Вопрос. Культура Нового времени


На большей части Европы в XVII в. Господствует форма общественных отношений, которая характеризуется сложением и торжеством абсолютизма во Франции, Испании, странах Центральной Европы и в Скандинавии. XVII столетие называют веком абсолютизма. Благодаря ранним буржуазным революциям в Нидерландах и Англии складываются капиталистические отношения, определившие идеологию и культурную жизнь континента. Расцвет мануфактурного способа производства, созревание внутри феодального общества капитализма, ускоряющийся упадок цеховой системы и развитие наемного труда, обезземеливание крестьянства, формирование крупных капиталов в результате первоначального накопления и бурных вспышек колониальной экспансии.

Возникновение в XVII веке первых английских и голландских поселений в Северной Америке, французских – в Канаде. Освоение англичанами и французами Вест-Индии. Борьба голландцев и англичан с Испанской империей на океанских просторах. Временное господство голландцев в Бразилии, проникновение в Австралию, Новую Зеландию, Тасманию, основывают поселения буров в Южной Африке. Создание голландской колониальной державы – знаменательное историческое событие – рождение империи нового типа. Буржуазные отношения крепнут в Англии, Голландии, Франции. Окончание религиозных войн во Франции в XVI веке, торжество французского абсолютизма в XVII веке, отход буржуазии от союза с народными массами, объединение с дворянскими кругами. Феодализация в Испании, Италии. Активизация консервативных и реакционных кругов с целью повернуть историю вспять (контрреформация). 30-летняя война, в которую оказались втянуты все западноевропейские страны. Мечты Оливареса (Испания) о создании мировой Католической державы. Планы Валленштейна в Германии об установлении общенационального германского государства “сверху”, методами насилия. Таким образом, в европейском общественном сознании и укладе жизни причудливо и противоречиво сочетались как прогрессивные тенденции, так и отжившие, связанные с феодально-католической реакцией.

Наука XVII века. Напряженные условия развития науки и философии: глубокие корни религиозного фанатизма, суеверие, грубость нравов, поддержка суеверий церковью, поощрение охоты за “колдунами” и “ведьмами”. Ведущая область науки – математика. Создание экспериментальной физики: Галилей (наблюдение за движением маятника), Торричелли (изучение безвоздушного пространства и создание барометра), Декарт (объяснение происхождения радуги и формирование закона преломления света), Паскаль (работы, посвященные проблеме пустоты и атмосферному давлению), Ньютон (законы тяготения). Переворот в механике благодаря работам Галилея, посвященным скорости и инерции. Возникновение экспериментальной химии, благодаря работам Бойля. Установление законов кровообращения в результате анатомических опытов

Гарвея, развитых затем Мальпиги – новый этап в медицине и физиологии. Становление экспериментальной биологии – исследования Ф. Реди. В юриспруденции – развитие теории “естественного права”, направленного на критику феодального строя и связанного с попыткой разрешить проблему государства на сугубо светских началах, исходя из рационалистических умозаключений, а не из теологических выводов. Укрепление национальных государств, рост значения международных отношений и, как итог, - прогресс в области международного права. Развитие Кампанеллой, Кеплером и Галилеем открытий, осуществленных ранее Коперником в области астрономии и космологии. Телескоп и микроскоп Галилея: демонстрация бесконечности Вселенной (а не статичности, замкнутости со всех сторон мироздания) и одновременно единства и всеобщей взаимосвязи в её строении. (Центра Вселенной, как выяснилось, не существует.)

Эксперимент – основа научного познания с его конечной целью выведения объективных и точных закономерностей. Обусловленность этого качественного скачка ростом капиталистических отношений. Идеи Ф. Бэкона в “Новом органоне”: опыт – главный источник знания. Метод изучения действительности – индукция. Р. Декарт в “Рассуждении о методе”: разум человека является главным орудием познания мира. Он выдвинул механистическую картину мира, а в познании – метод синтеза, дедукции, сомнения.

Взаимодействие общества и государства принимает форму договора, а идея единения под влиянием сильной власти монарха становится господствующей. Это обосновывает в книге “Левиафан” Т. Гоббс. Он считал, что “вражде всех против всех” можно противопоставить только силу власти государя, который в своем лице представит объединённую мощь единого государства. Голландский философ Б. Спиноза развил учение Т. Гоббса, полагая высшей формой власти не монархию, а демократическое правление, и выдвигал право человека на свободу, понимаемую как осознанную необходимость. Но это было уже начало другой стадии общественного развития.

