В зависимости от характера исследования
В зависимости от методологии социологического исследования
В зависимости от количества используемых методов сбора информации
В зависимости от «актуальности» метода сбора информации
В зависимости от этапа исследования
В зависимости от поставленной цели
Теоретические – это исследования, заключающиеся в разработке новых теоретических подходов в изучении социальных проблем, выявлении тенденций развития социальных систем, анализе общих противоречий;
Эмпирические – это исследования, ориентированные на решение практических проблем, регулирование отношений и процессов, выходят на дачу рекомендаций.
Методы определения выборочной совокупности (вероятностная, фокусированная).
Методы сбора информации (опрос, наблюдение, анализ документов и т.д.)
Методы анализа, которые включают в себя сравнительный метод, типологизацию, классификацию и т.д.
Основные – методы, наиболее часто используемые исследователями (опрос, наблюдение, анализ документов и т.д.)
Неосновные – методы, достаточно редко используемые исследователями (изучение бюджета времени, социометрия, эксперимент, игровые методы и т.д.)
Единичные – используется один основной метод (опрос, наблюдение, анализ документов и т.д.).
Комплексные – используется система методов (кейс-стади, биографический метод, этнографическое исследование, история семьи и т.д.)
Количественные – формализованные методы, оперирующие преимущественно с числовыми характеристиками изучаемых совокупностей, которые пригодны для статистического анализа.
Качественные – неформализованные методы, ориентированные на углубленное понимание социального явления (глубинные интервью, биографический метод, кейс-стади и т.д.)
Разовые (точечные) – это исследования, показывающие статику изучаемого явления или процесса. Дают возможность получить информацию о состоянии объекта на текущий момент.
Повторные – это исследования, показывающие динамику изучаемого явления или процесса. Дают возможность получить информацию о состоянии объекта через определенный промежуток времени. Длительность временного интервала между первоначальной и повторной стадиями исследования самая различная, ибо общественные процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличностью.
Повторные исследования могут быть:
- панельными – изучение одного и того же объекта через заданный промежуток времени по единой программе и методике. Акцент делается на внешние изменения: политическом строе, правительственном курсе, доминирующих ценностях и т.д. Например, как меняются ценности молодежи разных поколений (молодежь 70-х, молодежь 80-х, молодежь 90-х и т.д.);
- лонгитюдными – изучение одной и той же совокупности людей в течение ряда лет по единым или близким проблемам. Акцент делается на динамику внутренних факторов при относительном постоянстве, равенстве внешних. Например, как меняются ценности поколения в течение жизни (ценности школьников начального звена, ценности школьников среднего звена, ценности старшеклассников и т.д.);
- трендовыми – представляют собой повторные исследования без сохранения выборочной совокупности;
- мониторинговыми – представляют собой повторные исследования общественного мнения по актуальным проблемам.