Развитие русской музыки во второй половине XIX в.
Живопись В. И. Сурикова
Вершиной развития исторического жанра является творчество Василия Ивановича Сурикова,создавшего летопись настоящего и прошлого Руси. Его выдающееся значение в русской живописи определили исторические полотна: «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Берёзове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887), «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» (1899), «Степан Разин» (1906).
«Яне мыслю себе действия одной исторической личности без народа. Главная моя задача — вытащить народ на улицу», — говорил художник. Именно народу, его мужеству и храбрости посвятил Суриков картину «Покорение Сибири Ермаком».
Хмурый осенний день. Низко нависло свинцово-серое небо. На мутных и холодных волнах Иртыша в ожесточенной битве встретился казацкий отряд Ермака с полчищем хана Кучума. Казаки решительно устремляются к обрывистому берегу. Они спокойны и уверены в себе. В воинстве же Кучума царят смятение и паника. Он вынужден медленно отступать, беспорядочно отстреливаясь. Свистят стрелы, натянуты луки, все окутано пороховым дымом. Кучум с берега наблюдает за сражением.
В гуще казаков под стягами знамен стоит Ермак. Сурово и спокойно смотрит он в сторону противника. Жестом левой руки он увлекает в бой казаков. Рядом с ним его первый помощник есаул Иван Кольцо, готовый в любое мгновение обрушиться на врага. И вот уже дрогнуло кучумовское войско. Побросав оружие, многие спасаются бегством. Мольбы шаманов на берегу не могут изменить исход сражения. Битва еще в самом разгаре, но успехи казаков очевидны. Изобразив на картине не более сотни людей, Суриков сумел передать ожесточенность битвы небольшого казачьего войска с бесчисленной ордой. Столкновение «двух стихий» мастерски передано художником.
Картина поражает богатством палитры. Преобладающие в ней серовато-коричневые тона со свинцовыми отливами сочетаются с золотисто-желтым и малиновым цветами в одеждах воинов. Во всем, даже в мельчайших деталях, художник стремился быть максимально точным. Долго и внимательно он изучал вооружение ханского войска, причудливые узоры национальных одежд народов Сибири. Более трехсот этюдов было выполнено художником в процессе работы над картиной. Увидев ее на передвижной выставке, В. В. Стасов сказал:
«Это настоящая русская, оригинальная, самостоятельная, ниоткуда не заимствованная историческая национальная живопись».
(П. И. Чайковский)
Всего 53 года вместила жизнь выдающегося русского композитора Петра Ильича Чайковского (1840—1893),а в обширном списке созданных им произведений мы найдем десять опер, три балета, шесть симфоний, девять программных симфонических произведений, концерты, сюиты, квартеты, музыку к драматическим спектаклям, более ста романсов и множество других сочинений. Чайковскому принадлежат слова:
«Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых; она является к тем, которые призывают ее». Развивая музыкальные традиции западноевропейских романтиков, испытав влияние Венской классической школы и русских композиторов «Могучей
кучки», Чайковский сумел обрести свой неповторимый и оригинальный стиль, определивший его о бое, выдающееся место в истории мировой музыкальной культуры. Невозможно осветить все страницы творческой биографии, а потому обратимся лишь к некоторым из них.
В области симфонической музыки Чайковский разработал жанр программной симфонической поэмы («фантазии», или «увертюры-фантазии», по определению самого композитора) и «классической» симфонии в четырех частях. Программами для симфонических «фантазий» служили литературные произведения Данте («Франческа да Римини», 1876), Шекспира («Ромео и Джульетта», 1869; «Буря», 1873; «Гамлет», 1888) и Байрона («Манфред», 1885). В каждой из них легко угадывался литературный источник, чувствовалось стремление композитора как можно точнее воссоздать в музыке суть художественных образов.
Из шести созданных симфоний особой популярностью пользуются Четвертая (1877), Пятая (1888) и Шестая (1893), которые одновременно несут в себе трагическое начало и светлый оптимизм.
«Музыкальная исповедь души», по словам композитора, «изливается посредством звуков... подобно тому, как лирический поэт высказывается стихами. Разница только та, что музыка имеет несравненно более могущественные средства и более тонкий язык для выражения тысячи различных моментов душевного настроения...»
Трагическое одиночество человека с горячим и трепетным сердцем, его разлад с окружающей действительностью пронизывают музыкальную ткань этих симфонических произведений. В то же время в них переданы устремленность героя к светлой мечте, гармонии и идеалу, торжество человека над жизненными обстоятельствами и превратностями судьбы. В симфониях Чайковского особенно ощутимо философское осмысление сущности бытия, проблем жизни и смерти, счастья и красоты.
Одно из главных мест в творчестве Чайковского занимает музыка к операм. Долог и мучителен был поиск собственных путей в создании лирико-психологической музыкальной драмы. Лучшие оперные произведения композитора — «Евгений Онегин» (1878) и «Пиковая дама» (1890).
