Тула 2010 г. 17 страница


Председателей и членов судебных палат и окружных судов утверждал император, а мировых судей — Сенат. После этого они по закону не подлежали ни увольнению в административном порядке, ни временному отстранению от должности. Их можно было отстранить от должности лишь тогда, когда они привлекались к суду по обвинению в уголовном преступлении. В таких случаях суд принимал решение о смещении их с должности.

Судебные уставы 1864 г. вводили институт присяжных поверенных — адвокатуру, а также институт судебных следователей — особых чиновников судебного ведомства, которым передавалось изымаемое из ведения полиции производство предварительного следствия по уголовным делам. Председатели окружных судов и судебных палат должны были иметь высшее юридическое образование. Членами этих судов назначались лица, прослужившие «по судебной части» не менее трех лет, а судебными следователями — занимавшееся судебной практикой не менее четырех лет. Присяжные поверенные помимо высшего юридического образования должны были иметь пятилетний стаж судебной практики. В присяжные заседатели избирались лица, обладавшие определенным имущественным цензом и проживавшие в данной местности не менее двух лет. Присяжными заседателями не могли быть духовные лица, военные, учителя народных школ, а также «опороченные по суду».

Надзор за законностью действий судебных учреждений осуществляли обер-прокуроры Сената, прокуроры судебных палат и окружных судов. Они подчинялись непосредственно министру юстиции как генерал-прокурору.

Судебными уставами 1864 г. впервые в России вводился нотариат. В столицах, губернских и уездных городах учреждались нотариальные конторы со штатом нотариусов.

Действие судебных уставов 1864 г. распространялось только на 44 губернии (немногим более половины губерний) России. Судебные уставы не распространялись на Прибалтику, Польшу, Белоруссию, Сибирь, Среднюю Азию, северные и северо-восточные окраины Европейской России. Новые судебные учреждения вводились не сразу. Помимо значительных средств для их учреждения, требовалось eще время для подготовки необходимого штата профессиональных cудебных чиновников. В 1866 г. было образовано лишь два судебных округа — в Москве и Петербурге. К 1870 г. новые суды были введены в 23 губерниях из 44, на которые распространялось действ уставов 1864 г. В остальных губерниях образование новых суд завершилось лишь к 1896 г.

В связи с подготовкой судебной реформы была проведена и такая важная мера, как отмена телесных наказаний. Изданный 17 апреля 1863 г. закон отменял публичное наказание по приговор гражданских и военных судов плетьми, шпицрутенами, «кошками» (плети с несколькими просмоленными концами), клеймение. Одна телесные наказания все же окончательно не отменялись: они сохранялись для податных сословий (до ста ударов розгами взамен ареста в смирительном или рабочем доме) и для крестьян по приговорам волостных судов. Применялись розги к штрафным солдат и матросам, ссыльным и заключенным в арестантские отделения.

5.Проведение в 60-х годах XIX в. серии финансовых реформ было направлено на централизацию финансов и коснулось главным образом аппарата финансового управления. Указом 31 мая 1860 г. был учрежден Государственный банк, которому передавались вклад упраздняемых кредитных учреждений — Заемного и Коммерческого банков, Сохранной казны и приказов общественного призрения. Государственный банк получил преимущественное право кредитования торговых и промышленных заведений. По закону 1862 г. единственным ответственным распорядителем всех доходов и расхода стало Министерство финансов, а не каждое ведомство, как это бы ранее. Смета доходов и расходов государственного бюджета отныне ежегодно проходила через Государственный совет. Представлявшая до этого государственную тайну роспись доходов и расходов стала публиковаться для всеобщего сведения, что укрепило доверие

государственным финансам. Деятельность Министерства финансов была подотчетна Государственному контролю.

Была отменена система откупов, при которой большая часть косвенных налогов шла не в казну, а в карманы откупщиков. Старая, характерная для феодально-крепостнического государства политика отдачи на откуп частным лицам сбора с населения косвенных налогов на соль, табак, вино и пр. сопровождалась многочисленными злоупотреблениями и вымогательствами откупщиков и была особенно тяжела и ненавистна народу. Откупная система с 1 января 1863 г. повсеместно отменялась и заменялась акцизной системой: продажа вина объявлялась свободной, но облагалась особым акцизам сбором, взимаемым созданными для этого государственными акцизными учреждениями. Однако эти меры, несомненно благоприятствовавшие экономическому развитию пореформенной России, не меняли общей сословной направленности финансовой политики правительства. Основная тяжесть налогов и сборов по-прежнему лежала на податном населении. Сохранялась старая, введенная еще Петром I подушная подать для крестьян (для мещан она с 1863 г. была заменена налогом недвижимое имущество). Бывшие помещичьи, удельные и государственные крестьяне несли на себе всю тяжесть оброчных и выкупных платежей — по сути дела, феодальных повинностей.

