ЛЕКЦИЯ 1


ИСТОРИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА

 

Как социальное явление нового времени туризм явился детищем промышленной революции, когда крушение феодализма в Западной Европе породило новые требования к воспитанию подрастающего по­коления. В конце XVII - начале XVIII в. в школах Англии, Франции, Германии, Австрии и других стран при изучении отдельных предме­тов учителя стали проводить с учащимися пешеходные прогулки и поездки по окрестностям. Такие простейшие формы путешествий по­лучили название экскурсий. Я.А.Каменский в конце своей школь­ной системы поставил обязательное участие в путешествии.

В нашей стране интерес к путешествиям тесно связан с развитием краеведения. Сведения о прошлом селений, городов и областей во­шли в местные, общерусские летописи, другие древние письменные источники.

Начало краеведческих исследований в России относится к эпохе преобразований в начале XVIII в. и связано с указом Петра I (от 12 февраля 1718 г.), в котором предписывалось докладывать царю обо всех любопытных находках, а тех, кто их обнаружит, награждать.

Мысль об использовании прогулок и экскурсий в народном образо­вании России как средства обучения и воспитания учеников медлен­но, трудно проникала в педагогическое сознание российского обще­ства второй половины XIX века. Педагогическую целесообразность туризма и краеведения впервые в России теоретически обосновал К.Д. Ушинский. В своей учебной книге «Родное слово» он придавал «местному элементу» большое значение, рассматривая его как одно из важных средств наглядности и связи с окружающей жизнью. «Отечествоведение» - так определил К.Д.Ушинский эту отрасль зна­ний.

«Недурно, - писал он в статье «Педагогическая поездка по Швей­царии», - если бы и наших воспитанников водили хоть раза два в год куда-нибудь за город...»

Постоянно ратуя в своих статьях за использование в учебно-воспита­тельном процессе прогулок и экскурсий, Ушинский видел в таких пу­тешествиях, главным образом, пользу от общения учеников с миром живой природы. Фактор воспитывающего влияния природы он ставил очень высоко. В упомянутой статье он так оценивал его: «Природа есть один из могущественнейших агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзывать­ся сухостью, односторонностью. Неприятною искусственностью. Бед­ное дитя, если оно выросло, не сорвав полевого цветка, не помявши на воле зеленой травы! Никогда оно не разовьется с тою полнотою и свежестью, к которым способна душа человеческая...» ; Но призывы Ушинского в тех условиях не могли и не возымели долж­ного действия: прогулки на природу (термин «туризм» тогда не упот­реблялся) с учащимися земских школ, гимназий, училищ не получили повсеместного распространения.

Вообще народный туризм в России в XIX в. не существовал: и наро­ду было «не до жиру», и власти не поощряли. Чиновничество во все времена было консервативно, а в царской России, отставшей от боль­шинства стран Европы и в экономическом, и в социальном, и в куль­турном отношении, оно было особо инертным, противилось всяким нововведениям.

Царское Министерство лишь разрешило учебным заведениям зани­маться с учащимися туризмом - включило ученические поездки и экскурсии в «число необязательных занятий во время каникул» и да­же уделило несколько дней из учебного времени этим экскурсиям «и тому подобным разумным развлечениям». Это, безусловно, шаг про­грессивный. Но всего лишь шажок. Школьному туризму России бы­ло еще очень далеко до уровня его развития в ряде стран Европы.

В начале XX века к этой теме вновь привлекается внимание просве­щенцев, она получает новое раскрытие в научно-педагогической лите­ратуре.

Определенную роль в развитии ученических экскурсий сыграло так­же введение 9 марта 1902 г. специального тарифа № 6900 на проезд уча­щихся, отправляющихся в образовательные экскурсии. На всех рус­ских железных дорогах для групп экскурсантов устанавливался уде­шевленный проезд в вагонах третьего класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстояние до 50 км предоставлял­ся бесплатный проезд. В дальнейшем условия этого специального тари­фа для групп учащихся, совершающих экскурсии, несколько меня­лись, но он сохранился в общих чертах вплоть до 1917 года.

