Я лекция


Летоисчисление в истории России.

Юлианский календарь (до 24.01/1918).

Летоисчисление с Сотворения Мира (до 01.01/1700).

Летоисчисление от Рождества Христова (с 01.01/1700).

Грегорианский календарь (с 24.01/1918).

СТРУКТУРА, ИСТОЧНИКИ И МЕТОДЫ ИСТОРИИ

Структура исторической науки

Основные исторические науки:

всеобщая история;

отечественная история;

археология;

история международных отношений;

историческая антропология;

историческая этнология и этнография;

история науки и техники;

по историческим эпохам;

по истории отдельных стран;
по сферам общественной жизни;
по уровням научного познания:

фактологическая (эмпирическая) история,
теоретическая история,
аналитическая история;

Вспомогательные исторические науки:

историческая методология,

историческая библиография,

историография,

источниковедение,

историософия,

геральдика,

нумизматика,

фрагистика,

берестология,

филателистика,

ономастика и т. д.

 

Исторические источники – все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальную деятельность человека. Все исторические источники можно разделить на группы:

1) письменные источники (эпиграфические памятники, т. е. древние надписи на камне, металле, керамике и проч., граффити – тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде, берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.);

2) вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т. д.);

3) этнографические памятники – сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов;

4) фольклорные материалы – памятники устного народного творчества (предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т. д.);

5) лингвистические памятники (географические названия, личные имена и т. д.);

6) кинофотодокументы.

Принцип историзма – способ изучения явлений в их возникновении и развитии, в их связи с конкретными условиями. Следование данному принципу означает рассмотрение исторических явлений в саморазвитии, то есть помогает установить причины их зарождения, выявить качественные изменения на различных этапах, понять, во что превратилось данное явление в ходе диалектического развития. Это дает возможность изучить любое явление с момента возникновения и проследить весь процесс его развития в исторической ретроспективе.

 

Методы исторического исследования

Сравнительно-исторический (историко-сравнительный) метод – проведение необходимых сравнений различных исторических концепций с целью выявления их общих черт, особенностей, самобытности и степени заимствования.

Хронологический метод – анализ исторического процесса в хронологической последовательности, что позволяет вскрыть закономерности накопления и углубления исторических знаний.

Проблемно-хронологический метод – расчленение более или менее широкой исторической темы на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности.

Метод периодизации – выделение отдельных этапов в развитии исторической науки с целью обнаружения ведущих направлений научной мысли, выявления новых элементов в её структуре.

Метод ретроспективного (возвратного) анализа (исторической ретроспективы) – изучение исторического процесса от совершенности к прошлому с целью выявления элементов, строго сохранившегося в наши дни знания, проверить выводы прежних исторических исследований данным современной науки.

Метод перспективного анализа – определение перспективы развития исторического процесса на основе анализа достигнутого современной наукой уровня и при использовании знания исторических закономерностей.

Историко-генетический метод – последовательное раскрытие причинно-следственных связей изучаемой реальности в процессе её исторического движения, последовательно от единичного к особенному, а затем – к общему и всеобщему.

Историко-типологический метод – выявление того единого, которое было присуще многообразию тех или иных сочетаний индивидуального (единичного) в историческом процессе, формирование исторических типологий.

Историко-системный метод – определение изучаемой исторической реальности как цельной системы, а также раскрытие внутренних механизмов функционирования исторических общественных систем, исходя из единства в общественно-историческом развитии единичного, особенного и общего.

Нарративный (описательный) метод – систематизация и анализ нарратива – повествовательных исторических источников и произведений (летописей, хроников, исторических повестей и др.); они передают исторические события в том виде, как они преломились в сознании их авторов, – в них исторические события нередко искажены, но, в то же время, они дают связный рассказ об исторических событиях.

Дискрептивные (отдельный, раздельный) методы – описание отдельных исторических явлений, объектов, исходя из представления о существовании самозамкнутых единиц, на которые распадается исторический процесс.

Исторический эксперимент – проверка исторических фактов на практике путём создания идентичной им ситуации.