Подушная подать, оброчные и выкупные платежи в 60—70-х годах составляли свыше 25% государственных доходов, однако основная часть их (более половины) собиралась в виде косвенных налогов, которые преимущественно выплачивало также податное население. Более 50% расходов в государственном бюджете шло на содержание армии и аппарата управления, до 35% — на погашение процентов по государственным долгам, выплату субсидий помещикам и промышленникам. Расходы на образование, медицину, призрение составляли лишь около 1/10 государственного бюджета.

6.Потребности роста промышленности, торговли, транспорта, сельского хозяйства, внедрение в эти отрасли машинной техники постоянно требовали расширения народного образования. Само осуществление реформ в управлении, суде, военном деле и т. д. было невозможно без развития сети общеобразовательных и специальных учебных заведений.

28 июля 1861 г. был учрежден Комитет для разработки школьной реформы. Составленные им проекты реформы начальной и средней школы были разосланы на отзывы известным русским и иностранным специалистам 14 июля 1864 г. было утверждено «Положение о начальных народным училищах». Оно предоставляло право открывать начальные школы как общественным учреждениям, так и частным лицам, но лишь с разрешения властей. Учредители брали на себя заботу о материальном обеспечении школ, а руководство учебной частью передавалось уездным и губернским училищным советам. В программу начальных училищ входило преподавание чтения, письма, четырех правил арифметики, «Закона Божьего» и церковного пения. В пореформенной России существовали четыре вида начальных школ: учрежденный частными лицами (таких школ было немного), Министерством народного просвещения (министерские), земствами (земские) и церковно-приходские, которые подчинили себе создаваемые по инициатив крестьян сельские «школы грамоты».

19 ноября 1864 г. был утвержден «Устав гимназий и прогимназий». Он вводил принцип формального равенства в среднем образовании для людей всех сословий и вероисповеданий. По уставу 1864 г. прежние гимназии разделялись на классические и реальные (те и другие семиклассные). Классические гимназии давали гуманитарное образование: в основу его было положено преподавание древних («классических») языков — латинского и греческого. В рeальных гимназиях увеличивался объем преподавания математики и естествознания за счет сокращения часов на гуманитарные предметы. Окончившие классические гимназии получали право поступать в университеты без экзаменов. Окончившим реальные гимназии доступ в университеты был затруднен: они могли поступать преимущественно в высшие технические учебные заведения. Уставом 1864 г. учреждались прогимназии — четырехклассные учебные заведения, соответствовавшие первым четырем классам классической гимназии: окончившие прогимназию могли поступить в 5-й класс классической гимназии.

Новые гимназии из-за недостатка денежных средств и подготовленных преподавательских кадров вводились медленно. Несмотря на записанное в законе равенство всех сословий и вероисповеданий при приеме в гимназии, в них из-за высокой платы за обучение могли учиться преимущественно дети привилегированных и состоятельных сословий.

Еще в 1858 г. наряду с закрытыми женскими учебными заведениями — «институтами благородных девиц» (учрежденным в XVIII в. для девиц из дворян) — стали открываться женские училища для девочек и из непривилегированных сословий. 9 января 1862 г. эти училища получили свой устав, а 10 ноября того же года переименованы в женские гимназии с более сокращенной по сравнению с мужскими гимназиями программой преподавания общеобразовательных дисциплин. В них устанавливался семилетний срок обучения, однако разрешалось иметь и 8-й, дополнительный, класс специально для подготовки учительниц.

18 июня 1863 г. был принят Университетский устав — самый либеральный из всех университетских уставов в дореволюционной России. По Уставу 1863 г. каждый университет должен был иметь 4 факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. В Петербургском университете вместо медицинского учреждался восточный факультет. В полтора раза увеличивалось число штатных профессоров. Вводились новые дисциплины в преподавании, открывались новые кафедры. Вдвое увеличивались денежные оклады профессорам и преподавателям. Их статус по Табели о рангах повышался на два класса.

