Требования к знаниям
Десятибалльная шкала оценки учебной деятельности учащихся
Оценка знаний
Достижения учащихся по знаниевому компоненту оцениваются в соответствии с общепринятыми критериями по 10-балльной шкале. Для этого выделяется пять уровней усвоения учебного материала (таблица 16).
Первый уровень (низкий) - действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения).
Второй уровень (удовлетворительный) - действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне памяти.
Третий уровень (средний) - действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне «понимания»; описание и анализ действий с объектами изучения.
Четвертый уровень (достаточный) - действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; объяснение сущности объектов изучения; выполнение действий с четко обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи.
Пятый уровень (высокий) - действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения.
Каждый уровень включает по две градации, соответствующие качественные характеристики.
Таблица 14
Уровни | Баллы | Показатели оценки |
Первый уровень | Отсутствие результатов учебной деятельности. | |
Узнавание отдельных объектов изучения программного материала, предъявленных в готовом виде. | ||
Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде. | ||
Второй уровень (удовлетворительный) | Воспроизведение части программного учебного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление объектов изучения), осуществление умственных действий по образцу. | |
Воспроизведение большей части программного учебного материала по памяти (описание объектов изучения с указанием общих и отличительных внешних признаков без их объяснения), осуществление умственных действий по образцу. | ||
Третий уровень (средний) | Осознанное воспроизведение значительной части программного учебного материала (описание объектов изучения с указанием общих и отличительных существенных признаков без их объяснения), осуществление умственных действий по известным правилам или образцу. | |
Осознанное воспроизведение в полном объеме программного учебного материала (описание объектов изучения с элементами объяснения, раскрывающими структурные связи и отношения), применение знаний в знакомой ситуации по образцу путем выполнения устных заданий. | ||
Четвертый уровень (достаточный) | Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение объектов изучения, выявление и обоснование закономерных связей, приведение примеров из практики, выполнение заданий по образцу). | |
Владение и оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, подтверждение аргументами и фактами, формулирование выводов, самостоятельное выполнение задания). | ||
Пятый уровень (высокий) | Оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение учебного материала как на основе известных правил, так и поиск нового знания, способа решения учебных задач, выдвижение предположений и гипотез, наличие действий и операций творческого характера при выполнении заданий). | |
Свободное оперирование программным учебным материалом, применение знаний в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению объектов изучения, формулированию правил, построению алгоритмов для выполнения задания, выполнение творческих заданий). |