Художественные стили XVII века. XVII век – век барокко, существующего параллельно со стилем классицизма. Принцип контраста – основа искусства барокко, т.е. является отражением контрастов и дисгармонии самой общественной жизни. Трезвый и острый человеческий разум как противопоставление разочарованию в человеческой природе, её слабости и несовершенству. Всё искусство барокко – противопоставление реальному миру мира иллюзорного. Оборотная сторона безудержной декоративной фантастики барокко – острый разум, трезвый математический расчет. Принципы динамики и движения – одни из главных принципов барокко, движения, основанного на дисгармонии, проистекающей из борьбы эгоистических интересов. Преобладающее положение искусства барокко в феодально-абсолютистских государствах, где существовало сильное воздействие католической реакции. Но барокко – не порождение католической реакции.

Архитектура барокко: огромный, масштабный размах построек, преувеличенный монументализм форм, сложность пространственных решений архитектуры, преобладание в планах криволинейных очертаний, окна обрамляются наличниками разнообразных форм, ниши украшаются статуями. Общее впечатление бурного движения и богатства мотивов дополняется скульптурой, росписями, лепниной, отделкой разнообразными материалами – мрамором, бронзой. Дворцово-парковые комплексы отличаются исключительным мастерством использования сложного рельефа местности, водных каскадов в сочетании с архитектурой малых форм – павильонами, оградами, скульптурными группами, фонтанами.

На первый план выдвигаются музыкально-театральные жанры (опера). Идейно-образное содержание барокко – отражение пафоса бурной эпохи, творческой мощи народа. Барокко – кризис гуманистической эстетики Ренессанса. Отказ его теоретиков от главного принципа Возрождения – представления о гармоническом устройстве Вселенной. Попытки барокко раскрыть противоречия общественной жизни в сложной системе художественных образов.

Классицизм. Барокко не захватывает собой науку, менее определённо выражено в политической мысли, в быту. Классицизму подвластны зодчество, изобразительные искусства, музыка, прикладные, садово-парковые искусства. Классицизм – художественный метод, стиль, эстетическая теория, характерные для европейской культуры в период расцвета абсолютизма (XVII – XVIII в.в.). Программа классицизма: выдвижение в качестве образцов художественных произведений античности с наполнением старых форм новым идейным содержанием – воспевание общенациональных интересов, внимание к психологии человека. Рационалистический характер эстетики классицизма: отвлечённая типизация образов, строгая регламентация жанров, обращение искусства к разуму, а не к чувствам, стремление подчинить творческий процесс канонам. Италия – родина Ренессанса, Франция – родина классицизма, классическая страна абсолютизма, в культуре которой сочетались интересы дворянства и буржуазии. Ведущее положение не живописи (как во времена Ренессанса), а художественной литературы, затем театра и архитектуры, а затем лишь – живописи. Поиски классицистами гармонии личного и общественного, но на путях подчинения индивида абстрактному, государственному принципу (заговор Фронды во Франции в 1648-1653 г.г. как попытка воспротивиться централизации власти, его жестокое подавление Ришелье и Мазарини). С другой стороны, они ставят проблему социализации личности, воспитания человека. Творцами истории являются великие личности (короли, полководцы и др.), которые изображались возвышенно, поэтично.

Театральное действие должно развиваться в рамках 24 часов, изображаемый характер – не изменяться в условиях единства времени и места. В трагедии нет места низменному и комичному. Превращение классицизма в эпоху Наполеона в стиль Ампир.

Лувр, Версальский дворец, Собор Инвалидов – шедевры французского классицизма. Н. Пуссен, К. Лоррен – классицизм в живописи.

Культура эпохи Просвещения. Глубокие изменения в культуре Европы XVIII века связаны с зарождением и установлением буржуазных экономических отношений. Секуляризация общественного сознания как освобождение от религиозного давления, распространение идеалов протестантизма, бурное развитие естествознания. Главным предметом изучения человека становится природа. Эта эпоха может быть названа также “золотым веком утопии”, изучения оптимальной формы бытия человека.