Устав 1863 г. предоставлял университетам довольно широкую автономию. Совет университета получал право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы: присуждать ученые степени и звания, распределять государственные средства по факультетам, разделять сами факультеты на отделения, заменять одни кафедры на другие, открывать новые кафедры, отправлять молодых ученых за границу на стажировку. Руководство жизнью факультетов принадлежало факультетским советам. Университеты свободно выписывали из-за рубежа книги, журналы и газеты, которые не подлежали проверке на таможне. Такое право имел и каждый профессор. Устав предусматривал выборность ректора, проректоров, деканов с последующим утверждением их в должности министром народного просвещения.

Студенты, как и ранее, делились на своекоштных и казеннокоштных. Своекоштные жили дома или в снимаемых ими квартирах и вносили плату за обучение. По окончании университета они могли свободно выбрать себе род занятий или службы. Казеннокоштные жили при университете и на его содержании. По окончании учебы они обязывались отслужить 6 лет по назначению. Однако казеннокоштные составляли небольшую часть студенчества. По Уставу студенты не имели права создавать свои объединения и подлежали дисциплинарному суду, избираемому из состава профессоров университетским советом. При поступлении в университет студенты давали подписку подчиняться установленным в нем правилам.

Устав 1863 г. не предоставил права поступления в университеты женщинам. Однако правительство не могло не считаться с требованиями прогрессивных российских ученых дать доступ к высшему образованию и женщинам: было разрешено открывать частные высшие женские курсы.

Уже в самом начале царствования Александра II были сделаны некоторые послабления печати. В 1855 г. был упразднен учрежденный в 1848 г. Николаем I для усиления надзора за печатью «бутурлинский» Комитет с его карательной цензурой. В 1857 г. был поставлен вопрос о подготовке нового цензурного устава, для чего была создана особая Комиссия. Однако paзработка цензурного устава затянулась: правительство проявляло в этом деле особую осторожность.

6 апреля 1865 г. в виде «Временных правил о печати» закон был утвержден царем. «Временные правила о печати» 1865 г. (они действовали как «временные» 40 лет!) отменяли предварительную цензуру для оригинальных сочинений объемом не менее 10 печатные листов, а для переводных — не менее 20 листов. Центральные периодические издания могли освобождаться от предварительной цензуры по усмотрению министра внутренних дел, при этом издатель обязан был представить денежный залог от 2,5 до 5 тыс. руб. Автор, редактор, издатель и даже книготорговец в случае «нарушения закона» отвечали перед судом. Освобожденные от предварительной цензуры периодические издания могли подвергаться и административному воздействию: «предостережениям» (после трех таких «предостережений» журнал или газета закрывались), денежному штрафу, приостановке на полгода или прекращению издания. От цензуры освобождались лишь правительственные и научные издания. «Временные правила о печати» распространялись лишь на столичные города — Москву и Петербург. На провинциальную печать и массовую литере туру для народа цензура сохранялась в полной мере. Действовала и духовная цензура Святейшего Синода, которая следила не только за духовными, но и за светскими произведениями, если в них затрагивались вопросы веры.

7.В 60—70-е годы XIX в. была проведена целая серия военных реформ, начавшихся с реорганизации военного управления и военных учебных заведений и завершившихся наиболее важной реформой - новой системой комплектования армии путем введения всесословной воинской повинности, а также проведением ряда мер по перевооружению армии.

Военные реформы начались с назначения в 1861 г. на пост военного министра Д. А. Милютина (старшего брата Н. А. Милютина), профессора Академии Генерального штаба, обладавшего выдающимися военными и личными дарованиями, придерживавшегося либеральных воззрений. С именем Д. А. Милютина, который пребывал на посту военного министра 20 лет, связано коренное переустройстве русской армии. 15 января 1862 г. он представил Александру II программу военных преобразований. Она предусматривала сокращение вооруженных сил в мирное время и развертывание их за счет обученных резервов в период войны, реорганизацию подготовки офицерского состава и создание новой структуры управления армией. В первую очередь Милютин добился сокращения срока солдатской службы 5 лет, при этом после 7—8 лет службы солдату предоставлялся временный отпуск. Затем в армии были отменены телесные наказания — шпицрутены, «кошки», кнут и плети. Вслед за этим была реорганизована система военного управления. По изданному 6 августа 14 г. «Положению» вся территория России была разделена на 15 военных округов, каждый со своим управлением, непосредственно (чиненным Военному министерству. Военно-окружная система имела ряд преимуществ: ликвидировалась излишняя централизация управления и создавались более благоприятные условия для оперативного руководства войсками, сокращались сроки мобилизации запасных в военное время. В условиях России с ее огромными пространствами это приобретало первостепенное значение. По «Положению» 1867 г. было реорганизовано и центральное военное управление. С подчинение Военному министерству передавались артиллерия, гвардия, инженерные войска, военно-учебные заведения (до этого они имели свои отдельные управления), а на время ведения военных действий — действующая армия.