В некоторых школах экскурсии вошли в систему педагогической работы. Так, в Санкт-Петербургском лесном коммерческом училище в течение семилетнего срока обучения проводилось 50 экскурсий и походов. Из них ежегодно в каникулярное время организовывалось по 3-4 дальних путешествия. Вов­лечение учительства в туристско-экскурсионную работу положи­тельно сказалось на организации школьных экскурсий и расшире­нии кругозора самих учителей. Газета «Санкт-Петербургские ведо­мости» 12 апреля 1909 г. писала: «Для народного учителя, почти круглый год оторванного от центров умственной и культурной жиз­ни и живущего, как правило, узким кругом мелких интересов, уча­стие в путешествиях было целительным бальзамом». В 1909 г. «Ко­миссия образовательных экскурсий по России» наметила проекты маршрутов по стране. Два из них были по Крыму и Волге, три - по Северу, шесть - по Кавказу, один - по Уралу.

После 1910 г. на развитие экскурсионного дела среди учащихся об­ратили внимание уездные и губернские земства, начавшие выделять некоторые средства для экскурсий. В их сметах даже появилась особая графа - «Ученические экскурсии». Наиболее значительной в раз­витии экскурсионного дела в сельских школах была роль Московско­го уездного земства. Например, в 1913 г. оно способствовало проведе­нию экскурсий из 152 школ Московского уезда (75% всех школ); в них приняло участие 40 процентов учеников - 6708 человек.

Среди уездных земств выделялось своим отношением к экскурсиям для учащихся Ростовское Ярославской губернии, из года в год увели­чивавшее ассигнования на экскурсионную работу. Росло также чис­ло уездных школ и участников, совершивших экскурсии: 1912 г. -23 школы (213 участников), 1914 - 40 (900). К 1914 г. Ростовское уездное земство организовывало экскурсии почти в половине школ уезда. Оно заблаговременно высылало во все школы анкеты, которые давали возможность выяснить перспективы предстоящего экскурси­онного сезона, и затем выделяло средства, прежде всего для школ, впервые совершавших экскурсии, а также расположенных в удален­ных глухих местах.

Таким образом, еще до революции мысль о том, чтобы «впустить» в школу туризм в качестве «подсобного рабочего», помогающего учи­телю в воспитании и обучении школьников - эта мысль уже доста­точно глубоко внедрилась в официальную педагогическую идеоло­гию.

В первых документах Советской власти о народном образовании бы­ли поставлены задачи коренного изменения методов обучения, в каче­стве одного из основных стали пропагандировать метод наглядного обучения, в целях разработки проблем которого Наркомпрос создает специальные научно-методические учреждения. Большое значение придается дальнейшему развитию экскурсий. Так, при разработке принципов единой трудовой школы летом 1918 года отдел реформы школы Наркомпроса предлагал, чтобы школьники занимались семь дней в неделю, но из них два дня должны быть отданы под экскурсии.

В конце 1918 года в бюллетене Московского областного отдела на­родного образования под названием «Трудовая школа» были изложе­ны задачи и схематический план занятий в школе 1-й ступени. От школытребовалось организовать участие детей в исследовании раз­личныхявлений окружающей жизни. В этом процессе они должны былиусваивать определенный круг знаний. Материал располагался следующим образом: 1) твой дом, семья; 2) дом, школа, двор, улица, город (деревня); 3) город (деревня) и окружающие географические ландшафты: луг, поле, лес, болото и др.; 4) знакомство с уездом (гу­бернией). Изучение родного языка и математики в школе 1-й ступе­ни также предлагалось проводить в органической связи с изучением окружающего мира, не выделяя «самодовлеющих предметов».

В целях реализации задач по наглядному обучению, организации экскурсий, урегулирования приема школьников и помощи им, На­родный Комиссариат Просвещения РСФСР по предложению Н.К.Крупской в декабре 1918 года организовал в Москве Централь­ное бюро школьных экскурсий. Таким образом было положено нача­ло создания государственной системы детско-юношеского туризма.

По поручению наркома просвещения А.В.Луначарского в этом же году для учителей Северной области организованы в г. Павловске курсы по естествознанию с большим числом экскурсий.

