Тема 5. Патентные исследования


5.1. Патентные исследования

В условиях жесткой конкуренции на мировом рынке успешная реализация продукции зависит от степени ее новизны, качества и конкурентоспособности. Высокий изобретательский уровень технических решений, на основе которых разрабатывается продукция, является одним из основных условий достижения высоких технико-экономических показателей, но еще не гарантирует эффективную реализацию товара. Требуется углубленный анализ конъюнктуры ринка посредством комплексного 19

изучения патентной, научно-технической и экономической информации, для чего и необходимы патентные исследования.

В целях установления единых требований к организации, проведению и оформлению результатов исследований по патентной и конъюнктурно-экономической информации разработан и с 1 октября 1999 г. введен в действие Госстандарт РБ «Патентные исследования. Содержание и порядок проведения» (СТБ 1180-99), который стал обязательным для всех субъектов хозяйствования.

В соответствии со стандартом патентные исследования – это исследования технического уровня и тенденций развития объектов техники, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности на основе патентной и другой информации.

Патентные исследования проводят при:

- разработке научно-технических прогнозов;

- разработке планов развития науки и техники;

- создании объектов техники;

- освоении и производстве продукции;

- определении целесообразности экспорта промышленной продукции и экспонировании ее образцов на международных выс¬тавках и ярмарках;

- продаже и приобретении лицензий;

- при решении вопроса о патентовании созданных объектов

промышленной собственности и в других целях.

Цель патентных исследований – поиск и отбор объективных данных для обеспечения высокого технического уровня и конкурентоспособности объекта техники, использования современных научно-технических достижений и исключения неоправданного дублирования исследования разработок.

Объект (патентных) исследований – объект хозяйственной деятельности и сама хозяйственная деятельность субъекта.

Объект хозяйственной деятельности – объекты техники, в т.ч. создаваемые по государственному оборонному заказу, объекты промышленной (интеллектуальной) собственности, ноу-хау, услуги, предоставляемые хозяйствующим субъектом.

Хозяйствующий субъект – любой участник народнохозяйственной деятельности.

Содержание патентных исследований может включать:

- исследование технического уровня объектов техники, выявление тенденций и направлений их развития;

-исследование состояния рынков конкретной продукции, сложившейся патентной ситуации, выявление требований потребителей к товарам и услугам;

- исследование направлений научно-исследовательской и производственной деятельности предприятий и фирм, которые действуют или могут действовать на определенном рынке продукции; 20

- технико-экономический анализ и обоснование выбора технических, художественно-конструкторских решений, отвечающих требованиям создания новых объектов техники;

-выявление новых технических, художественно-конструкторских решений, определение их патентоспособности и обоснование целесообразности правовой охраны, выбор стран патентования;

- исследование патентной чистоты объектов техники;

- обоснование целесообразности и форм проведения за рубежом коммерческих мероприятий по реализации объектов техники, закупке и продаже лицензий, оборудования, комплектующих изделий и т.д.;

- проведение других работ, отвечающих интересам участников гражданского оборота.

При проведении патентных исследований используются все доступные источники патентной и другой научно-технической информации.

Патентные исследования проводят хозяйствующие субъекты:

- исполнители (разработчики) программ (межгосударственных, государственных, региональных, отраслевых и других) создания, развития производства и использования объектов техники;

- исполнители фундаментальных исследований с практическим выходом продукции и исследований прикладного характера — исполнители НИР и ОКР;

— заказчики (основные потребители объектов хозяйственной деятельности);

- изготовители (поставщики) объектов хозяйственной деятельности.

Проведение патентных исследований и представление их результатов предусматривают в договорной документации на выполнение работ.

Необходимость привлечения сторонних организаций к проведению патентных исследований определяет исполнитель работы. Участие сторонних организаций в проведении патентных исследований или их выполнение сторонними организациями оформляют договором (контрактом).

Необходимость проведения патентных исследований при выполнении составных частей работ или при разработке комплектующих изделий, материалов, технологии, осуществляемых по единому исходному техническому документу (техническому, тактико-техническому заданию), определяет головной исполнитель работы, оформляя проведение патентных исследований.

Основа патентных исследований - информационный поиск. Современными средствами доступа к мировым информационным ресурсам являются компьютерные сети, в частности Интернет. Патентные документы в настоящее время, кроме традиционного вида - на бумажных носителях, представлены в виде электронных баз данных ЕПВ, ВОИС, USA, Dе, и др. Кроме этого, Национальный центр интеллектуальной собственности и РНТБ имеют базу данных на СD-RОМ дисках и DVD- RОМ дисках, специализированный поисковый интерфейс МIМОЗА. При этом в 21

Национальном центре интеллектуальной собственности на основе поисковой базы данных СLОВАL РАТ и РАJ в формате «первая страница» сформированы поисковые системы для оценки релевантности документов в ускоренном режиме (до 10 документов в секунду). Кроме этого, предусмотрена возможность соединения с сервером ЕSР@СENЕТ для доступа к полнотекстовым документам.

Основные составляющие патентных исследований:

1. Исследование технического уровня и тенденций развития объектов техники.

П. Оценка патентоспособности новых технических решений.

III. Проверка патентной чистоты объектов техники.

IY.Анализ конкурентоспособности объектов техники.

Этапы проведения патентных исследований.

1. Разработка программы (регламента) исследований;

2. Поиск и отбор патентной и научно-технической информации;

3. Анализ результатов исследований.

Цели патентного поиска определяются задачами использования патентной информации на конкретной стадии создания, освоения и реализации новой техники или продукции. При планировании тематики патентный поиск проводится для того, чтобы выяснить, решалась ли поставленная техническая задача ранее, какие решения защищены патентами, какие фирмы работают в данной области техники, каковы перспективы разработки темы. Поиск проводится также с целью технико-экономического анализа изобретений при прогнозировании тенденций развития техники.

Патентная чистота объекта - это понятие, неразрывно связанное с существованием патента, предоставляющего его владельцу исключительное право на использование изобретения. Объекты - машины, приборы, оборудование, инструменты, материалы, технологические процессы и другие, которые не попадают под действие патентов в данной стране, обладают на территории этой страны патентной чистотой.

Если хотя бы на один элемент продукции действует патент, то вся продукция в целом не удовлетворяет требованиям патентной чистоты.

Одной из важнейших частей патентного исследования является поиск патентной информации, т.е. отбор соответствующих заданию патентных документов.

Различают три вида патентного поиска:

-тематический,

- именной

-нумерационный.

Отчѐт о патентных исследованиях должен содержать:

- титульный лист;

- список исполнителей;

- содержание; 22

- перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц, терминов;

- общие данные об объекте исследования;

- основную (аналитическую) часть;

- заключение;

- приложения.