В 1867 г. был принят новый военно-судебный устав, построенный на началах судебной реформы 1864 г. Вводились три судебные инстанции — полковой, военно-окружной и главный военный суды. На время войны учреждался Главный военный полевой суд. Решения военных судов подлежали утверждению соответственно полкового и окружного начальников, а в последней инстанции — военного министра.

В середине 60-х годов была проведена реформа военно-учебных заведений. В 1863 г. кадетские корпуса были преобразованы военные гимназии, близкие по программе общеобразовательных дисциплин (помимо специальных военных) к реальным училищам. В 1864 г. были учреждены военные училища, в которые поступали воспитанники военных гимназий. Для специальной подготовки военных инженеров, артиллеристов, кавалеристов были созданы 16 юнкерских училищ с трехлетним сроком обучения. В практику вводилось повышение квалификации офицерского состава во время прохождения службы. Расширялась система высшего военного образования в военных академиях — Академии Генерального штаба, Артиллерийской, Инженерной, Военно-медицинской и во вновь учрежденной Военно-юридической.

Эти преобразования существенно улучшили боевую подготовку русской армии. Однако коренная реорганизация военного дела могла быть осуществлена лишь при условии введения новой системы комплектования армии — замены старой, рекрутской системы всеобщей (всесословной) воинской повинностью, что обеспечило бы создание запаса обученных резервов, необходимых в военное время.

Всеобщая воинская повинность уже давно была введена во мной странах Европы, в России же долгое время сохранялась система рекрутских наборов, введенная еще Петром I. Всеобщая воинская повинность давала необходимый эффект только при условии быстрой мобилизации находившихся в запасе воинских резервов, а это во многом зависело от состояния средств сообщения. Быстрый рост железнодорожного строительства в конце 60 — начале 70-х годов XIX в России создавал необходимые условия для проведения одной из важнейших реформ.

1 января 1874 г. Александр II утвердил «Устав о воинской повинности» и специальный Манифест о нем. Воинская повинность распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста без различия сословий, т. е. она приобретала всесословный характер. Для сухопутных регулярных войск устанавливался 6-летнний срок действительной службы. Отслужившие этот срок увольнялись в запас на 9 лет, а по истечении этого срока зачислялись в ополчение до 40-летнего возраста. Для флота устанавливался 7-летний срок действительной службы и 3 года пребывания в запасе.

Для армии мирного времени необходимый контингент призываемых на действительную службу был значительно меньше общего числа призывников. Так, в 1874 г. из 725 тыс. мужчин, подлежавших призыву, было призвано 150 тыс., в 1880 г. из 809 тыс. — 212 тыс. человек в 1900 г. из 1150 тыс. — 315 тыс. Таким образом, из числа лиц призывного возраста на действительную службу брали в армию 25—30%. От действительной службы освобождались в первую очередь по семейном положению: единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье при малолетних братьях и сестрах, а также те призывники, у которых старший брат отбывает или уже отбыл срок действительной службы. По семейному положению освобождалось от действительной службы до половины призывников. Около 15—20% освобождались по физической непригодности. Остальные годные к службе призывники, не имевшие льгот, тянули жребий. Как имевшие льготы, так и те, на кого не пал жребий идти на действительную службу зачислялись в запас на 15 лет, а по истечении этого срока — в ополчение. Давались и отсрочки от действительной службы на 2 года по имущественному положению. Сроки действительной военной службы значительно сокращались в зависимости от образовательного ценза до 4 лет — для окончивших начальную школу, до 3 лет — городскую школу, до полутора лет — гимназию и до полугода — для имевших высшее образование. Если получивший образование поступи на действительную службу добровольно (вольноопределяющимся), то указанные сроки службы сокращались вдвое.

Находившихся на действительной службе солдат в обязательной порядке обучали грамоте. Поэтому армия играла немалую роль в распространении грамотности среди мужского населения, поскольку в то время до 80% призываемых на службу были неграмотными.

