Тула 2010 г. 20 страница


Классическим же примером реформистского пути является упоминавшийся нами «новый курс» правительства Ф.Д.Рузвельта. «Новый курс» означал признание необходимым определенное участие государства в регулировании экономических отношении, проведение государством активной социальной политики. Рузвельт выступил за определенное ограничение власти монополий, перераспределение материальных благ через систему налогов и государственных социальных программ в пользу бедных слоев общества.

Среди экономических мер на первом месте для Рузвельта стояла проблема финансовой стабилизации. С этой целью был создан Резервный валютный фонд, уцелевшим в ходе кризиса банкам был выдан целевой кредит, все финансовые операции Резервного валютного фонда государство взяло под свою гарантию, был наложен запрет на биржевые финансовые спекуляции. Таким образом, закреплялся финансовый контроль и контроль за сферой обращения со стороны государства.

В области промышленности государство установило контроль над объемом производства, ценами, трудовыми отношениями, применялось принудительное укрупнение предприятий — картелирование, вводился государственный арбитраж. В области социальной политики правительство устанавливало продолжительность трудового дня, легализировало деятельность профсоюзов: профсоюзы получили право юридического лица. Широко оказывалась помощь безработным. В целях поднятия уровня занятости развивалась сеть общественных работ, в особенности дорожное строительство.

В аграрном секторе экономики 1) погашалась фермерская задолженность в форме списания долгов, либо растягивания их уплаты на долгие годы; 2) производился плановый подъем цен на сельскохозяйственную продукцию за счет снижения объемов производства. Государство стимулировало это снижение за счет дотаций. Реализация всех этих мер стабилизировало экономику США и, благодаря реформам она вышла из кризиса.

Во второй половине XX века в западных странах довольно сильно изменились отношения собственности. Это было продолжением всё того же реформистского пути общественных преобразований. Широко распространились коллективные формы владения частной собственностью, особенно акционерные общества. Широкое акционирование предприятий за счет продажи акций мелким вкладчикам, в том числе рабочим и служащим этих предприятий привело к сглаживанию социально-классовой дифференциации общества.

В политической сфере это имело следствием то, что доминирующее положение занял «средний класс», заинтересованный в социальной стабильности общества, в сохранении демократии и незыблемости прав личности. Говорят даже о развитии новых форм демократии. Возникает масса «некоммерческих организаций» гражданского общества (НКО), многие из них как международные организации. Большую популярность приобретает социал-демократическая идеология реформистского социализма. На базе её программ осуществляется строительство моделей «шведского» социализма, «германского» социализма и др., поддержанных социал-демократами.


Лекция 18. Россия в начале XX века.

План

1. Россия в конце 90- х - начале 900-х гг.

2. Первая революция в России. Опыт российского парламентаризма.

3. Столыпин и его реформы.

 

Литература

История России. Под ред. М.Н Зуева. - М., 1998г.

История России. Под ред. Самыгина П.С. – Ростов-на-Дону, 2002.

Россия и мир. Под ред. Данилова А.А. – М., 1999.

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М., 2002.

 

Источники:

Аврех А.П. Петр Аркадьевич Столыпин и судьбы реформ в России. - М., 1991г.

Айрапетов О.Р. Русская армия на сопках Манчжурии. //Вопросы истории. - №1, 2002.

Государственная Дума первого и второго созыва (от самодержавия к конституционно-парламентской монархии). – М., 2001. _

Коновалов О.В. Чернов В.М. и аграрная программа партии социалистов- революционеров. //Отечественная история. - №2, 2002.

Кравец И.А. Конституционализм и российская государственность в начале XX века. – М., 2000.

Петр Аркадьевич Столыпин. Нам нужна великая Россия. – М., 1991.

 

1.Российская империя в начале XX века представляла собой абсолютную самодержавную монархию, в которой вся полнота власти принадлежала царю-императору. Герб - двуглавый орел с царскими регалиями, флаг - полотнище бело-сине-красного цвета, государственный гимн - «Боже, царя храни». Царь обязательно должен быть православным.

