором предписывалось докладывать царю обо всех любопытных находках, а тех, кто их обнаружит, награждать.
Мысль об использовании прогулок и экскурсий в народном образовании России как средства обучения и воспитания учеников медленно, трудно проникала в педагогическое сознание российского общества второй половины XIX века. Педагогическую целесообразность туризма и краеведения впервые в России теоретически обосновал К.Д. Ушинский. В своей учебной книге «Родное слово» он придавал «местному элементу» большое значение, рассматривая его как одно из важных средств наглядности и связи с окружающей жизнью. «Отечествоведение» - так определил К.Д.Ушинский эту отрасль знаний.
«Недурно, - писал он в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии», - если бы и наших воспитанников водили хоть раза два в год куда-нибудь за город...»
Постоянно ратуя в своих статьях за использование в учебно-воспитательном процессе прогулок и экскурсий, Ушинский видел в таких путешествиях, главным образом, пользу от общения учеников с миром живой природы. Фактор воспитывающего влияния природы он ставил очень высоко. В упомянутой статье он так оценивал его: «Природа есть один из могущественнейших агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью. Неприятною искусственностью. Бедное дитя, если оно выросло, не сорвав полевого цветка, не помявши на воле зеленой травы! Никогда оно не разовьется с тою полнотою и свежестью, к которым способна душа человеческая...» ; Но призывы Ушинского в тех условиях не могли и не возымели должного действия: прогулки на природу (термин «туризм» тогда не употреблялся) с учащимися земских школ, гимназий, училищ не получили повсеместного распространения.
Вообще народный туризм в России в XIX в. не существовал: и народу было «не до жиру», и власти не поощряли. Чиновничество во все времена было консервативно, а в царской России, отставшей от большинства стран Европы и в экономическом, и в социальном, и в культурном отношении, оно было особо инертным, противилось всяким нововведениям.
Царское Министерство лишь разрешило учебным заведениям заниматься с учащимися туризмом - включило ученические поездки и экскурсии в «число необязательных занятий во время каникул» и даже уделило несколько дней из учебного времени этим экскурсиям «и тому подобным разумным развлечениям». Это, безусловно, шаг прогрессивный. Но всего лишь шажок. Школьному туризму России было еще очень далеко до уровня его развития в ряде стран Европы.
В начале XX века к этой теме вновь привлекается внимание просвещенцев, она получает новое раскрытие в научно-педагогической литературе.
Определенную роль в развитии ученических экскурсий сыграло также введение 9 марта 1902 г. специального тарифа № 6900 на проезд учащихся, отправляющихся в образовательные экскурсии. На всех русских железных дорогах для групп экскурсантов устанавливался удешевленный проезд в вагонах третьего класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстояние до 50 км предоставлялся бесплатный проезд. В дальнейшем условия этого специального тарифа для групп учащихся, совершающих экскурсии, несколько менялись, но он сохранился в общих чертах вплоть до 1917 года.
В некоторых школах экскурсии вошли в систему педагогической работы. Так, в Санкт-Петербургском лесном коммерческом училище в течение семилетнего срока обучения проводилось 50 экскурсий и походов. Из них ежегодно в каникулярное время организовывалось по 3-4 дальних путешествия. Вовлечение учительства в туристско-экскурсионную работу положительно сказалось на организации школьных экскурсий и расширении кругозора самих учителей. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» 12 апреля 1909 г. писала: «Для народного учителя, почти круглый год оторванного от центров умственной и культурной жизни и живущего, как правило, узким кругом мелких интересов, участие в путешествиях было целительным бальзамом». В 1909 г. «Комиссия образовательных экскурсий по России» наметила проекты маршрутов по стране. Два из них были по Крыму и Волге, три - по Северу, шесть - по Кавказу, один - по Уралу.
После 1910 г. на развитие экскурсионного дела среди учащихся обратили внимание уездные и губернские земства, начавшие выделять некоторые средства для экскурсий. В их сметах даже появилась особая графа - «Ученические экскурсии». Наиболее значительной в развитии экскурсионного дела в сельских школах была роль Московского уездного земства. Например, в 1913 г. оно способствовало проведению экскурсий из 152 школ Московского уезда (75% всех школ); в них приняло участие 40 процентов учеников - 6708 человек.