По закону 1874 г. от воинской повинности освобождались духовные лица всех вероисповеданий, представители некоторых религиозных сект организаций (в силу их религиозных убеждений), народы Средней Азии и Казахстана, некоторые народности Кавказа и Крайнего Севера. По отношению к русскому населению воинская повинность фактически распространялась на податные сословия, так как привилегированные сословия благодаря своему образованию или прохождению обучения в военно-учебных заведениях практически освобождались от солдатской службы. Сословные различия сохранялись и в самой армии. Командный состав русской пореформенной армии преимущественно из дворян, хотя формально лица из податных сословий имели право поступать в военно-учебные заведения и в перспективе стать офицерами. Рядовой солдат мог дослужиться только до унтер-офицерского чина.

С 60-х годов началось перевооружение русской армии. С 1866 г. гладкоствольное оружие стало заменяться нарезным. На вооружение была принята скорострельная винтовка системы Бердана. Артиллерийский парк заменяли новыми системами стальных нарезных орудий, началось строительство военного парового флота. С 1876 г. была введена военно-конская повинность: на время войны годное для военных целей конское поголовье подлежало мобилизации с денежной компенсацией его владельцам. В связи с этим стали регулярно проводиться военно-конские переписи.

В конце XIX в. в русской армии были произведены следующие изменения. По новому воинскому уставу 1888 г. устанавливался 5-летний срок действительной службы и 13-летний срок пребывания в запасе для всех родов войск, с последующим зачислением в ополчение. С 20 лет до 21 года повышался призывной возраст на действительную службу. Предельный возраст для ополченца увеличивался с 49 до 43 лет. Сохранялись прежние льготы по семейному положению, но в 2—4 раза увеличивались сроки службы для лиц, окончивших средние и высшие учебные заведения, а также для вольноопределяющихся.

Военные реформы 1861—1874 гг. сыграли важную роль в повышении боеспособности русской армии. Однако результаты этих реформ сказались не сразу. Военно-учебные заведения еще не могли восполнить острую нехватку офицерских кадров, процесс перевооружения армии затянулся на несколько десятилетий.

Реформы 60—70-х годов — крупное явление в истории России. Отмена крепостного права и другие либеральные реформы открыли возможность буржуазной модернизации страны. Новые, современные органы самоуправления и суда способствовали росту производительных сил страны, развитию гражданского самосознания населения, распространению просвещения, улучшению качества жизни. Россия подключалась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности населения и его волеизъявлении. Но это были только первые шаги. В местном управлении были сильны пережитки крепостничества, оставались нетронутыми многие дворянские привилегии. Реформы 60—70-х годов не коснулись верхних этажей власти. Сохранялись самодержавие и полицейский строй, унаследованные от прошлых эпох.


Лекция 16. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

План.

1. Роль демократической интеллигенции в распространении просвещения. «Золотой век» русской поэзии и литературы.

2. Вклад российских ученых в мировую науку.

3. Географические экспедиции и открытия.

4. Развитие исторической науки

5. Расцвет российской живописи.

6. Музыкальное искусство. «Могучая кучка».

7. Театр. Архитектура и градостроительство. Стиль позднего классицизма и «русский» стиль.

8. Вклад российской культуры в мировую культуру.

 

Литература.

Деятели русской культуры XIX в. Страницы биографий. М., 1990.

Кириченко Е. А. Архитектурные теории XIX в. в России. М., 1986.

Кириченко Е. А. Русская архитектура 1830-х-1910-х гг. М., 1982.

Коваленская Н. Н. Русский классицизм. М., 1964.

Кузнецова Э. В. Исторический и батальный жанр в русском искусстве. М., 1982.

Очерки по истории русского портрета второй половины XIX в. М., 1985.

Познанский В. В. Очерки русской культуры 2-ой пол. XIX в. М., 1976.

Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… Путеводитель. – СПб.: «Норинт», 2001.

Яковкина Н. И. Очерки русской культуры 1-ой пол. XIX в. М., 1984.

 

1. Одной из наиболее характерных черт русской культуры XIX в. было выявившееся уже в XVIII в. доминирование литературы среди остальных форм художественного творчества. Литература в жизни России приобретала совершенно исключительное общественное значение. В XIX в. русская литература переживала небывалый взлет и вышла на мировую арену. Жизнь русского общества нашла свое яркое отражение в романе М. Ю. Лермонтова (1814-1841) «Герой нашего времени». «Энциклопедией русской жизни» назвал В. Г. Белинский роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Н. В. Гоголь в поэме «Мертвые души», задумав изобразить «всю Русь», создал, по мнению Герцена, страшную исповедь современной ему России.

Реалистическое изображение жизни России и ее главных проблем мы находим в романах И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, пьесах А. Н. Островского, произведениях Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина и, наконец, в творчестве двух величайших русских писателей XIX в. – Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского.

