Проблемы славянского этногенеза


Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение которой затруднено из-за отсутствия достоверных и полных письменных свидетельств об ареале их расселения, хозяйственной жизни, быте и нравах. Первые достаточно скудные сведения содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов.

Римские историки Плиний Старший и Тацит (I в. н. э.) сообщают о венедах, обитавших между германскими и сарматскими племенами. При этом Тацит отмечает воинственность и жестокость венедов, которые уничтожали пленных. Многие современные историки видят в венедах древних славян, еще сохранявших свое этническое единство и занимавших территорию приблизительно нынешней Юго-Восточной Польши.

Византийские авторы VI в. были более внимательны к славянам, поскольку те, окрепнув к этому времени, начали угрожать безопасности Византийской империи. Византийский автор Иордан возводит современных ему славян – венедов, склавинов и антов – к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения. Разделение это происходило в VI-VIII вв. В это время относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и «давлением» других племен, так и из-за взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (угро-финны, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы). Важно учесть, что в формировании трех ветвей славянства – восточной, западной и южной – участвовали представители всех групп, зафиксированных Иорданом.

Другую важную группу источников по истории славян составляют древнерусские источники. Данные о восточнославянских племенах мы находим в «Повести временных лет» монаха Нестора (начало XII в.). Нестор пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. Согласно библейской легенде их появление на Дунае Нестор связывал с «вавилонским столпотворением», приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их «рассеиванию» по всему миру. Приход славян с Дуная на Днепр он объяснял нападением на них воинственных соседей – «волохов», вытеснивших славян с прародины.

Второй путь продвижения славян в Восточную Европу проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень. Эта версия подтверждается данными археологии и лингвистики.

В связи с этим возникает второй важный вопрос нашей темы – Расселение восточных славян к VIII в.(Рис. 1).

 

Рис. 1. Славяне и их соседи в VII –VIII в.

Нестор в «Повести временных лет» говорит о следующих восточнославянских племенных союзах:

● ПОЛЯНЕ. Поселились в Среднем Поднепровье «в полях» и потому так и были прозваны;

● ДРЕВЛЯНЕ. Жили от полян к северо-западу в лесах;

● СЕВЕРЯНЕ. Обитали к востоку и северо-востоку от полян по рекам Десна, Сула и Северский Донец;

● ДРЕГОВИЧИ. Поселились между Припятью и Западной Двиной;

● ПОЛОЧАНЕ. Поселились в бассейне р. Полоты (приток Западной Двины);

● КРИВИЧИ. Жили в верховьях Волги и Днепра;

●РАДИМИЧИ и ВЯТИЧИ. По летописи, произошли от рода «ляхов» (т.е. поляков) и были приведены, скорее всего, своими старейшинами – Радимом, который «пришел и сел» на реке Соже (это приток Днепра), и Вятко – на реке Оке;

●ИЛЬМЕНСКИЕ СЛОВЕНЕ обитали на севере, а именно в бассейне оз. Ильмень и р. Волхов;

● БУЖАНЕ, или ДУЛЕБЫ (с X в. они назывались ВОЛЫНЯНАМИ) поселились в верховьях р. Буг;

● БЕЛЫЕ ХОРВАТЫ. Поселились в Прикарпатье;

● УЛИЧИ. Расселились между реками Южный Буг и Днестр;

● и наконец – ТИВЕРЦЫ. Заняли территорию между реками Днестр и Прут.

Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором в «Повести временных лет».