Летом 1920 года была проведена одна из первых дальних школь­ных экскурсий, организованная молодым учителем А.А.Коленкиным из сельской школы Тамбовской губернии. Коленкин выхлопо­тал в Наркомпросе разрешение на отдельный товарный вагон, полу­чил продуктовые карточки, а также специальный мандат. В нем го­ворилось: «Народный Комиссариат просвещения РСФСР просит местные советские власти, Армию и ЧК оказывать коммунистическому отряду детей-путешественников во главе с А.А.Коленкиным всяче­ское содействие, не считать спекулянтами и мешочниками, обеспе­чивать продуктами и одеждой, помогать в транспорте...». Из полоте­нец и веревок сделали ребята заплечные мешки, соорудили носилки для переноски вещей, организовали целую мастерскую по изготовле­нию обуви на веревочной подошве. Деньги заработали сами: был по­ставлен школьной агитбригадой спектакль «Скованный Прометей» Эсхила. В воскресенье на базаре провели лотерею, это помогло до­быть еще немного денег. Все члены группы получили какое-либо за­дание: одни ведали хозяйством, другие - ремонтом обуви, третьи - редактировали походный журнал и печатали отчеты об экспедиции на гектографе. Была избрана специальная комиссия по сбору и при­обретению экспонатов для местного музея.

Серьезно использовал туризм в своей работе известный советский педагог С.Т.Шацкий (1878-1934 гг.). В 1920-е годы по его инициати­ве Наркомпросом была создана первая опытная станция по народно­му образованию, руководителем которой он и был назначен. Здесь, реализуя свою идею о том, что школа должна быть не просто учеб­ным заведением, но центром, «организующим детскую жизнь», и что сама жизнь, творящаяся за рамками школьного учебного процес­са, является «наглядным пособием» в этом самом педагогическом процессе, он включает в воспитательную работу туризм.

Туристско-краеведческая деятельность за период 1918-1928 гг. была сосредоточена во внешкольных организациях и проводилась в форме экскурсий и многодневных (6-10 дней) путешествий - «коче­вок», как их называли в то время. Главной тематикой походов было изучение сельскохозяйственного труда и кустарных промыслов близлежащих районов.

Положительно повлияла на туристско-краеведческую деятель­ность в 20-е гг. ориентация советской школы на всестороннее разви­тие личности школьника. Этому способствовали введенные в школу комплексные программы, в которых ставились задачи связи обуче­ния и воспитания с жизнью. Эти задачи также рассматривались в «Положении о единой трудовой школе РСФСР» и в декларации «Ос­новные принципы единой трудовой школы». Нарком просвещения А.А. Луначарский, оценивая значение школьного туризма, подчер­кивал, что советская школа должна вносить определенный вклад во «всенародное научное обследование нашей страны».

В 1927 г. был объявлен конкурс на лучшую школу 1-й ступени. В числе трех школ, получивших первую премию, была и Чебаковская школа Ярославской губернии, особенностью опыта которой, по за­ключению конкурсной комиссии, было широкое развертывание кра­еведческой работы с учащимися. В сентябре 1927 г. Наркомпрос РСФСР в директиве «Об усилении экскурсионной работы среди детей и подростков» высоко оценивал значимость этой работы. В том же году Коллегией Наркомпроса РСФСР было утверждено положение о Центральной опытной экскур­сионной базе, в котором говорилось, что база является опытно-иссле­довательским учреждением, в задачи которого входит разработка экскурсионного дела в системе воспитания.

В 1930 г. состоялась Всесоюзная конференция по вопросам туристско-экскурсионной деятельности со школьниками, на которой про­исходил обмен опытом работы, а также рассматривались вопросы внешкольных экскурсий и детского туризма в связи с решением за­дач пятилетки.