Главным совещательным органом при царе был Государственный совет, все члены которого назначались императором. Органы управления - Священный Синод (дела церкви) и министерства: иностранных дел, путей сообщения, народного просвещения, юстиции, военное, морское, внутренних дел, государственных имуществ, двора. Руководил ими Комитет (с 1905 г. - Совет) министров. Высшие государственные должности занимали представители поместного дворянства. Губерниями руководили губернаторы, наделенные огромными полномочиями. За правопорядком следила полиция. Политическое следствие проводила жандармерия. В начале XX в. возникли розыскные отделения («охранка» ), в которых состояли агенты наблюдения, негласные агенты, провокаторы. Россия была разделена на 97 губерний, по 10 - 15 уездов. Органами местного самоуправления являлись земства, возникшие в 70-е годы XIX в. Земства ведали ремонтом дорог, медициной, просвещением, статистикой и т. п. Земства были важным общественным институтом страны, через него общество оказывало влияние на систему управления страной.

К началу XX века Российская империя по территории занимала второе место в мире, уступая только Британской империи. Население России в 1897 г. составляло 125 млн. человек, но плотность населения была очень низкой и неравномерной: 72% жителей проживали в европейской части страны, а на огромной территории Сибири - 5%. В городах проживало 14% населения, тогда как в Англии - 78%, а в Германии 57%. Лишь Москва и Петербург имели более 1 млн. жителей. Смертность населения в России была одной из самых высоких в Европе. Доход на душу населения в 1900 г. составлял 63 рубля в год, для сравнения: в Балканских странах - 101 рубль, в Германии - 184, в Англии - 273, в США -346 рублей. По переписи 1897 г., население страны следующим образом разделялось по сословиям: дворяне, чиновники - 1млн. 8.50 тысяч человек; купцы - 280 тысяч человек; духовенство - 590 тысяч человек; мещане - 13,5 млн. человек; крестьяне - 97 млн. человек; казаки - 3 млн. человек; инородцы - 8 млн. человек.

Экономическое развитие России в начале XX века имело свои особенности:

> во-первых, быстрое развитие капитализма началось в России только после отмены крепостного права в 1861 г.;

> во-вторых, Россия была среднеразвитой страной «второго эшелона» капитализма. Страны «первого эшелона» вступили в эпоху капитализма в XVII - XVIII вв., а Россия - в середине XIX в. Стремление догнать передовые страны обусловило более высокие темпы её экономического развития;

> в-третьих, важным отличием экономики России было сохранение её многоукладности: от натурального хозяйства до крупных монополий;

> в-четвёртых, российская буржуазия не имела политической власти, находилась в оппозиции самодержавию, которое тормозило экономический прогресс страны;

> в-пятых, огромную роль в экономике России играли государственный сектор (казенные заводы, которые были исключены из сферы рыночных отношений) и иностранный капитал;

> в-шестых, неравномерность экономического развития как по регионам, так и по отраслям.

На рубеже XIX - XX вв. в России происходит формирование социалистических партий. Их становлению и развитию способствовало распространение идей К. Маркса среди интеллигенции и передовых рабочих. Первые кружки по изучению и распространению произведений К. Маркса и Ф. Энгельса появились в России уже в 80-х годах XIX в. Русские марксисты мечтали о революции и связывали будущее России только с социализмом. По мере роста рабочего движения социал-демократические кружки возникали в десятках городов. В 1898 году в Минске состоялся первый съезд РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии). На съезде присутствовало 9 делегатов. Вскоре они были арестованы, и съезд не мог принять программу. Оформление партии и принятие программы произошло на втором съезде РСДРП в 1903 году. Программа состояла из двух частей:

> программа-минимум предусматривала задачи буржуазно-демократической революции: свержение самодержавия и установление республики, политические свободы, право наций на самоопределение, отмену выкупных платежей, 8-часовой рабочий день, отмену штрафов и др.;

> программа-максимум ставила задачи: победа социалистической революции, установление диктатуры пролетариата, построение социалистического общества.