XVIII век – век “разума”, век философов, социологов, экономистов. Расцвет материалистической философии деятелей французского и английского просвещения. Образование в Германии школы классической немецкой идеалистической философии. Создание основ политической экономии как научной дисциплины. Появление трудов Ломоносова и Лавуазье, закладывающих основы химии как современной науки, создание новых машин, подготавливающих переход к индустриальному веку. Широкое распространение французского языка, расширение круга образованных лиц, более широкое представление о единстве культуры общества.

Эстетическая мысль Просвещения – составная часть той идеологии, которая сложилась в ходе освободительного движения буржуазии XVII - XVIII в.в. Неприемлемость насильственных методов для уничтожения “неразумных” общественных порядков в воззрениях просветителей: они полагали, что преобразование общества должно быть осуществлено путем распространения передовых идей, посредством борьбы с невежеством, обскурантизмом, религиозным дурманом, средневековой псевдонаукой, с антигуманной феодальной моралью, с искусством, которое отвечало прежде всего верхушке феодально-абсолютистского государства. Идейная подготовка революции просветителями. Результат утверждения капитализма: “царство разума” оказалось идеализированным царством буржуазии, естественное равенство – формальное равенство граждан перед законом, а существенным из прав человека стала частная собственность. Их убеждение – на основе частной собственности возможно обретение гармоничного сочетания личных и общественных интересов. Вывод просветителями этой гармонии не из системы экономических отношений, а из нравственных побуждений “естественного человека”, т.е. индивидуализированного буржуа или “гражданина”, поступающегося личными интересами ради общего блага. Опора просветителей на политическое и нравственное сознание “гражданина”, а не на того человека, реально сложившегося при капитализме. “Гражданин” просветителей – абстракция.

Надежды просветителей на воспитание. Попытка путем морально-политического и эстетического воспитания достичь преобразования общества на принципах разума и справедливости, четко осознавая, что существуют противоречия между частными и общественными интересами, между личностью и обществом. Надежда просветителей на разрешения этих противоречий через эстетическое воспитание, способное якобы смягчить враждебный эгоизм людей. Тесная связь эстетических теорий Просвещения с традициями Возрождения, а на раннем этапе и классицизма. Лейтмотив эстетических концепций Просвещения – защита искусства высокого гражданского пафоса, защита принципов реализма и гуманизма.

Английское Просвещение. Англия – родина материализма нового времени. Борьба буржуазии под маской Библии в английской революции XVII в. Пуританизм – идеологическое знамя, под которым английская буржуазия сражалась с дворянством. Задачи английских просветителей – укрепить компромисс, получивший своё выражение в “славной революции”. Отсюда их консерватизм, склонность более к компромиссу, чем к радикальным действиям. Признание английского буржуа на путях экономической деятельности, отсюда реалистичность и трезвость английских просветителей в оценке имущественных отношений, малая склонность к политическому идеализму. Англия – родина политической экономии. Ранее появление, чем в других странах, реалистического романа и литературного течения – сентиментализма.

Особенности эстетики: исход из реального человека; антипуританская направленность (по мнению пуритан, театр отвлекает от молитвы, порождает лень и разврат); рассмотрение искусства как путеводителя к подлинной нравственности. Эти идеи содержатся в трудах Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка, Адисона, Попа, Фейдальса, Шефтсбери, Хатчесона, Мандевиля, Юма, Смита, Берка, Хоума, Хогарта.

Французское просвещение. XVIII в. – расцвет феодально-абсолютистской культуры. Вольтер (1694-1778): разум и наука (его девиз). Его политический идеал – “просвещенная монархия”. Попытка воплощения нового содержания в классицистской форме (Расин и Корнель для него авторитеты): “Кандид” воспитание хорошего вкуса – это лишь часть более широкой проблемы воспитательного значения искусства, которое он рассматривает как средство учить добродетели. Надежды Вольтера на театр.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) – идеолог плебейских слоев третьего сословия. Его социальный идеал – республика, свобода, равенство (не только политическое, но и имущественное). Руссо – глава литературного направления сентиментализма: культ чувств, эмоциональное начало, апология задушевности, простоты, естественности. В центре его эстетики - вопрос взаимоотношения между искусством и нравственностью. (Египет погиб, потому что в нем получили развитие философия и изящные искусства; падение Греции – падение нравов под влиянием искусства и др.) Резкое осуждение искусств. Отрицательное прежде всего к искусству аристократического классицизма, изображающего королей, полководцев. Представители простого народа находили место только в комедиях в качестве объекта осмеяния. Отрицательное отношение Руссо к искусству рококо за изысканность, но лишенность глубоких нравственных идеалов и чувств. Предложение Руссо брать в качестве художественного отображения простого человека, трудолюбивого, отличающегося нравственностью, требуя простоты, ясности изображения.