Среди уездных земств выделялось своим отношением к экскурсиям для учащихся Ростовское Ярославской губернии, из года в год увеличивавшее ассигнования на экскурсионную работу. Росло также число уездных школ и участников, совершивших экскурсии: 1912 г. -23 школы (213 участников), 1914 - 40 (900). К 1914 г. Ростовское уездное земство организовывало экскурсии почти в половине школ уезда. Оно заблаговременно высылало во все школы анкеты, которые давали возможность выяснить перспективы предстоящего экскурсионного сезона, и затем выделяло средства, прежде всего для школ, впервые совершавших экскурсии, а также расположенных в удаленных глухих местах.
Таким образом, еще до революции мысль о том, чтобы «впустить» в школу туризм в качестве «подсобного рабочего», помогающего учителю в воспитании и обучении школьников - эта мысль уже достаточно глубоко внедрилась в официальную педагогическую идеологию.
В первых документах Советской власти о народном образовании были поставлены задачи коренного изменения методов обучения, в качестве одного из основных стали пропагандировать метод наглядного обучения, в целях разработки проблем которого Наркомпрос создает специальные научно-методические учреждения. Большое значение придается дальнейшему развитию экскурсий. Так, при разработке принципов единой трудовой школы летом 1918 года отдел реформы школы Наркомпроса предлагал, чтобы школьники занимались семь дней в неделю, но из них два дня должны быть отданы под экскурсии.
В конце 1918 года в бюллетене Московского областного отдела народного образования под названием «Трудовая школа» были изложены задачи и схематический план занятий в школе 1-й ступени. От школытребовалось организовать участие детей в исследовании различныхявлений окружающей жизни. В этом процессе они должны былиусваивать определенный круг знаний. Материал располагался следующим образом: 1) твой дом, семья; 2) дом, школа, двор, улица, город (деревня); 3) город (деревня) и окружающие географические ландшафты: луг, поле, лес, болото и др.; 4) знакомство с уездом (губернией). Изучение родного языка и математики в школе 1-й ступени также предлагалось проводить в органической связи с изучением окружающего мира, не выделяя «самодовлеющих предметов».
В целях реализации задач по наглядному обучению, организации экскурсий, урегулирования приема школьников и помощи им, Народный Комиссариат Просвещения РСФСР по предложению Н.К.Крупской в декабре 1918 года организовал в Москве Центральное бюро школьных экскурсий. Таким образом было положено начало создания государственной системы детско-юношеского туризма.
По поручению наркома просвещения А.В.Луначарского в этом же году для учителей Северной области организованы в г. Павловске курсы по естествознанию с большим числом экскурсий.
Летом 1920 года была проведена одна из первых дальних школьных экскурсий, организованная молодым учителем А.А.Коленкиным из сельской школы Тамбовской губернии. Коленкин выхлопотал в Наркомпросе разрешение на отдельный товарный вагон, получил продуктовые карточки, а также специальный мандат. В нем говорилось: «Народный Комиссариат просвещения РСФСР просит местные советские власти, Армию и ЧК оказывать коммунистическому отряду детей-путешественников во главе с А.А.Коленкиным всяческое содействие, не считать спекулянтами и мешочниками, обеспечивать продуктами и одеждой, помогать в транспорте...». Из полотенец и веревок сделали ребята заплечные мешки, соорудили носилки для переноски вещей, организовали целую мастерскую по изготовлению обуви на веревочной подошве. Деньги заработали сами: был поставлен школьной агитбригадой спектакль «Скованный Прометей» Эсхила. В воскресенье на базаре провели лотерею, это помогло добыть еще немного денег. Все члены группы получили какое-либо задание: одни ведали хозяйством, другие - ремонтом обуви, третьи - редактировали походный журнал и печатали отчеты об экспедиции на гектографе. Была избрана специальная комиссия по сбору и приобретению экспонатов для местного музея.
Серьезно использовал туризм в своей работе известный советский педагог С.Т.Шацкий (1878-1934 гг.). В 1920-е годы по его инициативе Наркомпросом была создана первая опытная станция по народному образованию, руководителем которой он и был назначен. Здесь, реализуя свою идею о том, что школа должна быть не просто учебным заведением, но центром, «организующим детскую жизнь», и что сама жизнь, творящаяся за рамками школьного учебного процесса, является «наглядным пособием» в этом самом педагогическом процессе, он включает в воспитательную работу туризм.