На съезде развернулись споры при обсуждении пункта Устава о членстве в партии, в результате чего произошел раскол. После выборов в центральные органы сторонники Ленина получили большинство голосов и стали называться большевиками, а их противники (Мартов, Плеханов) - меньшевиками. Большевистская партия строилась на основе демократического централизма (подчинение меньшинства большинству), была непримирима ко всем другим социалистическим течениям, признавала в социалистическом обществе господство марксистской идеологии и однопартийную систему. Меньшевики рассчитывали на союз пролетариата с либеральными партиями, стояли за многопартийность.

В 1901 - 1902 гг. оформилась революционно-демократическая партия «социалистов-революционеров» (ПСР) - эсеров. Социальная база эсеров - зажиточные слои города и деревни, интеллигенция, молодежь. Их общественный идеал - уничтожение капиталистической собственности и создание общинного социализма. Достичь этого они предлагали через передачу земли крестьянским общинам и раздел её по едокам. Лидером партии был В.М. Чернов. Тактикой борьбы эсеры избрали индивидуальный террор, так как считали, что он оказывает агитационное воздействие на массы, подталкивает их к активным действиям. В 1901 году была создана террористическая «Боевая организация ПСР», во главе которой стоял агент царской охранки Евно Азеф. Эсеры-террористы убили министров внутренних дел Д. С. Сипягина и В. К. Плеве.

Одним из важнейших и трагических событий данного периода является русско-японская война. Ситуация, возникшая на Дальнем Востоке, требовала от России активных действий. Китай, ослабленный затяжным кризисом, приковывал к себе корыстное внимание всех крупных участников мировой политики: Великобританию, Францию, Германию, США, Японию, Россию. Шла ожесточенная борьба за раздел сфер влияния в Китае. Япония в 1894 г. ввела войска в Корею, вступила в войну с Китаем, навязала ему унизительные условия мира (частично они были пересмотрены под давлением России, Франции и Германии). Россия в 1891 г. начала строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, рассматривая его как начало энергичного освоения своих сибирских и дальневосточных окраин. В 1896 г. Китай предоставил России концессию на строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). В 1898 г. Россия добилась права аренды южной части Ляодунского полуострова с крепостью-портом Порт-Артур и портом Дальний. Боксерское восстание в Китае дало повод иностранным державам открыто вмешаться во внутренние китайские дела. Россия ввела войска в Маньчжурию и, несмотря на протесты Японии, заручившейся поддержкой Германии и Великобритании, отказывалась их выводить (хотя российско-японский договор предусматривал вывод войск к осени 1904 г.). Япония, в свою очередь, навязывала России неприемлемые для нее условия соглашения по Корее. Дело шло к открытому столкновению. В руководящих кругах России сложились две группировки. Первая, во главе со статс-секретарем Николая II А. М. Безобразовым, выступала за аннексию Маньчжурии и Кореи в пользу России. За войну выступал и министр внутренних дел В. К. Плеве, полагавший, что «маленькая победоносная война «отвлечет общество от революционных настроений. Вторая группировка, возглавляемая министром финансов С. Ю. Витте, войну с Японией считала авантюрой и выдвигала планы мирного экономического проникновения на Дальний Восток. Верх взяла «безобразовская клика».

Ход военных действий. На суше русские войска во главе с бездарным Куропаткиным потерпели поражения в сражениях у Лаояна (август 1904), у реки Шахе (октябрь 1904), под Мукденом (февраль 1905). Во всех сражениях численное превосходство было за русскими армиями. Японцы оказывались сильнее в военно-техническом отношении, их генералы лучше владели искусством современной войны. В декабре пал Порт-Артур, осажденный в июле, - он был предательски сдан невежественным и трусливым генералом А. М. Стесселем. Во время его осады погиб талантливый генерал Кондратенко. На море военная ситуация складывалась для России столь же трагически. 31 марта 1904 года на мине подорвался флагман русского флота «Петропавловск». Погиб выдающийся флотоводец С. О. Макаров. В Цусимском сражении (май 1905) погибла направленная из Балтийского моря вторая русская эскадра. Японский флот превосходил русский по числу кораблей, вооружению, быстроте хода, маневренности.