В опере «Евгений Онегин»Чайковский сосредоточил главное внимание на изображении душевных переживаний героев. В сцене письма Татьяны удивительно точно и тонко отражены душевное смятение героини, ее чувство зарождающейся любви к Онегину. Неподдельно искренни и эмоциональны переживания Ленского в ариозо (сольный музыкальный номер в опере, обычно меньше арии) «Я люблю Вас, Ольга!» и в знаменитых ариях «Куда, куда вы удалились?» и «Что день грядущий мне готовит?».
Темы судьбы, беспощадной к человеку, злой и коварной Графини, безудержной страсти Германна к картам и его искренней любви к Лизе мастерски разработаны Чайковским в опере «Пиковая дама».В музыке блестяще переданы идея губительной власти денег, лживая атмосфера высшего света, способного сломить даже незаурядного человека. В заключительном ариозо Германна «Что наша жизнь? Игра!» звучит мотив справедливого возмездия за бесчестный поступок и недостойное поведение.
Сказочно-романтическим светом озарена балетная музыка Чайковского, в которой он выступил не только как блестящий реформатор, но и как первооткрыватель. Если раньше в балетных спектаклях основное внимание уделялось хореографическому мастерству и виртуозности танцовщиков, то теперь музыка начинает играть важнейшую роль в организации драматургического действия. В балете впервые были использованы закономерности симфонической музыки. Музыкальные образы «Лебединого озера»(1876) развивались в соответствии с принципами оперного и симфонического искусства. Музыка к «Лебединому озеру» была просто замечательна. Музыкальный критик Г. А. Ларош писал:
«По музыке «Лебединое озеро» — лучший балет, который я когда-нибудь слышал... Мелодии одна другой пластичнее, певучее и увлекательнее, льются как из рога изобилия; ритм вальса, преобладающий между танцевальными номерами, воплощен в таких разнообразных грациозных и подкупающих рисунках, что никогда мелодическое изобретение даровитого и многостороннего композитора не выдерживало более блистательного испытания»
В 1889г. Чайковский создает музыку к балету «Спящая красавица»по мотивам сказки французского писателя Ш. Перро. Спустя несколько лет он пишет музыку к двухактному балету-феерии «Щелкунчик» (1892). В созданном фантастическом мире автор воплотил вечные проблемы борьбы Добра и Зла, веру в победу светлых идеалов Радости и Любви. Формы аллегории оказались наиболее подходящими для воплощения художественного замысла композитора. В ночь веселого рождественского праздника зажигается елка, оживает мир детских игрушек, в зимнем заснеженном лесу совершаются необыкновенные чудеса. В плавном вальсе искрятся и кружатся легкие снежинки, наполняя все ярким светом гармонии, покоя и красоты.
Работая над музыкой к балетным спектаклям, Чайковский произнесет однажды знаменательные слова: «Балет — та же симфония». Они и станут его главным открытием в создании балетной музыки.
Вершиной творчества Чайковского стали фортепианные пьесы «Детский альбом» и «Времена года» (1876). Цикл пьес «Времена года» свидетельствует об удивительном музыкально-живописном таланте композитора, сумевшего создать картины родной русской природы.
Большую художественную ценность представляют романсы Чайковского. Их отличают искренность лирического чувства, интонации русской народной песни и бытового романса. Давно стали шедеврами его проникновенные произведения в этом жанре: «День ли царит» на слова А. Н. Апухтина, «То было раннею весной...», «Благословляю вас, леса...» и «Средь шумного бала» на слова А. К. Толстого. Хорошо известны и вариации русских народных песен «Кабы знала я, кабы ведала», «Я ли в поле да не травушка была». Многие из этих маленьких поэм, драматических монологов и лирических миниатюр исполнялись лучшими певцами в крупнейших концертных залах мира.
Традиции П. И. Чайковского в музыке в дальнейшем успешно развивали А. К. Глазунов (1865—1936), С. И. Танеев (1856—1915), Н. Г. Рубинштейн (1835—1881) и С. В. Рахманинов (1873—1943).
Вопросы для самоконтроля
1. Какие социальные проблемы затрагивал в живописи О.Домье?
2. Что такое литография?
3. Каковы характерные особенности произведений исторической живописи?
4. Что отличает произведения художников-передвижников: Репина, Сурикова, Васнецова, Ге и других?
5. В чем значение В.Сурикова как мастера исторического жанра?
6. Как в картине «Покорение Сибири Ермаком» удалось художнику передать важный момент в русской истории?
7. В чем заключается неповторимый и оригинальный стиль музыки Чайковского?
8. Как в произведениях Чайковского передана «исповедь души» человека?
9. Какие темы затрагивал Чайковский в симфонических произведениях?
10.В каких музыкальных жанрах проявился талант Чайковского