Туристско-краеведческая деятельность за период 1918-1928 гг. была сосредоточена во внешкольных организациях и проводилась в форме экскурсий и многодневных (6-10 дней) путешествий - «кочевок», как их называли в то время. Главной тематикой походов было изучение сельскохозяйственного труда и кустарных промыслов близлежащих районов.
Положительно повлияла на туристско-краеведческую деятельность в 20-е гг. ориентация советской школы на всестороннее развитие личности школьника. Этому способствовали введенные в школу комплексные программы, в которых ставились задачи связи обучения и воспитания с жизнью. Эти задачи также рассматривались в «Положении о единой трудовой школе РСФСР» и в декларации «Основные принципы единой трудовой школы». Нарком просвещения А.А. Луначарский, оценивая значение школьного туризма, подчеркивал, что советская школа должна вносить определенный вклад во «всенародное научное обследование нашей страны».
В 1927 г. был объявлен конкурс на лучшую школу 1-й ступени. В числе трех школ, получивших первую премию, была и Чебаковская школа Ярославской губернии, особенностью опыта которой, по заключению конкурсной комиссии, было широкое развертывание краеведческой работы с учащимися. В сентябре 1927 г. Наркомпрос РСФСР в директиве «Об усилении экскурсионной работы среди детей и подростков» высоко оценивал значимость этой работы. В том же году Коллегией Наркомпроса РСФСР было утверждено положение о Центральной опытной экскурсионной базе, в котором говорилось, что база является опытно-исследовательским учреждением, в задачи которого входит разработка экскурсионного дела в системе воспитания.
В 1930 г. состоялась Всесоюзная конференция по вопросам туристско-экскурсионной деятельности со школьниками, на которой происходил обмен опытом работы, а также рассматривались вопросы внешкольных экскурсий и детского туризма в связи с решением задач пятилетки.
В сентябре 1931 г. Президиум Центрального бюро детских коммунистических организаций ЦК ВЛКСМ обсудил вопрос о состоянии и задачах экскурсионно-туристской работы среди детей. В принятом постановлении констатировалось неудовлетворительное состояние экскурсионно-туристской работы в пионерских отрядах и школах. Указывалось, что «экскурсии, являясь средством комвоспитания, должны войти во всю систему работы пионеротрядов как один из наиболее красочных приемов общественно-политической и культурно-массовой работы». Президиум признал необходимым «провести решительную борьбу с недооценкой этой работы, бесплановостью и ставкой на самотек». Главной базой для развертывания экскурсионно-туристской работы среди детей признавался пионеротряд и школа, а основной формой работы - местные экскурсии с включением туристских элементов и дальние экскурсии на новостройки, в национальные области и пролетарские центры.
Коллегия Наркомпроса РСФСР в 1932 г. рассмотрела вопрос о состоянии экскурсионно-туристской работы с детьми и приняла постановление, в котором отмечалось, что эта деятельность является одним из наиболее актуальных и необходимых приемов в деле максимального повышения качества работы школы, общеобразовательной и политехнической подготовки детей. Ставилась задача каждой школе, в соответствии с программами, включить в учебный план и расписание школы минимум проведения местных экскурсий.
Дальнейшему развитию туризма способствовало постановление ЦК ВКП (б) от 21 апреля 1932 г. «О работе пионерской организации», в котором указывалось на необходимость применения и расширения детского туризма как важного оздоровительного средства. С этой целью рекомендовалось «...наркомпросам союзных республик, комсомолу и профсоюзам совместно с хозяйственными наркоматами и с привлечением добровольных спортивных обществ разработать план развертывания детских технических станций и экскурсионно-тури-стских баз, добиваясь того, чтобы в каждом районе имелась минимум одна станция или одна экскурсионно-туристская база».
В 1940 году Академия наук СССР обратилась к школьникам Советского Союза с призывом взяться за изучение малых рек, были объявлены два всероссийских похода: по историческим местам Гражданской войны и по малым рекам.. Участники экспедиций проводили описание рек и прибрежной полосы, измеряли глубину, ширину и скорость течения, описывали геологические обнажения, собирали коллекции полезных ископаемых, флоры, фауны, вели метеорологические наблюдения.
В декабре 1940 г. Коллегия Наркомпроса вынесла решение о проведении в 1941 г. Всероссийской туристской экспедиции пионеров и школьников по изучению своего края, вменив в обязанность всем школам и отделам народного образования подготовить группы ее участников. Идея экспедиции была поддержана Академией наук, ЦК ВЛКСМ, научными и хозяйственными организациями. В экспедиционных отрядах объединились около двух миллионов школьников.