Главная отличительная особенность русской литературы XIX в. – ее этическая направленность. Русскому писателю свойственна отзывчивость, чуткость к человеческой боли. Он сопереживал человеку, обличал пороки современного общества. Тема «маленького человека» в последствии стала одной из ведущих тем русской литературы (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский).

Одна из центральных проблем русской литературы XIX в. – взаимоотношение личности и общества. Горячие споры вызывал и вызывает по сей день образ Обломова в одноименном романе А. И. Гончарова (1812-1891). Для одних читателей слово «обломовщина» стало синонимом лени, апатии, паразитизма. Другие, напротив, усматривают в Обломове образец душевной чистоты, а в его бездеятельности – своеобразный протест против бездушия современного ему общества.

Необычайно сильна в русской литературе XIX в. была сатирическая традиция, особенность которой заключалась в ее гуманистической направленности. Так Гоголь призывал смеяться не над «кривым носом», а над «кривой душой» и видел назначение комедии в том, чтобы исправлять людей, воспитывать их («Ревизор», «Мертвые души»).

Едкая и язвительная сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889) вскрывала самые язвительные социальные процессы («История одного города», «Господа Головлевы»). Щедрин широко применял прием иносказания с элементами фантастики и гиперболы («Сказки»). Салтыков не идеализировал народ, говорил о нем без прикрас.

Среди выдающихся русских писателей и мыслителей XIX в. особое место занимают Л. Н. Толстой (1828-1910) и Ф. М. Достоевский (1821-1881). Они остро ощутили остроту социально-исторических и нравственно-психологических противоречий своего времени. В поисках разрешения противоречий они обратились не к политике, а к нравственности, резко разойдясь с русской революционной мыслью того времени. Духовная ситуация, которая возникла в России в конце XIX века, вновь потребовала постановки всех «проклятых» исходных вопросов о смысле жизни, о природе добра и зла, о критериях их разграничения. Ответы на них надо было искать заново. Это и стало главным делом героев Достоевского и Толстого.

Вторая половина XIX в.– время наибольших достижений русской культуры. Никогда одновременно не рождала русская земля такой плеяды великих и выдающихся писателей, художников, композиторов, философов, историков, ученых, публицистов и др. представителей интеллектуальной элиты. В отношении литературы и искусства это время – бесспорно, «золотой век», за которым в начале XX в. последовал «серебряный век». По духу, настроению, жизнеутверждающим началам, стремлению служить общеполезному делу литература и искусство второй половины XIX в. стоят удивительно высоко.

Вопрос о причинах этого явления весьма сложен, чтобы анализировать его в данном пособии. Однако некоторые можно отметить:

1. Отсутствие свободы слова, печати и демократических учреждений фактически делало литературу и искусство общественной трибуной, заставляло их выполнять задачи, которые в других условиях решали бы печать и парламент.

2. Наша литература и искусство не приняли характера массовой, развлекательной культуры, не стали прежде всего коммерческим предприятием.

3. Они были обращены к относительно узкой части населения (ведь и грамотных-то к концу века было чуть больше 1/4 россиян), к людям со сравнительно развитым художественным вкусом.

4. Развитие общества шло по восходящей линии: реформы, быстрый рост промышленности и транспорта создавали уверенность в «светлом будущем», в котором будет «небо в алмазах». Это влияло на мировоззрение деятелей культуры. Следует отметить и высокий уровень преподавания в наших учебных заведениях.

5. Развитие науки в определенной мере было связано с государственной поддержкой ее, в отличие, например, от Англии.

В нашей культуре отразился общественный кризис, который постепенно усиливался, так как многие проблемы в стране не разрешались нормальным путем, а отжившие отношения искусственно консервировались. Такой кризис выражался у творцов и их героев в духовных поисках, в стремлении к самосовершенствованию, попыткам решить сложнейшие философские и нравственные проблемы смысла жизни, насилия и отказа от него и др. В то же время в конце века общественный кризис начинает приводить к отказу от реализма и поиску новых форм.

Русская литература не была единой ни по политическим идеалам авторов и литературных групп, ни по пониманию своей роли в обществе, ни по представлениям о смысле личной и общественной жизни. Однако большинство известных русских писателей рассматривали свое литературное дело как возможность воспитывать читателя, исправлять общественные недостатки, учить хорошему. Поэтому нашу литературу этого периода объединяют проповедование высоких нравственных и политических идеалов, интерес к простому человеку, презрение к пустой обывательской жизни, воспевание лучших человеческих чувств.