В сентябре 1931 г. Президиум Центрального бюро детских комму­нистических организаций ЦК ВЛКСМ обсудил вопрос о состоянии и задачах экскурсионно-туристской работы среди детей. В принятом постановлении констатировалось неудовлетворительное состояние экскурсионно-туристской работы в пионерских отрядах и школах. Указывалось, что «экскурсии, являясь средством комвоспитания, должны войти во всю систему работы пионеротрядов как один из наиболее красочных приемов общественно-политической и культур­но-массовой работы». Президиум признал необходимым «провести решительную борьбу с недооценкой этой работы, бесплановостью и ставкой на самотек». Главной базой для развертывания экскурсион­но-туристской работы среди детей признавался пионеротряд и шко­ла, а основной формой работы - местные экскурсии с включением ту­ристских элементов и дальние экскурсии на новостройки, в нацио­нальные области и пролетарские центры.

Коллегия Наркомпроса РСФСР в 1932 г. рассмотрела вопрос о со­стоянии экскурсионно-туристской работы с детьми и приняла поста­новление, в котором отмечалось, что эта деятельность является од­ним из наиболее актуальных и необходимых приемов в деле макси­мального повышения качества работы школы, общеобразовательной и политехнической подготовки детей. Ставилась задача каждой шко­ле, в соответствии с программами, включить в учебный план и распи­сание школы минимум проведения местных экскурсий.

Дальнейшему развитию туризма способствовало постановление ЦК ВКП (б) от 21 апреля 1932 г. «О работе пионерской организации», в котором указывалось на необходимость применения и расширения детского туризма как важного оздоровительного средства. С этой це­лью рекомендовалось «...наркомпросам союзных республик, комсо­молу и профсоюзам совместно с хозяйственными наркоматами и с привлечением добровольных спортивных обществ разработать план развертывания детских технических станций и экскурсионно-тури-стских баз, добиваясь того, чтобы в каждом районе имелась мини­мум одна станция или одна экскурсионно-туристская база».

В 1940 году Академия наук СССР обратилась к школьникам Совет­ского Союза с призывом взяться за изучение малых рек, бы­ли объявлены два всероссийских похода: по историческим местам Гражданской войны и по малым рекам.. Участники экспедиций про­водили описание рек и прибрежной полосы, измеряли глубину, ши­рину и скорость течения, описывали геологические обнажения, со­бирали коллекции полезных ископаемых, флоры, фауны, вели ме­теорологические наблюдения.

В декабре 1940 г. Коллегия Наркомпроса вынесла решение о прове­дении в 1941 г. Всероссийской туристской экспедиции пионеров и школьников по изучению своего края, вменив в обязанность всем шко­лам и отделам народного образования подготовить группы ее участни­ков. Идея экспедиции была поддержана Академией наук, ЦК ВЛКСМ, научными и хозяйственными организациями. В экспедиционных от­рядах объединились около двух миллионов школьников.

Война помешала дальнейшему развитию экскурсионно-туристской работы с детьми. Перед детским туризмом в годы войны встали зада­чи военно-физической подготовки школьников, привития турист­ских навыков, имеющих оборонное значение, вовлечения школьни­ков в общественно полезную работу в помощь фронту: изыскание ме­стных природных хозяйственных ресурсов, сбор лекарственного сы­рья, помощь школам в освобожденных от фашистов районах, сбор исторических данных о Великой Отечественной войне, биографиче­ских данных о героях. Станциями юных туристов организуются ла­геря бивуачного типа, основной целью деятельности которых был сбор дикорастущих полезных растений, и в первую очередь лекарст­венных трав, грибов и ягод в помощь фронту. Московская городская ДЭТС в 1942 году организовала 64 лагеря, где провели каникулы 9650 школьников. Они собрали и сдали на заготовительные пункты 54 тонны грибов, 12,5 тонн щавеля, 12 тонн крапивы, 6 тонн рябины и 11 тонн лекарственных трав. Помимо этого организовывались по­ходы по местам боев, во время которых школьники собирали матери­алы о боевых эпизодах, записывали биографические данные героев. Ребята работали также на колхозных и совхозных полях, помогали семьям фронтовиков, инвалидов войны.

1950-е годы для детского туризма были годами массового распро­странения и бурного развития. Это связано, главным образом, с при­ходом в школы бывших фронтовиков, которые стали организовы­вать походы и экскурсии по местам сражений Великой Отечествен­ной, приобщать воспитанников к подвигам народа. Всюду по просто­рам Родины тянулись цепочки пеших туристов, колесили по дорогам велотуристы, водники преодолевали речные преграды на байдарках, лодках и плотах, группы школьников отправлялись штурмовать горные хребты и перевалы.

