Предмет, метод, понятия и принципы информационного права


Для того чтобы дать определение самому понятию инфор­мационного права, необходимо рассмотреть вопрос о его предмете и методе.

Ядром предметной области информационного права яв­ляются общественные отношения. Информационные право­отношения возникают именно в рамках информационной сферы. Такие отношения неоднородны и включают в себя несколько групп общественных отношений, возникающих в информационной сфере по поводу информации:

1) отношения, связанные с созданием и преобразовани­ем информации (создание официальной информации, интел­лектуальной собственности);

2) отношения, связанные с хранением информации(за­щита информации, хранение информации с особым ре­жимом доступа);

3) отношения, связанные с передачей и распростране­нием информации (правовое положение средств массовой информации, распространение информации посредством использования сети интернет и др. глобальных информа­ционных сетей);

4) отношения, связанные с потреблением информации (реализации прав граждан на информацию, отношения в сфе­ре библиотечного и архивного дела).

Таким образом, предметом информационного права бу­дут являться общественные отноше­ния, возникающие в информационной сфере, а именно общественные отношения, возникающие в процессе созда­ния, преобразования, хранения, распространения и потреб­ления информации.

Все методы, характерные для информационного права, можно разделить на императивные и диспозитивные.

Императивные методы основываются на неравенстве участников правоотношений и установлении жесткой, одно­значной модели их поведения.

К императивным методам относятся:

1) метод повеления, который заключается в возложении на участников информационных правоотношений обязан­ности совершать какие-либо действия (например, исполь­зование информации с особым правовым режимом);

2) метод запрета, который заключается в возложении на участников информационных правоотношений обязан­ности воздерживаться от совершения каких-либо дейст­вий (используется для обозначения деяний, представляю­щих собой информационные нарушения).

Диспозитивные методы основываются на равенстве участ­ников правоотношений и на их возможности самостоя­тельно выбирать модель возможного поведения в информа­ционном праве.

В информационном праве используются следующие дис­позитивные методы:

1) метод дозволения, который заключается в предос­тавлении участникам информационных правоотношений права совершать какие-либо действия либо не совершать их по своему выбору (чаще используется в сфере библио­течного и архивного дела);

2) метод согласования, который применяется при ре­гулировании правоотношений между равными субъекта­ми для достижения какого-либо согласия между ними (при­меняется в сфере интеллектуальной собственности);

3) метод рекомендаций, заключается в указании зако­нодателем предпочтительной модели поведения участни­ков информационных правоотношений (регулирование средств массовой информации);

4) метод поощрений, при этом законодатель предостав­ляет различные льготы, если субъекты информационного права выбирают предложенную законодателем модель по­ведения.

Рассмотрев предметную область информационного права и методы правового регулирования отношений, объекта­ми которых выступают информация, производные от нее продукты и деятельность, связанная с ними, можно дать следующее определение информационного права - это сис­тема правовых норм, регулирующих на комплексной основе дозволений и запретов область общественных отношений по поиску, получению, передаче, производству и распро­странению информации и производных от нее продуктов.

Принципы информационного права:

1. Принцип приоритетности прав личности — органы государственной власти обязаны защищать права и свобо­ды человека и гражданина в информационной сфере.

2. Принцип свободного производства и распростране­ния любой информации, не ограниченной законом.

3. Принцип запрещения производства и распростране­ния информации вредоносной и опасной - запрет направ­лен на защиту интересов и свобод личности и общества от воздействия вредоносной информации, которое может при­вести к нарушению стабильности и целостности государ­ства. При этом запрет может налагаться только законода­тельно.

4. Принцип свободного доступа к не ограниченной за­коном информации. Ни одна государственная структура не может вводить ограничений по доступу потребителей к информации, которой она обладает в соответствии с ус­тановленной для нее компетенцией, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и представляющей об­щественный интерес.

5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации означает обязанность любой государственной структуры накапливать, хранить информа­цию в полном объеме в соответствии с установленной для нее компетенцией, а также предоставлять в установлен­ные сроки потребителям.

6. Принцип законности предполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Консти­туцию Республики Беларусь и законодательство Респуб­лики Беларусь.

7. Принцип ответственности применительно к информа­ционно-правовому регулированию означает неотвратимое наступление ответственности за нарушение требований и предписаний информационно-правовых норм.

8. Принцип оборотоспособности информации основан на юридическом свойстве обособляемости информации от ее создателя на основе ее овеществляемости. Этот прин­цип определяет необходимость правового регулирования отношений, возникающих при обороте информации, с це­лью защиты интересов участвующих в нем сторон.

9. Принцип распространяемости информации основан на том, что одна и та же информация может многократно копироваться в неограниченном количестве без измене­ния ее содержания.