Огромная заслуга Руссо в борьбе за всестороннюю демократизацию искусства, за его приближение к народу, беспощадная критика слабых сторон искусства господствующего класса. Идеал Руссо – это народные зрелища, проникнутые духом патриотизма. Значение эстетических взглядов Ж. Руссо на Л.Н. Толстого. Эстетические трактаты Монтескье, Дидро, Гельвеция, Мерсье, Д’Аламбера.

Немецкое просвещение. Германские просветители: материалисты Георг Бюхнер, Людвиг Фейербах; идеалисты: Фихте, Гегель; рационалисты: Баумгартен, Мендельсон; иррационалисты: Шопенгауэр и др.; революционные демократы якобинского толка: Георг Форстер и др.; открытые консерваторы (поздний Шеллинг).

Александр Баумгартен (1714-1762 г.г.) – основатель немецкой эстетики: делит ее на “теоретическую” и “практическую”. Высшая задача художника – подражание природе.

Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781 г.г.) заложил основы буржуазной драмы в немецкой литературе. Стоял за плебейские методы разрушения феодальных отношений, был первым немецким писателем и теоретиком искусства, который поставил вопрос о народности искусства. Разработка принципов реализма в теоретическом исследовании Лессинга “Лаокоон или о границах живописи и поэзии” (1766 г.) – целая эпоха в развитии немецкой классической эстетики. Постановка Лессингом вопроса о создании нового театра, требуя его демократизации. Основным героем драмы должен быть средний человек (в чем Лессинг соглашается с принципами Дидро). Высоко ценит Шекспира, резко критикует представителей классицизма (вынесение ими жизненных конфликтов за пределы непосредственного изображения).

Литературное движение “Буря и натиск” – немецкий вариант английской “литературы чувств” (Томсон, Юнг, Стерн) и руссоизма: выдвижение культа гениальной личности, восставание против всякой дисциплины, космополитизму просветителей противопоставляют национальную самобытность. Это крайне пестрое, противоречивое идеологическое явление, к которому примыкали молодые Гете, Шиллер, Гартман, Иоганн Георг, Гердер, Форстер.

Культура Англии XVIII в. Политический строй в Англии: тори и виги, парламент – палата лордов и палата общин. Внешняя политика Англии – работорговля. Промышленный переворот во второй половине XVIII в. Изобретение в 1733 г. механиком Кэйвом летучего челнока, в 1756 г. Джеймсом Харгривсом самопрялки, в 1783 г. Томасом Беллом машины, снабженной медными цилиндрами, которая проводила раскрашивание тканей и заменяла труд ста рабочих, паровой машины в 1784 г. Джеймсом Уаттом.Война в Англии 1755 г. с Североамериканскими колониями, приведшая к образования Соединенных Штатов Америки (1776 г.); подписание в 1783 г. в Версале мирного договора, важнейшей частью которого было признание Англией независимости своих бывших колоний.

Исаак Ньютон (1643-1727 г.г.): закон всемирного тяготения и открытие дифференциального исчисления. Развитие буржуазной экономической науки: Адам Смит (1723-1790 г.г.) “Исследование о природе и причинах Богатства народов” (1776 г.). Разделение труда по А. Смиту – основная причина развития производства и экономического прогресса. Впервые разграничил потребительскую и меновую стоимости. Выступления против ограничений предпринимательской деятельности.

Английская литература XVIII в.: Д. Дефо (1660-1731 г.г.) роман “Приключения Робинзона Крузо” (1719 г.); Д. Свифт (1667-1745 г.г.) “Путешествие Гулливера” – сатирическое изображение политического и социального строя современной ему Англии.

Высшие достижения английской живописи XVIII в. в жанре портрета, имевшего прочные традиции, идущие от Гольбейна. Знаменитый английский юмор.