Война помешала дальнейшему развитию экскурсионно-туристской работы с детьми. Перед детским туризмом в годы войны встали задачи военно-физической подготовки школьников, привития туристских навыков, имеющих оборонное значение, вовлечения школьников в общественно полезную работу в помощь фронту: изыскание местных природных хозяйственных ресурсов, сбор лекарственного сырья, помощь школам в освобожденных от фашистов районах, сбор исторических данных о Великой Отечественной войне, биографических данных о героях. Станциями юных туристов организуются лагеря бивуачного типа, основной целью деятельности которых был сбор дикорастущих полезных растений, и в первую очередь лекарственных трав, грибов и ягод в помощь фронту. Московская городская ДЭТС в 1942 году организовала 64 лагеря, где провели каникулы 9650 школьников. Они собрали и сдали на заготовительные пункты 54 тонны грибов, 12,5 тонн щавеля, 12 тонн крапивы, 6 тонн рябины и 11 тонн лекарственных трав. Помимо этого организовывались походы по местам боев, во время которых школьники собирали материалы о боевых эпизодах, записывали биографические данные героев. Ребята работали также на колхозных и совхозных полях, помогали семьям фронтовиков, инвалидов войны.
1950-е годы для детского туризма были годами массового распространения и бурного развития. Это связано, главным образом, с приходом в школы бывших фронтовиков, которые стали организовывать походы и экскурсии по местам сражений Великой Отечественной, приобщать воспитанников к подвигам народа. Всюду по просторам Родины тянулись цепочки пеших туристов, колесили по дорогам велотуристы, водники преодолевали речные преграды на байдарках, лодках и плотах, группы школьников отправлялись штурмовать горные хребты и перевалы.
Развитию туризма с активными средствами передвижения способствовало включение туризма в единую Всесоюзную спортивную классификацию (1949 г.), установление разрядных спортивных нормативов (в том числе и юношеских разрядов) по туризму.
В эти годы возникли в стране школьные туристские лагеря. Система работы таких лагерей в те годы и позже строилась на сочетании походов с сельскохозяйственным трудом в помощь колхозам и совхозам: один отряд уходил на неделю в поход, а остальные работали на полях, затем в поход уходил другой отряд. Эти лагеря действовали все лето, группы успевали побывать в 3-4-х местных и дальних походах. В конце пятидесятых - начале шестидесятых годов организация школьных турлагерей достигла своего пика. В 1960-х годах количество турлагерей стало сокращаться - под давлением партийных органов школы были обязаны создавать трудовые (колхозные) лагеря, которые вскоре получили официальный статус лагерей труда и отдыха (ЛТО).
В 1954 г. ЦК ВЛКСМ утверждает новый значок - «Юный турист» - для поощрения школьников, регулярно участвующих в турпоходах.
Все эти меры положительно сказались на развитии школьного туризма. 1951-1955 годы для советского детского туризма были периодом его массового распространения и развития, когда руководители органов народного образования и директора школ обратили на него пристальное внимание.
24 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы образования в СССР». В реализации этого закона немалую роль должна была сыграть и туристско-краеведческая деятельность учащихся. В 1959 г. были утверждены новые учебные планы и программы. В них говорилось, что программа по географии обеспечивает краеведческий подход при изучении начального курса физической географии и экономической географии СССР, уделяет большое внимание проведению практических занятий на местности. Перед начальной школой была поставлена задача воспитывающего обучения и развития детей в процессе формирования нравственных качеств личности.
В 1960 г. Министерство просвещения РСФСР и Центральный комитет ВЛКСМ утвердили положение об областных, краевых, республиканских детских экскурсионно-туристских станциях, в котором были определены цели, задачи и сфера их деятельности. На станции возлагалась обязанность совместно с институтами усовершенствования учителей, Дворцами и Домами пионеров проводить семинары, подготовку турорганизаторов, совещания, учебные походы, конференции, консультации для пионервожатых, учителей, руководителей туристских кружков.
В программе «Ориентир», вышедшей в 1968 г. было определено содержание туристских умений и навыков по возрастным группам начиная с 9 лет. Программа также содержала нормативные и разрядные требования по сдаче норм на значок «Юный турист», «Турист СССР». Особый упор в ней делался на организацию школьных кружков туристско-краеведческого характера, руководить которыми могли учителя, имеющие опыт участия в походах. Для осуществления отдельных сложных мероприятий программа рекомендовала приглашать специалистов.
