Изменение мировосприятия в эпоху барокко


Барокко

Художественная культура Нового времени

 

Студент должен
знать/понимать:

 

- стили и направления в искусстве Нового времени;

- особенности мировосприятия в эпоху барокко;

- архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Бернини);

- архитектурные ансамбли Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф Б. Растрелли);

- живопись П.Рубенса, Рембрандта, Н.Пуссена, К.Брюллова, Ф.Гойи, О.Кипренского, О.Домье, И.Репина, В.Сурикова;

- памятники архитектуры в стиле классицизма и ампира (Версаль, Петербург);

- музыку В.Моцарта («Дон Жуан»), Л. ван Бетховена («Лунная соната», «Героическая симфония»), Р.Вагнера(«Летучий голландец»), М.Глинки, П.Чайковского

 

уметь:

- объяснять смысл названия эпохи «Новое время»;

- определять историческое значение и художественную ценность произведений художественной культуры Нового времени;

- определять многообразие и взаимовлияние стилей и направлений;

- устанавливать принадлежность памятников культуры к определенному стилю и направлению;

- сопоставлять, сравнивать произведения разных стилей и направлений (барокко, классицизм, романтизм, реализм);

- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

- анализировать изучаемые произведения эпохи Нового времени

- высказывать и обосновывать собственную точку зрения

- пользоваться разными источниками информации при подготовке докладов и сообщений

 

 

План

1. Изменение мировосприятия в эпоху барокко

2. Архитектурные ансамбли Рима

3. Архитектурные ансамбли Петербурга и его окрестностей

4. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса.

5. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи

6. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди)

7. Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).

 

 

Пред красотой и зданья, и фасада

Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.

В орнаменте витом увидишь тут и там

Победоносный шлем и вазы фимиам,

Колонны, капитель, пилястры и аркады

Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды.

Амуры, вензеля, вплетенные тайком,

И головы ягнят, увитые шнурком,

И статую найдешь в великолепной нише,

В узорах и резьбе карниз под самой крышей...

 

Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт XVII в. Жорж де Сюдери. Обилие пышных декоратив­ных украшений, подчеркнутая театральность, искажение классиче­ских пропорций, оптический обман, преобладание сложных криво­линейных форм действительно создавали особый, неповторимый облик архитектурных сооружений барокко. Желание удивить, вос­хитить и даже ошеломить зрителя становилось главной задачей ар­хитекторов.

Казалось, что новый архитектурный стиль стремился лишь пересмотреть и разрушить существовавшие ранее нормы и каноны.

Самые значительные перемены коснулись оформления фасадов зданий. На смену согласованности и пропорциональности приходят диссонанс и асимметрия. Глядя на фасад, перестаешь понимать, где же находится стена — главная опора здания. Плоские пилястры усту­пают место колоннам и полуколоннам. Установленные на высокие пьедесталы, они то собираются в группы, образуя пучки, то «разбега­ются» вдоль фасада, вознося к небу замершие в беспокойном движе­нии статуи на балюстраде крыши. Размеры порталов, дверей и окон стали превышать всякие разумные границы. Фронтоны и наличники приобрели богатые украшения в виде причудливых завитков, картушей, гирлянд из листьев, трав и человеческих фигур. От спокойной ясности Ренессанса, казалось, не осталось и следа.

Для барокко характерна сложность не только архитектурной пластики, но и пространственных построений. Если в Ренессан­се планы помещений имеют четкую геометрическую форму - круг, квадрат, в крайнем случае прямоугольник, то излюбленная форма барокко - овал, дающий некото­рую неопределенность общей форме пространственного объема. Но это еще сравнительно простая и четкая форма; часто конфи­гурация плана очерчена прихотливыми изгибами линий, выпук­лостями и вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчиненных объемов... В архитектуре барокко возобладали неумеренная декоратив­ность, тяжеловесная роскошь. Причудливые формы, обилие скульптуры, использование насыщенного цвета и позолоты должны были усиливать выразительность архитектуры, про­изводить впечатление богатства и парадности».

В разных странах Европы становление и расцвет барокко в архи­тектуре имели свои характерные особенности. В Италии новый стиль заявил о себе уже в конце XVI — начале XVII в. В Бельгии, Австрии и на юге Германии — в XVIII в., а в России — ближе к сере­дине XVIII в. Голландия, страны Скандинавии, Северная Германия остались равнодушны к пышному барокко. Во Франции барокко присутствовало во внутреннем убранстве архитектурных сооруже­ний. В Англии этот стиль проявился в смешанной форме («обароченный классицизм»). В Испании и Португалии мавританский и го­тический стили удивительным образом сочетались с барокко.

Архитектура барокко всегда вызывала крайне противоречи­вые суждения — от резко негативных в эпоху классицизма до вос­торженных в наше время. Но какими бы ни были эти оценки, не­сомненно, эпоха барокко оставила немало замечательных памят­ников.