Право на поиск и получение документированной информации из государственных информационных ресурсов
Основные субъекты правоотношений в сфере поиска, получения и использования информации
Основными субъектами правоотношений в этой области являются две группы лиц — потребители информации и производители информации.
К потребителям относится широкий круг субъектов, испытывающих потребность в получении информации разного вида и назначения, необходимой им прежде всего для принятия соответствующих решений в повседневной деятельности.
К числу потребителей относятся:
- граждане;
- юридические лица;
- общественные объединения;
- органы государственной власти и местного управления;
- другие структуры, запрашивающие информацию и пользующиеся ею.
К числу производителейотносятся:
- издательства;
- редакции средств массовой информации;
- рекламодатели;
- журналисты;
- авторы произведений и технического творчества;
- органы государственной власти и местного управления.
Перед тем как раскрыть данный вопрос, имеет смысл ознакомиться с терминологией, которая будет использоваться в данном подразделе.
Документированная информация - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Материальный носитель информации - материал с определенными физическими свойствами, который может быть использован для записи и хранения информации.
Информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, актуализации и предоставления документированной информации пользователю.
Информационный ресурс - организованная совокупность документированной информации, включающая базу данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах.
Базовым актом, регулирующим отношения, возникающие между потребителями информации и ее производителями при обращении документированной информации, является Закон Республики Беларусь от 6 сентября 1995 г. № 3850-ХН «Об информатизации».
Право на получение документированной информации, которое может быть ограничено только законом, имеют:
1) государство в лице его государственных органов;
2) юридические или физические лица.
Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам признается основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного управления и самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.
Порядок получения пользователем открытой документированной информации определяет собственник или владелец информации на основе договора или в порядке исполнения служебных обязанностей.
Органы государственной власти, уполномоченные ими юридические лица, обязаны организовывать работу по формированию и предоставлению пользователю открытых информационных ресурсов, являющихся собственностью государства.
Юридические и физические лица, чьи информационные ресурсы содержат документированную информацию о других физических или юридических лицах, обязаны дать возможность лицу ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.
Физические и юридические лица имеют право:
1) на доступ к документированной информации о них;
2) на уточнение этой документированной информации в целях обеспечения ее полноты и точности;
3) оспаривать эту документированную информацию в установленном законодательством порядке;
4) знать, кто и в каких целях накапливает или использует документированную информацию о них.
Отказ юридическим или физическим лицам в доступе к документированной информации о них и ее сокрытие могут быть обжалованы в судебном порядке.
Законодательство определяет принципы, на основании которых обеспечивается право на доступ к информации органов государственной власти и местного управления и самоуправления:
1) презумпция доступности и открытости информации;
2) достоверность и полнота информации;
3) своевременность предоставления информации;
4) защита права на доступ к информации, в том числе в судебном порядке;
5) установление ограничения на доступ к информации только законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, авторитета и беспристрастности правосудия, нравственности, здоровья, прав и законных интересов физических и юридических лиц;
6) соблюдение при предоставлении информации интересов третьих лиц.
В законодательстве определена информация, доступ к которой не может быть ограничен, к ней относится:
1) информация, необходимая для удовлетворения и защиты прав и законных интересов лиц;
2) законы и иные нормативные правовые акты;
3) информация о чрезвычайных ситуациях, угрожающих безопасности и здоровью граждан, их официальных прогнозах; экологическая, метеорологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасности граждан, населенных пунктов, производственных и иных объектов;
4) информация о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых гражданам, должностным лицам и организациям;
5) информация о состоянии здоровья лиц, отнесенных к категории высших должностных лиц Республики Беларусь (ст. 88 Конституции Республики Беларусь: «Президент Республики Беларусь может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента.»);
6) информация о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также юридических лиц;
7) информация о правовом статусе и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления об использовании бюджетных средств, о состоянии экономики и потребностях населения, о состоянии борьбы с преступностью;
8) информация, ограничение доступа к которой запрещено законодательством.
Информационные ресурсы, имеющие государственное значение, должны обрабатываться только в системах, обеспеченных защитой, необходимый уровень которой подтвержден сертификатом соответствия.
Отказ в предоставлении информации, необоснованная отсрочка ответа или его непредставление в течение установленного срока, равно как и другие нарушения порядка рассмотрения и удовлетворения запроса, предусмотренного законом, могут быть обжалованы в вышестоящий в порядке подчиненности государственный орган. Если решение вышестоящего органа не удовлетворяет подателя жалобы, жалоба может быть направлена в суд.
Лица, которым неправомерное отказано в доступе к информации, имеют право на возмещение понесенного ущерба.
Тема 3. ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ИНФОРМАЦИИ