Изменение мировосприятия в эпоху барокко
Барокко
Художественная культура Нового времени
Студент должен
знать/понимать:
- стили и направления в искусстве Нового времени;
- особенности мировосприятия в эпоху барокко;
- архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Бернини);
- архитектурные ансамбли Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф Б. Растрелли);
- живопись П.Рубенса, Рембрандта, Н.Пуссена, К.Брюллова, Ф.Гойи, О.Кипренского, О.Домье, И.Репина, В.Сурикова;
- памятники архитектуры в стиле классицизма и ампира (Версаль, Петербург);
- музыку В.Моцарта («Дон Жуан»), Л. ван Бетховена («Лунная соната», «Героическая симфония»), Р.Вагнера(«Летучий голландец»), М.Глинки, П.Чайковского
уметь:
- объяснять смысл названия эпохи «Новое время»;
- определять историческое значение и художественную ценность произведений художественной культуры Нового времени;
- определять многообразие и взаимовлияние стилей и направлений;
- устанавливать принадлежность памятников культуры к определенному стилю и направлению;
- сопоставлять, сравнивать произведения разных стилей и направлений (барокко, классицизм, романтизм, реализм);
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- анализировать изучаемые произведения эпохи Нового времени
- высказывать и обосновывать собственную точку зрения
- пользоваться разными источниками информации при подготовке докладов и сообщений
План
1. Изменение мировосприятия в эпоху барокко
2. Архитектурные ансамбли Рима
3. Архитектурные ансамбли Петербурга и его окрестностей
4. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса.
5. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи
6. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди)
7. Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).
Пред красотой и зданья, и фасада
Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.
В орнаменте витом увидишь тут и там
Победоносный шлем и вазы фимиам,
Колонны, капитель, пилястры и аркады
Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды.
Амуры, вензеля, вплетенные тайком,
И головы ягнят, увитые шнурком,
И статую найдешь в великолепной нише,
В узорах и резьбе карниз под самой крышей...
Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт XVII в. Жорж де Сюдери. Обилие пышных декоративных украшений, подчеркнутая театральность, искажение классических пропорций, оптический обман, преобладание сложных криволинейных форм действительно создавали особый, неповторимый облик архитектурных сооружений барокко. Желание удивить, восхитить и даже ошеломить зрителя становилось главной задачей архитекторов.
Казалось, что новый архитектурный стиль стремился лишь пересмотреть и разрушить существовавшие ранее нормы и каноны.
Самые значительные перемены коснулись оформления фасадов зданий. На смену согласованности и пропорциональности приходят диссонанс и асимметрия. Глядя на фасад, перестаешь понимать, где же находится стена — главная опора здания. Плоские пилястры уступают место колоннам и полуколоннам. Установленные на высокие пьедесталы, они то собираются в группы, образуя пучки, то «разбегаются» вдоль фасада, вознося к небу замершие в беспокойном движении статуи на балюстраде крыши. Размеры порталов, дверей и окон стали превышать всякие разумные границы. Фронтоны и наличники приобрели богатые украшения в виде причудливых завитков, картушей, гирлянд из листьев, трав и человеческих фигур. От спокойной ясности Ренессанса, казалось, не осталось и следа.
Для барокко характерна сложность не только архитектурной пластики, но и пространственных построений. Если в Ренессансе планы помещений имеют четкую геометрическую форму - круг, квадрат, в крайнем случае прямоугольник, то излюбленная форма барокко - овал, дающий некоторую неопределенность общей форме пространственного объема. Но это еще сравнительно простая и четкая форма; часто конфигурация плана очерчена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями и вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчиненных объемов... В архитектуре барокко возобладали неумеренная декоративность, тяжеловесная роскошь. Причудливые формы, обилие скульптуры, использование насыщенного цвета и позолоты должны были усиливать выразительность архитектуры, производить впечатление богатства и парадности».
В разных странах Европы становление и расцвет барокко в архитектуре имели свои характерные особенности. В Италии новый стиль заявил о себе уже в конце XVI — начале XVII в. В Бельгии, Австрии и на юге Германии — в XVIII в., а в России — ближе к середине XVIII в. Голландия, страны Скандинавии, Северная Германия остались равнодушны к пышному барокко. Во Франции барокко присутствовало во внутреннем убранстве архитектурных сооружений. В Англии этот стиль проявился в смешанной форме («обароченный классицизм»). В Испании и Португалии мавританский и готический стили удивительным образом сочетались с барокко.
Архитектура барокко всегда вызывала крайне противоречивые суждения — от резко негативных в эпоху классицизма до восторженных в наше время. Но какими бы ни были эти оценки, несомненно, эпоха барокко оставила немало замечательных памятников.