В 1960-е годы берет свое начало Всесоюзный поход «Дорогой славы отцов». Около 3 млн. человек приняли в нем участие. Молодые патриоты сооружали памятники павшим героям, приводили в порядок места захоронений, устанавливали имена тех, кто погребен в братских могилах, писали летопись боевых дел воинских соединений, помогали в поиске пропавших без вести. Первый Всесоюзный слет участников похода - комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа открылся 19 сентября 1965 г. в крепости-герое Бресте.
В 1970-е гг. продолжалось проведение Всесоюзных туристско-краеведческих экспедиций пионеров и школьников. В 1972 г. газета «Пионерская правда» и Центральная детская экскурсионно-туристская станция Министерства просвещения СССР объявили положение о Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина - СССР», в каждом этапе которой участвовало от 14 до 16 млн. учащихся. Сущностью экспедиции было выполнение во время туристских походов и экскурсий различных краеведческих, поисковых, собирательских заданий. Экспедиция объединила в стране всю туристско-краеведческую работу среди учащихся. Итоги этой работы подводились регулярно на местных слетах-конференциях и раз в три года - на Всесоюзных слетах по итогам каждого этапа экспедиции.
В результате активизации туристско-краеведческой работы в школах создавались краеведческие кружки и музеи, роль которых в учебно-воспитательной работе с учащимися значительно возросла. Собранный туристами и краеведами материал широко использовался учителями на уроках истории и обществоведения, литературы, географии, биологии, Залы Музеев стали местом торжественных пионерских линеек, комсомольских собраний, встреч с ветеранами, тематических конференций.
Учащиеся ряда школ принимали активное участие в массовых геологических походах, производили поиск новых месторождений полезных ископаемых и местных строительных материалов, а также обследовали водные ресурсы, помогали в закладке новых садов, ягодников, парков, оберегали исторические памятники.
Другим важным мероприятием детского туризма в 1970-80-е гг. был Всесоюзный слет-соревнование пионеров и школьников, который проводился раз в три года в пять этапов: от походов и слетов общеобразовательных школ, районных, городских, областных, краевых и республиканских слетов-соревнований до финала - Всесоюзного слета-соревнования школ. Слеты-соревнования активизировали спортивный туризм в школе. Однако идея ступенчатого, поэтапного прохождения слетов-соревнований - от внутришкольных до всесоюзного - не везде выдерживалась. Некоторые республиканские станции заранее назначали школы, которые в течение 2-3 лет готовились к всесоюзному слету.
До распада СССР было проведено семь Всесоюзных соревнований юных туристов:
1973 г. - Карпаты (г. Сколе Львовской обл.)
1976 г. - Белоруссия, Полоцкий р-н Витебской обл.
1979 г. - Башкирия, г. Белорецк
1982 г. - Азербайджан, Кубинский район
1985 г. - Карпаты (г. Сколе Львовской обл.)
1988 г. - Таджикистан
1991 г. - Приморский край, п/л «Океан»
Таким образом, перед потребителями туризма все четче вырисовывалась альтернатива: либо купить путевку на турбазу и путешествовать по «плану», либо создавать самодеятельную группу и полагаться на свои силы, самим себе обеспечивать все необходимое для путешествия.
Детский туризм всегда был и остается в ведении органов народного образования. По признаку отношения производства и потребления туристских услуг он, в основном, является самодеятельным. Однако со временем в школу все больше стал внедряться плановый (коммерческий) туризм. При этом своих собственных организационных структур для оказания школьникам туристских услуг (бесплатных или коммерческих) система народного образования фактически не имела.
В 1972 г. Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС опубликовал «Правила организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории СССР». Их выполнение являлось обязательным для всех организаций и туристов, принимающих участие в походах и путешествиях. Организация и проведение походов и путешествий с учащимися общеобразовательных школ регламентировалась также инструкцией Министерства просвещения СССР, введенной в 1974 г. Этот важный документ в значительной степени содействовал упорядочению школьного туризма.
Важнейшим событием явилось включение туризма с 1972 г. в систему Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО. Нормативом для школьников явился поход на один-два дня.
Документами школьный туризм и краеведение признаются (хотя бы теоретически) наиболее комплексной формой педагогического воздействия, важнейшим и заслуживающим повсеместного применения видом детской внеурочной деятельности.