Развитию туризма с активными средствами передвижения способ­ствовало включение туризма в единую Всесоюзную спортивную классификацию (1949 г.), установление разрядных спортивных нор­мативов (в том числе и юношеских разрядов) по туризму.

В эти годы возникли в стране школьные туристские лагеря. Система работы таких лагерей в те годы и позже строилась на со­четании походов с сельскохозяйственным трудом в помощь колхозам и совхозам: один отряд уходил на неделю в поход, а остальные работа­ли на полях, затем в поход уходил другой отряд. Эти лагеря действова­ли все лето, группы успевали побывать в 3-4-х местных и дальних по­ходах. В конце пятидесятых - начале шестидесятых годов организа­ция школьных турлагерей достигла своего пика. В 1960-х годах количество турлаге­рей стало сокращаться - под давлением партийных органов школы были обязаны создавать трудовые (колхозные) лагеря, которые вскоре получили официальный статус лагерей труда и отдыха (ЛТО).

В 1954 г. ЦК ВЛКСМ утвер­ждает новый значок - «Юный турист» - для поощрения школьников, регулярно участвующих в турпохо­дах.

Все эти меры положительно сказались на развитии школьного ту­ризма. 1951-1955 годы для советского детского туризма были перио­дом его массового распространения и развития, когда руководители органов народного образования и директора школ обратили на него пристальное внимание.

24 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принял закон «Об укре­плении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы об­разования в СССР». В реализации этого закона немалую роль долж­на была сыграть и туристско-краеведческая деятельность учащихся. В 1959 г. были утверждены новые учебные планы и программы. В них говорилось, что программа по географии обеспечивает краевед­ческий подход при изучении начального курса физической геогра­фии и экономической географии СССР, уделяет большое внимание проведению практических занятий на местности. Перед начальной школой была поставлена задача воспитывающего обучения и разви­тия детей в процессе формирования нравственных качеств личности.

В 1960 г. Министерство просвещения РСФСР и Центральный ко­митет ВЛКСМ утвердили положение об областных, краевых, респуб­ликанских детских экскурсионно-туристских станциях, в котором были определены цели, задачи и сфера их деятельности. На станции возлагалась обязанность совместно с институтами усовершенствова­ния учителей, Дворцами и Домами пионеров проводить семинары, подготовку турорганизаторов, совещания, учебные походы, конфе­ренции, консультации для пионервожатых, учителей, руководите­лей туристских кружков.

В программе «Ориентир», вышедшей в 1968 г. было определено со­держание туристских умений и навыков по возрастным группам начиная с 9 лет. Про­грамма также содержала нормативные и разрядные требования по сдаче норм на значок «Юный турист», «Турист СССР». Особый упор в ней делался на организацию школьных кружков туристско-краеведческого характера, руководить которыми могли учителя, имеющие опыт участия в походах. Для осуществления отдельных сложных мероприятий программа реко­мендовала приглашать специалистов.

В 1960-е годы берет свое начало Всесоюзный поход «Дорогой славы отцов». Около 3 млн. человек приняли в нем участие. Молодые пат­риоты сооружали памятники павшим героям, приводили в порядок места захоронений, устанавливали имена тех, кто погребен в брат­ских могилах, писали летопись боевых дел воинских соединений, по­могали в поиске пропавших без вести. Первый Всесоюзный слет участников похода - комсомольцев и молодежи по местам революцион­ной, боевой и трудовой славы советского народа открылся 19 сентяб­ря 1965 г. в крепости-герое Бресте.

В 1970-е гг. продолжалось проведение Всесоюзных туристско-краеведческих экспедиций пионеров и школьников. В 1972 г. газета «Пионерская правда» и Центральная детская экскурсионно-туристская станция Министерства просвещения СССР объявили положение о Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина - СССР», в каждом этапе которой участво­вало от 14 до 16 млн. учащихся. Сущностью экспедиции было выпол­нение во время туристских походов и экскурсий различных краевед­ческих, поисковых, собирательских заданий. Экспедиция объедини­ла в стране всю туристско-краеведческую работу среди учащихся. Итоги этой работы подводились регулярно на местных слетах-конфе­ренциях и раз в три года - на Всесоюзных слетах по итогам каждого этапа экспедиции.