Причины поражения России: неподготовленность высшего руководства к войне, военно-техническое отставание, бездарное командование, растянутость коммуникаций, удаленность театра военных действий; внешнеполитическая изоляция (Россию не поддержало не одно крупное государство, опасавшееся ее усиления на Дальнем Востоке).

Итоги и последствия войны. Мирный договор был подписан в Портсмуте, в США, которые выступили посредниками на переговорах. Россия уступила Японии Южный Сахалин и Порт-Артур, признала Корею зоной японских интересов, но благодаря личным заслугам С. Ю. Витте избежала уплаты контрибуции. Авторитет власти в глазах общественности был подорван катастрофически. Усилились оппозиционные и революционные настроения. Война, воспринятая как национальный позор, унесшая десятки тысяч человеческих жизней, сыграла свою роль в развитии революции 1905 -1907 годов.

2.Революция 1905 года вызревала в течение долгого времени, в основе ее лежали глубинные экономические и социально-политические причины. Основной из этих причин являлось сохранение феодально-крепостнических пережитков, которые тормозили быстрое развитие страны. Конкретно это выражалось в следующих противоречиях: между потребностью развития капитализма и феодальными пережитками; между крестьянами и помещиками; между царизмом и народами России; между самодержавием и формирующимся гражданским обществом. В начале XX века Россия осталась единственной крупной капиталистической страной, в которой не было парламента, легальных политических партий, политических и гражданских свобод.

По характеру революция 1905 года была буржуазно-демократической. Основными ее задачами были: свержение самодержавия или, в крайнем случае, установление конституционной монархии, решение аграрного и национального вопросов, ликвидация феодально-крепостнических пережитков.

Основными социальными силами революции были рабочие, крестьяне, мелкая буржуазия. Руководящей силой был рабочий класс, который в своей борьбе использовал различные средства - демонстрации, стачки, перерастающие в вооруженные восстания.

Основные этапы и события революции 1905 - 1907 гг.

• 9 января 1905 года - «Кровавое воскресенье» (более тысячи человек были расстреляны, около пяти тысяч получили ранения);

• весна - лето 1905 года - усиление рабочего движения (в первомайских стачках приняло участие до 600 тысяч человек), создание Советов рабочих депутатов, создание Всероссийского крестьянского союза, волнения в армии, восстание на броненосце «Потемкин» (июнь), «Манифест» царя об учреждении законосовещательной (без права принимать законы) Государственной думы;

• осень 1905 года - революционное движение достигло высшей точки; 17 октября издан Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», по которому было обещано: созвать законодательную Государственную думу, предоставить населению демократические свободы (слова, собраний, печати, совести), ввести всеобщее избирательное право;

• в начале декабря 1905 года по решению Московского комитета РСДРП началась стачка, которая к 10 декабря переросла в вооруженное восстание; центром борьбы стала Красная Пресня; из Петербурга был вызван гвардейский Семеновский полк; 19 декабря восстание по решению Московского Совета было прекращено;

• в 1906 - 1907 гг. наблюдались лишь отдельные вспышки рабочих, крестьянских и солдатских выступлений, но они очень быстро подавлялись; революция потерпела поражение.

Во время революции 1905 года образовалось несколько партий либеральной и монархической ориентации. 12 октября 1905 года открылся учредительный съезд Конституционно-демократической партии (кадеты) - первой легальной политической либеральной партии. Политический идеал кадетов - конституционное устройство страны на основе всеобщего избирательного права. Программа кадетов содержала следующие основные требования: разделение власти (законодательной, исполнительной и судебной); равенство всех перед законом; отмена смертной казни; свобода профсоюзов; право на стачки; 8-часовой рабочий день; представление части помещичьих земель безземельным крестьянам; коренные реформы местного самоуправления. Лидер партии - П. Милюков. Социальная опора кадетов - интеллигенция и либерально настроенное дворянство.