Уильям Хогарт (1697-1764 г.г.) – автор поучительных комедий, разделял их на акты, запечатлевая каждый акт в живописи. Гравюры Хогарта – сатирическое изображение отрицательных сторон современной жизни: “История шлюхи” (или “Карьера проститутки” 1732 г.), “История распутника” (или “Карьера мота” 1735 г.). Жанр портрета: “Девушка с креветками”, групповые или разговорные портреты: “Семья Вудз Роджерс” (1792 г.) и др., портреты близких людей. 1768 г. – открытие национальной художественной школы - Королевской академии искусств.

Джошуа Рейнолдс (1723-1792 г.г.) – первый президент академии, сторонник классицистской эстетики, видный политический деятель. По заказу Екатерины II – “Младенец Геркулес, удушающий змей”.Длинная галерея портретов: 150 портретов в год.

Томас Гейнсборо (1727-1788 г.г) – второй после Рейнолдса великий портретист XVIII в. Рейнолдс и Гейнсборо как две стороны просветительской эстетики: рациональной и эмоциональной. Черты Гейнсборо – тонкое чувство природы, музыкальность, отсутствие аллегорий: “Портрет Сары Сиддонс” (1783-1785 г.г.). Огромное значение пейзажей в портретах. Роль голубых тонов – “Мальчик в голубом”. Любовь к сельской природе.

 

Культура Франции XVIII в. Упадок аболитистско-феодальной системы. Деятельность просветителей, их борьба против сословного неравенства, решительное утверждение в искусстве светского, а затем и гражданского начал, достоинства личности, интерес к анализу переживаний, душевности – сущность реализма XVIII столетия.

Важное место портрета, бытового жанра, натюрморта, в которых полнее развертывались реалистические тенденции художественной практики. Становление живописи, скульптуры и прикладного искусства в виде элементов изящного декоративного убранства частных особняков с их небольшими интимными интерьерами. Стиль рококо, отмеченный печатью декаданса: он был кокетлив, жеманен, часто эротичен; хрупкость и причудливость орнаментальных форм сочетались с изысканностью нежных блеклых красок. Лирические достоинства рококо – обогащение уловленной в жизни интимной поэзии чувств. История искусств XVIII в. – это история борьбы художественных направлений, финалом которой было торжество революционного классицизма Луи Давида.

Несколько этапов в развитии французского искусства XVIII в. Пестрота в первые два десятилетия: рядом с традициями академизма развивались декоративные принципы рококо, еще не сложившиеся в систему. Яркое явление – творчество Антуана Ватто. Следующий период 1730-1740 г.г. – продолжение развития реализма с переходом борьбы в более активную фазу: проповедь нравственного достоинства людей в творчестве Жан Батиста Греза, чувствительности, сентиментальности противостоит фривольность и опустошенность рококо. С 70-х годов XVIII в. начался новый этап, когда классицизм постепенно становится ведущим направлением не только в архитектуре, но и в живописи, скульптуре.

Антуан Ватто (1684-1721 г.г.), в его работах важное место занимают галантные празднества, светские “ассамблеи”, театрализованные маскарады. Звание академика в 1717 г. за большую картину “Паломничество на остров Киферу”. Графика Ватто: рисовал в три цвета, пользуясь карандашом, сангиной и мелом. Последняя картина Ватто “Вывеска для антикварной лавки Жерсена” (1721 г.).

Особенности французского рококо в 1730-1740-е г.г. – живописный и скульптурный декор интерьеров отеля Субиз в Париже (архитектор Бофран, скульпторы – Адан, Лемуан, живописцы – Буше, Натуар, Тремольер, Ванлоо, декораторы – Мейссонье, Оппенор, мебельщик - Жак Каффнери).

Перемещение строительства в города в XVIII в. Проблема создания городского дома – особняка (отеля). Отход архитекторов от строгих требований логической ясности рационализма, подчиненности частного целому (классицизм). Творчество Роберта де Кота (1665-1735 г.г.) – парижские особняки (отель де Тулуз, отель д’Эстро) характерны облегченными архитектурными формами, свободным развитием декора. Ослабление абсолютизма, отъезд дворянства из Версаля в Париж. Строительство в предместьях Парижа Сен-Жермен и Сен-Оноре роскошных особняков с обширными садами, большое внимание удобству жизни. Творчество архитектора Жак Анжа Габриеля (1698-1782 г.г.) – формирование нового этапа классицизма, решительный поворот к античности, отказ от декоративных украшений. Выдвижение принципа утилитарности. Творчество Жермена Суфло (1713-1780 г.г.) – Пантеон.