В результате активизации туристско-краеведческой работы в шко­лах создавались краеведческие кружки и музеи, роль которых в учебно-воспитательной работе с учащимися значительно возросла. Собранный туристами и краеведами материал широко использовал­ся учителями на уроках истории и обществоведения, литературы, географии, биологии, Залы Музеев стали местом торжественных пи­онерских линеек, комсомольских собраний, встреч с ветеранами, те­матических конференций.

Учащиеся ряда школ принимали активное участие в массовых гео­логических походах, производили поиск новых месторождений по­лезных ископаемых и местных строительных материалов, а также обследовали водные ресурсы, помогали в закладке новых садов, ягодников, парков, оберегали исторические памятники.

Другим важным мероприятием детского туризма в 1970-80-е гг. был Всесоюзный слет-соревнование пионеров и школьников, кото­рый проводился раз в три года в пять этапов: от походов и слетов об­щеобразовательных школ, районных, городских, областных, крае­вых и республиканских слетов-соревнований до финала - Всесоюзно­го слета-соревнования школ. Слеты-соревнования активизировали спортивный туризм в школе. Однако идея ступенчатого, поэтапного прохождения слетов-соревнований - от внутришкольных до всесоюз­ного - не везде выдерживалась. Некоторые республиканские стан­ции заранее назначали школы, которые в течение 2-3 лет готовились к всесоюзному слету.

До распада СССР было проведено семь Всесоюзных соревнований юных туристов:

1973 г. - Карпаты (г. Сколе Львовской обл.)

1976 г. - Белоруссия, Полоцкий р-н Витебской обл.

1979 г. - Башкирия, г. Белорецк

1982 г. - Азербайджан, Кубинский район

1985 г. - Карпаты (г. Сколе Львовской обл.)

1988 г. - Таджикистан

1991 г. - Приморский край, п/л «Океан»

Таким образом, перед потребителями туризма все четче вырисовыва­лась альтернатива: либо купить путевку на турбазу и путешествовать по «плану», либо создавать самодеятельную группу и полагаться на свои силы, самим себе обеспечивать все необходимое для путешествия.

Детский туризм всегда был и остается в ведении органов народного образования. По признаку отношения производства и потребления ту­ристских услуг он, в основном, является самодеятельным. Однако со временем в школу все больше стал внедряться плановый (коммерче­ский) туризм. При этом своих собственных организационных струк­тур для оказания школьникам туристских услуг (бесплатных или коммерческих) система народного образования фактически не имела.

В 1972 г. Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС опубликовал «Правила организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории СССР». Их выпол­нение являлось обязательным для всех организаций и туристов, при­нимающих участие в походах и путешествиях. Организация и прове­дение походов и путешествий с учащимися общеобразовательных школ регламентировалась также инструкцией Министерства просве­щения СССР, введенной в 1974 г. Этот важный документ в значи­тельной степени содействовал упорядочению школьного туризма.

Важнейшим событием явилось включение туризма с 1972 г. в сис­тему Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО. Нормативом для школьников явился поход на один-два дня.

Документами школьный туризм и краеведение признаются (хотя бы теоретически) наиболее комплексной формой педагогического воздействия, важнейшим и заслуживающим повсеместного приме­нения видом детской внеурочной деятельности.

Самым существенным элементом единых требований было установ­ление количественной нормы туризма по классам, а именно - 2 похода в год каждому классу с 4-го по 10-й, в том числе один двухдневный по­ход с ночлегом в полевых условиях с учащимися 6-10-х классов.

В целом можно констатировать, что туристско-краеведческая рабо­та с учащимися за 50 лет (с 1930-х по 80-е годы) стала важным эле­ментом воспитательной работы во многих школах страны.