В конце октября 1905 года была создана правая партия «Союз 17 октября»; в нее вошли крупные промышленники, торговцы, банкиры. Лидер - А. Гучков. Программа октябристов содержала следующие требования: конституционная монархия, единая и неделимая Россия; всеобщее избирательное право, гражданские и политические права, неприкосновенность личности; продажа государственных земель крестьянам; бессословный независимый труд; подъем производительных сил страны.

Осенью 1905 года образовалась монархическая партия «Союз русского народа». Во главе стояли А. И. Дубровин и В. Пуришкевич. Основной целью партии была защита самодержавной монархии от революционных и иных посягательств. Методами достижения своих целей монархисты выбрали погромы. «Союз русского народа» создавал черносотенные организации типа «Союза Михаила Архангела», «Братство борьбы с крамолой».

Таким образом, все политические партии начала XX века в соответствии с их видением будущего России можно разделить на три наиболее крупные группы:

- социалистические - РСДРП, ПСР;

- либеральные - кадеты, октябристы;

- монархические - «Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела» и др.

После поражения декабрьского восстания 1905 г. многие в стране считали, что проблемы можно решить через Государственную думу - первый в истории представительный орган управления, парламент, высший законодательный орган, который также был наделен правом утверждать исполнительную власть - правительство. Избирательное право не было всеобщим и равным, существовали многостепенные выборы, возрастной ценз был равен 25 годам. Государственный совет был преобразован в высшую законодательную палату Думы; половина его членов назначалась царем. По новой редакции «Основных государственных законов Российской империи» от 24 апреля 1906 года определение императорской власти как неограниченной было устранено.

I Государственная дума открылась в конце апреля 1906 года в Зимнем дворце. Из 448 депутатских мест в Думе 179 принадлежали кадетам, 105 - беспартийным депутатам, 107 -» трудовикам» (фракция депутатов - крестьян и народнической интеллигенции). Черносотенцы в Думу не попали. Большевики и эсеры бойкотировали Думу, но Ленин позднее признал тактику бойкота ошибочной. Председателем был избран кадет С. А. Муромцев. I Государственная дума, начав свою работу 27 апреля, проработала 72 дня.

С первых же дней между ней и царским правительством обнаружились резкие противоречия по аграрному вопросу. Использовав Думское обращение к народу, в котором говорилось о разногласиях между Думой и правительством по крестьянскому вопросу, император манифестом от 9 июля распустил ее, обвинив предварительно в «разжигании смуты». Председателем Совета министров был назначен П. А. Столыпин. Правящие круги надеялись, что он сможет «успокоить» страну. В августе 1906 года были введены военно-полевые суды. Закрывались профсоюзы, преследовались революционные партии. Но царь не отказался от Манифеста 17 октября, поэтому было объявлено о созыве II Государственной думы на основе старого избирательного закона.

20 февраля 1907 года начала работу II Государственная дума. Она оказалась левее первой. Хотя главенствующее положение продолжали занимать кадеты, они потеряли 80 мест. Октябристы провели 42 депутата. Социал-демократы получили 65 мест, а всего левые партии завоевали 222 мандата (43%). В Думу были избраны также «черносотенцы» - 30 депутатов. Председателем Думы был избран кадет - Ф. А. Головин. В апреле 1907 года в Думе развернулись ожесточенные дебаты по двум вопросам: аграрной политике и принятию чрезвычайных мер против революционеров. Дума отказалась публично осудить революционный терроризм и, более того, 17 мая проголосовала против «незаконных действий» полиции. Становилось ясно, что II Дума не будет следовать намеченной Столыпиным программе. 1 июня Столыпин потребовал от Думы исключения 55 депутатов (социал-демократов) и лишения 16 из них парламентской неприкосновенности, обвиняя их в подготовке переворота. Не дожидаясь думского решения, Николай II объявил 3 июня о роспуске Думы и назначил очередной созыв на 1 ноября 1907 года. В манифесте также говорилось об изменении избирательного закона. Этот акт ознаменовал собой окончание революции.

