Предмет, метод, понятия и принципы информационного права
Для того чтобы дать определение самому понятию информационного права, необходимо рассмотреть вопрос о его предмете и методе.
Ядром предметной области информационного права являются общественные отношения. Информационные правоотношения возникают именно в рамках информационной сферы. Такие отношения неоднородны и включают в себя несколько групп общественных отношений, возникающих в информационной сфере по поводу информации:
1) отношения, связанные с созданием и преобразованием информации (создание официальной информации, интеллектуальной собственности);
2) отношения, связанные с хранением информации(защита информации, хранение информации с особым режимом доступа);
3) отношения, связанные с передачей и распространением информации (правовое положение средств массовой информации, распространение информации посредством использования сети интернет и др. глобальных информационных сетей);
4) отношения, связанные с потреблением информации (реализации прав граждан на информацию, отношения в сфере библиотечного и архивного дела).
Таким образом, предметом информационного права будут являться общественные отношения, возникающие в информационной сфере, а именно общественные отношения, возникающие в процессе создания, преобразования, хранения, распространения и потребления информации.
Все методы, характерные для информационного права, можно разделить на императивные и диспозитивные.
Императивные методы основываются на неравенстве участников правоотношений и установлении жесткой, однозначной модели их поведения.
К императивным методам относятся:
1) метод повеления, который заключается в возложении на участников информационных правоотношений обязанности совершать какие-либо действия (например, использование информации с особым правовым режимом);
2) метод запрета, который заключается в возложении на участников информационных правоотношений обязанности воздерживаться от совершения каких-либо действий (используется для обозначения деяний, представляющих собой информационные нарушения).
Диспозитивные методы основываются на равенстве участников правоотношений и на их возможности самостоятельно выбирать модель возможного поведения в информационном праве.
В информационном праве используются следующие диспозитивные методы:
1) метод дозволения, который заключается в предоставлении участникам информационных правоотношений права совершать какие-либо действия либо не совершать их по своему выбору (чаще используется в сфере библиотечного и архивного дела);
2) метод согласования, который применяется при регулировании правоотношений между равными субъектами для достижения какого-либо согласия между ними (применяется в сфере интеллектуальной собственности);
3) метод рекомендаций, заключается в указании законодателем предпочтительной модели поведения участников информационных правоотношений (регулирование средств массовой информации);
4) метод поощрений, при этом законодатель предоставляет различные льготы, если субъекты информационного права выбирают предложенную законодателем модель поведения.
Рассмотрев предметную область информационного права и методы правового регулирования отношений, объектами которых выступают информация, производные от нее продукты и деятельность, связанная с ними, можно дать следующее определение информационного права - это система правовых норм, регулирующих на комплексной основе дозволений и запретов область общественных отношений по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации и производных от нее продуктов.
Принципы информационного права:
1. Принцип приоритетности прав личности — органы государственной власти обязаны защищать права и свободы человека и гражданина в информационной сфере.
2. Принцип свободного производства и распространения любой информации, не ограниченной законом.
3. Принцип запрещения производства и распространения информации вредоносной и опасной - запрет направлен на защиту интересов и свобод личности и общества от воздействия вредоносной информации, которое может привести к нарушению стабильности и целостности государства. При этом запрет может налагаться только законодательно.
4. Принцип свободного доступа к не ограниченной законом информации. Ни одна государственная структура не может вводить ограничений по доступу потребителей к информации, которой она обладает в соответствии с установленной для нее компетенцией, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и представляющей общественный интерес.
5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации означает обязанность любой государственной структуры накапливать, хранить информацию в полном объеме в соответствии с установленной для нее компетенцией, а также предоставлять в установленные сроки потребителям.
6. Принцип законности предполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию Республики Беларусь и законодательство Республики Беларусь.
7. Принцип ответственности применительно к информационно-правовому регулированию означает неотвратимое наступление ответственности за нарушение требований и предписаний информационно-правовых норм.
8. Принцип оборотоспособности информации основан на юридическом свойстве обособляемости информации от ее создателя на основе ее овеществляемости. Этот принцип определяет необходимость правового регулирования отношений, возникающих при обороте информации, с целью защиты интересов участвующих в нем сторон.
9. Принцип распространяемости информации основан на том, что одна и та же информация может многократно копироваться в неограниченном количестве без изменения ее содержания.