Отражение в стиле рококо не только лишь реакционного и бесперспективного порождения упадочного класса, но и своеобразного преломления и некоторых прогрессивных черт эпохи. Отсюда - требование более свободной планировки, более естественного и живого развития внутреннего пространства, легкость архитектурных масс и декора, что противостояло тяжеловесной помпезности оформления интерьеров в эпоху абсолютизма.

Франсуа Буше (1703-1770 г.г.) считал себя последователем Ватто, писал станковые картины, связанные с принципами рокайяльной (рококо) декорации интерьера, является создателем французского пасторального жанра, изображающего галантных пастухов и жеманных пастушек, чувственные эпизоды античной мифологии: “Уснувшая пастушка”, “Купание Дианы”. Слащавость пасторалей Буше – искусство “приятного”, оно хотело нравиться, но не тревожить.

Жан Батист Шарден (1699-1779 г.г.) – живописец третьего сословия, популярность его “Прачек”, “Кухарок”: тонкая эмоциональность, мягкая задушевность. Связь бытового жанра с натюрмортом.

Морис Кантен де Латур (1704-1788 г.г.): интеллектуальность его портретов, аналитическая тонкость (портрет д’Аламбера, Вольтера). Обогащение техники пастели, отличавшейся нежностью, бархатистой фактурой, чистотой цвета, пластической силой.

Развитие реализма в середине столетия, обострение противоречий в искусстве, активность художественной критики.

Жан Батист Грёз (1725-1805 г.г.) – типичный мастер классицизма: “Отец семейства, читающий Библию”, “Деревенская невеста”. Грёз – живописей третьего сословия.

Оноре Фрагонар (1732-1806 г.г.), гедонизм его искусства, поэзия наслаждения: “Похищение рубашки Амуром”, “Купающиеся наяды”. Соединение экспрессии с изысканным декоративизмом.

Этьенн Морис Фальконе (1716-1791 г.г.) – создатель “Медного всадника”. Исполнение аллегорических композиций и декоративных скульптур для маркизы Помпадур и дворянских особняков Бельвю, Креси: “Флора”, “Грозящий амур”, “Купальщица”. Интимность рококо, грациозное изящество пропорций, лёгкость скользящих движений. 1757 г.: Фальконе - художественный руководитель Севрской фарфоровой мануфактуры.

Жан Антуан Гудон (1741-1828 г.г.) – крупнейший мастер реалистической портретной скульптуры второй половины XVIII в., скульптор революционной эпохи. Неприятие искусства рококо. “Экорше” 1767 г. –изображение мужественной фигуры без кожи с открытыми мускулами: по этому изображению выполненному 26-летним учеником, впоследствии учились многие поколения скульпторов. Интерес Гудона к изображению передовых людей своего времени, людей воли и энергии. Важнейшая сторона его портретов – выразительность взгляда. В зрачок он вставлял кусочек мрамора, блестевший и придававший взгляду особую экспрессивность.

Культура Германии. Господствующее направление – барокко. Стремление каждого немецкого феодала иметь свой маленький Версаль. Создатель немецкой барочной архитектуры Бальтазар Нейман (1687-1753 г.г) –вюрцбургская резиденция. Музыкальная культура XVIII в.: Бах и Гендель – вершины музыки XVIII в. Синтезирующее значение творчества Баха при споре на лучшее достижение других творческих школ, близость его музыки демократической линии, связанной с поэзией и музыкой протестантского хорала, с его народно-песенной основой, единство образной системы Баха в светских и духовных сочинениях. Образ Христа для него – не каноническое понимание, а идеал возвышенной и живой человечности. Разум – одна из сильнейших сторон личности Баха. Достижение классической зрелости в его творчестве фуги, импровизационных форм, сюита, старая соната, концерт; в вокальной музыке – хор, арии, речитативы.

Оперное творчество Генделя, Глюка, симфонии Гайдна (104). Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791 г.г.): многогранность творчества. Оперы: “Свадьба Фигаро”, “Дон Жуан”, “Волшебная флейта”, “Реквием”.