Революция 1905 -1907 годов имела важные последствия для дальнейшего развития России. Несмотря на последовавший за разгоном II Думы период консерватизма во внутренней политике, революция была серьезным шагом на пути превращения России в буржуазную державу: революция подтолкнула царское правительство к либеральной политике в крестьянском вопросе; рожденные в ходе революции I и II Государственные Думы дали первые уроки буржуазного парламентаризма; революция способствовала становлению многопартийной системы; революция показала новую поднимающуюся социальную силу - пролетариат. Однако революция 1905 - 1907 годов не ликвидировала, а смягчила диспропорции социально-экономического и политического развития России. Более того, добавились новые противоречия: первые парламентские эксперименты были задушены авторитаризмом, и следующие Думы оказались в фарватере политики царя и его правительства; партийная система Российской империи страдала наличием популистско-террористических организаций как справа, так и слева при отсутствии четко организованного центра, что свидетельствовало о ее несовершенстве.

Все это позволяет считать революцию 1905 -1907 годов первым, но далеко не завершенным этапом становления в России новой системы с капиталистической экономикой и парламентским политическим режимом.

З.Одновременно с роспуском II Государственной думы было принято новое Положение о выборах. Общее количество избирателей сохранялось, однако крестьянское представительство сокращалось вдвое, значительно уменьшилось число депутатов от национальных окраин, а некоторые регионы вообще были лишены представительства. Акты З июня 1907 года были грубым нарушением манифеста 17 октября, но не совсем точно называть их государственным переворотом. Так или иначе, это не было реставрацией старых порядков: сохранились представительные учреждения, избирательные права не были отменены, допускались деятельность политических партий, оппозиционная печать, свобода слова. Главным архитектором «третьеиюньской» политической системы являлся П. А. Столыпин, представитель старинного дворянского рода. Энергичный саратовский губернатор был замечен в апреле 1906 года и получил портфель министра внутренних дел, а после разгона I Государственной думы в июле того же года стал председателем Совета министров. Он выступал за проведение социальных и политических реформ, направленных на то, чтобы Россия заняла достойное место среди наиболее развитых стран мира. Но главные свои усилия Столыпин сосредоточил на изменении общинного уклада русской деревни. Основными целями реформы Столыпина были следующие:

• создание прочной социальной базы самодержавия в лице крепкого зажиточного крестьянина;

• развитие капиталистических отношений в деревне, разрушение общины, передача крестьянам земли в частную собственность, создание хуторских и фермерских хозяйств;

• образование широкого рынка для промышленности;

• переселение революционно настроенных, малоземельных крестьян из центра на окраины.

Реформа осуществлялась по трем направлениям:

• разрушение общины, закрепление земли в частную собственность крестьян, их полное уравнение с другими сословиями;

• помощь крестьянам через Крестьянский банк для покупки казенных или дворянских земель; создание хуторов и отрубов; возникновение фермерского высокопроизводительного, свободного хозяйства;

• переселение безземельных или малоземельных крестьян из центра на окраины (Сибирь, Кавказ, Средняя Азия, Дальний Восток).

9 ноября 1906 года был издан указ о передаче крестьянину его надела в частную собственность. Этот указ стал законом в 1910 году, когда его утвердила III Государственная дума. Столыпин говорил, что «правительство сделало ставку не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных». Реформа, безусловно, была выгодна богатым крестьянам, которые имели деньги, чтобы создать крупное хуторское хозяйство. Большинство же крестьян не имело очевидных выгод от реформы. Даже помощь Крестьянского банка, который давал большую ссуду на приобретение земли, не выравнивала положение. Крестьянин, взявший ссуду, зачастую разорялся и терял землю. Всего же за период с 1907 по 1914 г. вышло из общины и взяло землю 26 % крестьянских дворов. На отруба и хутора вышли 10,5% дворов, а 11,7 % крестьян продали землю и ушли в город.