Самым существенным элементом единых требований было установление количественной нормы туризма по классам, а именно - 2 похода в год каждому классу с 4-го по 10-й, в том числе один двухдневный поход с ночлегом в полевых условиях с учащимися 6-10-х классов.
В целом можно констатировать, что туристско-краеведческая работа с учащимися за 50 лет (с 1930-х по 80-е годы) стала важным элементом воспитательной работы во многих школах страны.
В 1960-х годах в недрах туризма зародился и стал бурно развиваться новый вид спорта - ориентирование на местности (теперь - спортивное ориентирование). В программы туристских слетов всех масштабов стали включать как зачетные виды лично-командные соревнования по ориентированию, но уже в середине шестидесятых годов такие соревнования стали проводиться и отдельно. Спортивное ориентирование постепенно приобретало самостоятельность и все больше дистанцировалось от туризма. Оно отняло у «родителя» - туризма - много средств и сил, произошел значительный отток кадров от туризма в спортивное ориентирование.
Суммируя содержание документов, нужно отметить следующие рекомендации в адрес школы и других учреждений системы образования, которым предложено:
- полнее использовать возможности туризма и экскурсий в учебно-воспитательном процессе, уделить особое внимание развитию туризма с активными способами передвижения, регулярно проводить с учащимися походы, в каждой школе создать туристские кружки;
- всем территориальным органам народного образования разработать планы по развитию детского самодеятельного туризма;
- исполнительным органам власти обеспечить помещениями СЮ-Тур и пункты проката туристского снаряжения;
- ежегодно предусматривать в сметах школ, внешкольных учреждений, педагогических учебных заведений средства на приобретение и ремонт туристского снаряжения, аренду автотранспорта;
- расширить туристскую подготовку студентов и учащихся педагогических учебных заведений на отделениях туризма и краеведения факультетов общественных профессий; включать в учебные планы курсов в системе ИУУ вопросы организации и методики туристско-краеведческой работы со школьниками.
Период с 1991года в истории детского туризма, как и в истории всей страны, очень сложный. Ломаются привычные устои, идет пересмотр ценностей, на систему образования перестают выделять даже те небольшие средства, которых не хватало и в советское время. Национальные конфликты в ряде регионов, обострение криминогенной обстановки, социальная незащищенность педагогов, обнищание большей части общества сказывается и на состоянии туристско-краеведческой работы. В этот сложный период, когда государство фактически устраняется от вопросов воспитания детей, на повестку дня ставятся вопросы выживания в новой ситуации, сохранения традиций, системы, необходимой детям, родителям, народному образованию.
Заинтересованность общества в сохранении системы туристско-краеведческой работы с детьми подтверждается тем, что в течение 1990-х годов, когда распались мощнейшие структуры (самодеятельный туризм, система Центрального совета по туризму и экскурсиям), в России сеть станций юных туристов увеличилась более чем в два раза за счет создания районных и городских учреждений, и их количество в 1996г. составило более четырехсот.
За счет роста количества туристско-краеведческих кружков на базе школ, организуемых учреждениями дополнительного образования, когда учителя становятся по совместительству педагогами дополнительного образования, статистические показатели занимающихся в школьных туристско-краеведческих объединениях более или менее благополучны. Они, конечно, мало отражают существующую действительность, так как спад туристско-краеведческой деятельности в школе виден невооруженным глазом. Застопорилось саморазвитие туризма. Оказываются исчерпанными кадры тех учителей, которые готовы отдаться полностью туризму. Учитель уходит в плановый экскурсионный туризм, а ученик - в самовольный. Падает количество организованных походов, растет число самовольных (без взрослых). Да и как может быть иначе, ведь ситуация общего ухудшения характерна для всей системы образования.
Ретроспективный анализ развития детского туризма в стране показывает, что на всем протяжении развития российской и советской школы туристско-краеведческая деятельность учащихся рассматривается как одно из эффективных средств воспитания. Это нашло отражение, как в практике, так и в исследовании научных проблем.
Нельзя дать однозначно положительную оценку развитию в стране школьного туризма: повсеместного распространения он не получил и не дал тех педагогических результатов, которые мог бы дать.
С начала XXI века, когда на фоне отсутствия идейных ориентиров, безнадзорности огромного количества детей и подростков государство начинает проявлять внимание к воспитанию, к положению детей в обществе, намечается улучшение ситуации и в сфере детского туризма.