В 1960-х годах в недрах туризма зародился и стал бурно развивать­ся новый вид спорта - ориентирование на местности (теперь - спор­тивное ориентирование). В программы туристских слетов всех мас­штабов стали включать как зачетные виды лично-командные сорев­нования по ориентированию, но уже в середине шестидесятых годов такие соревнования стали проводиться и отдельно. Спортивное ори­ентирование постепенно приобретало самостоятельность и все боль­ше дистанцировалось от туризма. Оно отняло у «родителя» - туриз­ма - много средств и сил, произошел значительный отток кадров от туризма в спортивное ориентирование.

Суммируя содержание документов, нужно отметить следую­щие рекомендации в адрес школы и других учреждений системы об­разования, которым предложено:

- полнее использовать возможности туризма и экскурсий в учебно-воспитательном процессе, уделить особое внимание развитию туриз­ма с активными способами передвижения, регулярно проводить с учащимися походы, в каждой школе создать туристские кружки;

- всем территориальным органам народного образования разрабо­тать планы по развитию детского самодеятельного туризма;

- исполнительным органам власти обеспечить помещениями СЮ-Тур и пункты проката туристского снаряжения;

- ежегодно предусматривать в сметах школ, внешкольных учреж­дений, педагогических учебных заведений средства на приобретение и ремонт туристского снаряжения, аренду автотранспорта;

- расширить туристскую подготовку студентов и учащихся педаго­гических учебных заведений на отделениях туризма и краеведения факультетов общественных профессий; включать в учебные планы курсов в системе ИУУ вопросы организации и методики туристско-краеведческой работы со школьниками.

Период с 1991года в истории детского туризма, как и в истории всей страны, очень сложный. Ломаются привычные устои, идет пересмотр ценностей, на систему образования перестают выделять даже те не­большие средства, которых не хватало и в советское время. Нацио­нальные конфликты в ряде регионов, обострение криминогенной обстановки, социальная незащищенность педагогов, обнищание боль­шей части общества сказывается и на состоянии туристско-краеведче­ской работы. В этот сложный период, когда государство фактически устраняется от вопросов воспитания детей, на повестку дня ставятся вопросы выживания в новой ситуации, сохранения традиций, систе­мы, необходимой детям, родителям, народному образованию.

Заинтересованность общества в сохранении системы туристско-краеведческой работы с детьми подтверждается тем, что в течение 1990-х годов, когда распались мощнейшие структуры (самодеятель­ный туризм, система Центрального совета по туризму и экскурсиям), в России сеть станций юных туристов увеличилась более чем в два раза за счет создания районных и городских учреждений, и их коли­чество в 1996г. составило более четырехсот.

За счет роста количества туристско-краеведческих кружков на ба­зе школ, организуемых учреждениями дополнительного образова­ния, когда учителя становятся по совместительству педагогами до­полнительного образования, статистические показатели занимаю­щихся в школьных туристско-краеведческих объединениях более или менее благополучны. Они, конечно, мало отражают существую­щую действительность, так как спад туристско-краеведческой дея­тельности в школе виден невооруженным глазом. Застопорилось са­моразвитие туризма. Оказываются исчерпанными кадры тех учите­лей, которые готовы отдаться полностью туризму. Учитель уходит в плановый экскурсионный туризм, а ученик - в самовольный. Падает количество организованных походов, растет число самовольных (без взрослых). Да и как может быть иначе, ведь ситуация общего ухуд­шения характерна для всей системы образования.

Ретроспективный анализ развития детского туризма в стране пока­зывает, что на всем протяжении развития российской и советской школы туристско-краеведческая деятельность учащихся рассматри­вается как одно из эффективных средств воспитания. Это нашло от­ражение, как в практике, так и в исследовании научных проблем.

Нельзя дать однозначно положительную оценку развитию в стране школьного туризма: повсеместного распространения он не получил и не дал тех педагогических результатов, которые мог бы дать.

С начала XXI века, когда на фоне отсутствия идейных ориентиров, безнадзорности огромного количества детей и подростков государст­во начинает проявлять внимание к воспитанию, к положению детей в обществе, намечается улучшение ситуации и в сфере детского ту­ризма.