Право на поиск и получение документированной информации из государственных информационных ресурсов


Основные субъекты правоотношений в сфере поиска, получения и использования информации

Основными субъектами правоотношений в этой облас­ти являются две группы лиц — потребители информации и производители информации.

К потребителям относится широкий круг субъектов, ис­пытывающих потребность в получении информации раз­ного вида и назначения, необходимой им прежде всего для принятия соответствующих решений в повседневной деятельности.

К числу потребителей относятся:

- граждане;

- юридические лица;

- общественные объединения;

- органы государственной власти и местного управления;

- другие структуры, запрашивающие информацию и поль­зующиеся ею.

К числу производителейотносятся:

- издательства;

- редакции средств массовой информации;

- рекламодатели;

- журналисты;

- авторы произведений и технического творчества;

- органы государственной власти и местного управления.

Перед тем как раскрыть данный вопрос, имеет смысл ознакомиться с терминологией, которая будет использоваться в данном подразделе.

Документированная информация - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, по­зволяющими ее идентифицировать.

Материальный носитель информации - материал с опре­деленными физическими свойствами, который может быть использован для записи и хранения информации.

Информационные процессы - процессы сбора, обработ­ки, накопления, хранения, актуализации и предоставле­ния документированной информации пользователю.

Информационный ресурс - организованная совокупность документированной информации, включающая базу дан­ных и знаний, другие массивы информации в информа­ционных системах.

Базовым актом, регулирующим отношения, возникаю­щие между потребителями информации и ее производи­телями при обращении документированной информации, является Закон Республики Беларусь от 6 сентября 1995 г. № 3850-ХН «Об информатизации».

Право на получение документированной информации, которое может быть ограничено только законом, имеют:

1) государство в лице его государственных органов;

2) юридические или физические лица.

Доступ физических и юридических лиц к государствен­ным информационным ресурсам признается основой осу­ществления общественного контроля за деятельностью орга­нов государственной власти, органов местного управления и самоуправления, общественных, политических и иных ор­ганизаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

Порядок получения пользователем открытой докумен­тированной информации определяет собственник или вла­делец информации на основе договора или в порядке ис­полнения служебных обязанностей.

Органы государственной власти, уполномоченные ими юридические лица, обязаны организовывать работу по фор­мированию и предоставлению пользователю открытых ин­формационных ресурсов, являющихся собственностью го­сударства.

Юридические и физические лица, чьи информацион­ные ресурсы содержат документированную информацию о других физических или юридических лицах, обязаны дать возможность лицу ознакомиться с материалами, затрагиваю­щими его права и законные интересы.

Физические и юри­дические лица имеют право:

1) на доступ к документированной информации о них;

2) на уточнение этой документированной информации в целях обеспечения ее полноты и точности;

3) оспаривать эту документированную информацию в установленном законодательством порядке;

4) знать, кто и в каких целях накапливает или исполь­зует документированную информацию о них.

Отказ юридическим или физическим лицам в доступе к документированной информации о них и ее сокрытие мо­гут быть обжалованы в судебном порядке.

Законодательство определяет принципы, на основании которых обеспечивается право на доступ к информации ор­ганов государственной власти и местного управления и само­управления:

1) презумпция доступности и открытости информации;

2) достоверность и полнота информации;

3) своевременность предоставления информации;

4) защита права на доступ к информации, в том числе в судебном порядке;

5) установление ограничения на доступ к информации только законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения обо­роны страны и безопасности государства, авторитета и бес­пристрастности правосудия, нравственности, здоровья, прав и законных интересов физических и юридических лиц;

6) соблюдение при предоставлении информации инте­ресов третьих лиц.

В законодательстве определена информация, доступ к ко­торой не может быть ограничен, к ней относится:

1) информация, необходимая для удовлетворения и за­щиты прав и законных интересов лиц;

2) законы и иные нормативные правовые акты;

3) информация о чрезвычайных ситуациях, угрожающих безопасности и здоровью граждан, их официальных прог­нозах; экологическая, метеорологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, не­обходимая для обеспечения безопасности граждан, насе­ленных пунктов, производственных и иных объектов;

4) информация о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых гражданам, должностным лицам и орга­низациям;

5) информация о состоянии здоровья лиц, отнесенных к категории высших должностных лиц Республики Беларусь (ст. 88 Конституции Республики Беларусь: «Президент Республики Беларусь может быть досрочно освобожден от долж­ности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента.»);

6) информация о фактах нарушения прав и свобод чело­века и гражданина, а также юридических лиц;

7) информация о правовом статусе и деятельности орга­нов государственной власти и органов местного самоуправ­ления об использовании бюджетных средств, о состоянии экономики и потребностях населения, о состоянии борь­бы с преступностью;

8) информация, ограничение доступа к которой запре­щено законодательством.

Информационные ресурсы, имеющие государственное значение, должны обрабатываться только в системах, обеспе­ченных защитой, необходимый уровень которой подтверж­ден сертификатом соответствия.

Отказ в предоставлении информации, необоснованная отсрочка ответа или его непредставление в течение установ­ленного срока, равно как и другие нарушения порядка рас­смотрения и удовлетворения запроса, предусмотренного законом, могут быть обжалованы в вышестоящий в порядке подчиненности государственный орган. Если решение выше­стоящего органа не удовлетворяет подателя жалобы, жалоба может быть направлена в суд.

Лица, которым неправомерное отказано в доступе к инфор­мации, имеют право на возмещение понесенного ущерба.

 

 

Тема 3. ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ИНФОРМАЦИИ