Составной частью аграрной реформы являлась переселенческая политика. Правительство не было заинтересовано в разорении крестьян, так как оно представляло большую социальную опасность. Поэтому правительство установило многочисленные льготы для желающих переселяться на новые места: прощение всех недоимок, низкие цены на железнодорожные билеты, освобождение от налогов на 5 лет, беспроцентные ссуды. За 1907 - 1914 гг. в Сибирь переселилось 3,3 млн. человек. Посевные площади за Уралом увеличились вдвое.

Аграрная реформа не была полностью реализована, так как проводилась бюрократическим аппаратом, доказавшим свою способность загубить на корню любую идею. Реформа укрепила позиции богатого крестьянства, которое стало шире использовать наемный труд. Но она не решила основных противоречий в деревне. Сохранилось помещичье землевладение, не была разрушена сельская община, большинство крестьян обрабатывало землю примитивными орудиями. Около 500 тысяч переселенцев вернулись на прежнее место жительства. Столыпинская реформа положила начало частной собственности на землю у огромной массы крестьян. Приток разорившихся крестьян в город увеличил приток рабочей силы, возрос спрос на сельскохозяйственную продукцию. Это способствовало развитию промышленности и торговли. В целом реформа способствовала развитию капитализма в России.

Не меньшее значение Столыпин придавал реформе местного управления и суда. Требование такой реформы логически вытекало из его аграрных преобразований. Крестьяне-собственники нуждались в надлежащей правовой защите. Отсюда главным в предполагаемой реформе было уравнение в правах крестьян с другими сословиями и создание бессословных органов местного управления. Программа Столыпинских преобразований предусматривала принятие ряда законов, обеспечивающих неприкосновенность личности, переход из одного вероисповедания в другое, реформу уголовного законодательства. Правительство намеривалось также сделать сначала доступным, а потом и обязательным начальное образование. Однако практически все реформы встретили резкое противодействие со стороны правых и в Думе, и в Государственном совете, а сам Столыпин, умный, властный, независимый, превратился в неугодного для всех, в объект критики и справа, и слева. 1 сентября 1911 года Столыпин был убит в Киеве во время представления в оперном театре

Д. Богровым, принадлежавшим к группе эсеров-максималистов. Царская охранка знала о готовящемся покушении, но не предприняла, по сути дела, никаких мер. Исторический шанс, выпавший на долю России, был навсегда упущен.

 

 


Лекция 19. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса

План:

 

1. Россия в системе международных отношений в предвоенные годы. Возникновение военных блоков.

2. Начало Первой мировой войны. Ход военных действий в 1914 г. Стратегические силы и планы сторон. Итоги кампании.

3. Военные действия 1915 – 1916 гг. Роль восточного фронта в Первой мировой войне.

4. Экономика России в годы войны, её милитаризация.

5. Влияние войны на общественно-политические процессы в России. Рост антивоенных настроений и революционного движения в тылу и на фронте.

6. 1918 год. Выход советской России из войны. Брестский мирный договор.

7. Итоги войны. Версальский мирный договор 1919 г.

 

Литература:

 

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Г.А. История России. М., 1997. Гл.29.

Похлёбкин В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 100 лет. Справочник. М., 1992. С.214 – 220.

Пушкарёв С.Г. Обзор русской истории. М.,1993. Гл 17. Разд. 4, 5.

Фёдоров В.А. История России. 1861 – 1917. М.,1998. Гл. 14.

Оськин М.В. Крушение германского блицкрига в 1914 году – М.: ООО «Издательство «Цейхгауз», 2007. – 48 с.