Тема: ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ В ЭИС
1) Виды угроз безопасности ЭИС.
2) Принципы создания базовой системы защиты информации.
3) Методы и средства защиты информации.
4) Основные виды защиты, используемые в АИТ банковской деятельности.
Наряду с интенсивным развитием вычислительных средств и систем передачи информации все более актуальной становится проблема обеспечения ее безопасности. Меры безопасности направлены на предотвращение несанкционированного получения информации, физического уничтожения или модификации защищаемой информации.
Под угрозой безопасности информации понимается действие или событие, которое может привести к разрушению, искажению или несанкционированному использованию информационных ресурсов, включая хранимую, передаваемую и обрабатываемую информацию, а также программные и аппаратные средства.
Угрозы принято делить на случайные, или непреднамеренные, и умышленные. Источником первых могут быть ошибки в программном обеспечении, выходы из строя аппаратных средств, неправильные действия пользователей или администрации и т.д. Умышленные угрозы, в отличии от случайных, преследуют цель нанесения ущерба пользователям АИТ и, в свою очередь, подразделяются на активные и пассивные.
Пассивные угрозы, как правило, направлены на несанкционированное использование информационных ресурсов, не оказывая при этом влияния на ее функционирование. Пассивной угрозой является, например, попытка получения информации, циркулирующей в каналах, посредством их прослушивания.
Активные угрозы имеют целью нарушение нормального процесса функционирования посредством целенаправленного воздействия на аппаратные, программные и информационные ресурсы. К активным угрозам относятся, например, разрушение или радиоэлектронное подавление линий связи, вывод из строя ПЭВМ или ее операционной системы, искажение сведений в базах данных или в системной информации в компьютерных технологиях и т.д. Источниками активных угроз могут быть непосредственные действия злоумышленников, программные вирусы и т.п.
К основным угрозам безопасности информации относят:
1) Раскрытие конфиденциальной информации – несанкционированный доступ к базам данных, прослушивание каналов и т.п. В любом случае получение информации, являющейся достоянием некоторого лица (группы лиц) другими лицами, наносит ее владельцам существенный ущерб.
2) Компрометация информации реализуется посредством внесения несанкционированных изменений в базы данных, в результате чего ее потребитель вынужден либо отказаться от нее, либо предпринимать дополнительные усилия для выявления изменений и восстановления истинных сведений. В случае использования скомпрометированной информации потребитель подвергается опасности принятия неверных решений со всеми вытекающими отсюда последствиями.
3) Несанкционированное использование информационных ресурсов, с одной стороны является средством раскрытия или компрометации информации, а с другой – имеет самостоятельное значение, поскольку, даже не касаясь пользовательской или системной информации, может нанести определенный ущерб абонентам и администрации. Этот ущерб может варьироваться в весьма широких пределах – от сокращения поступления финансовых средств до полного выхода АИТ из строя.
4) Ошибочное использование информационных ресурсов может привести к разрушению, раскрытию или компрометации указанных ресурсов. Данная угроза чаще всего является следствием ошибок, имеющихся в программном обеспечении АИТ.
5) Несанкционированный обмен информацией может привести к получению одним из них сведений, доступ к которым ему запрещен, что по своим последствиям равносильно раскрытию содержания банковской информации.
6) Отказ от информации состоит в непризнании получателем или отправителем этой информации фактов ее получения или отправки. В условиях банковской деятельности это, в частности, позволяет одной из сторон расторгать заключенные финансовые соглашения «техническим» путем, формально не отказываясь от них и нанося тем самым второй стороне значительный ущерб.
7) Отказ в обслуживании представляет собой весьма существенную и распространенную угрозу, источником которой является сама АИТ. Подобный отказ особенно опасен в ситуациях, когда задержка с предоставлением ресурсов абоненту может привести к тяжелым для него последствиям. Так, отсутствие у пользователя данных, необходимых для принятия решения, в течении периода времени, когда это решение еще возможно эффективно реализовать, может стать причиной его нерациональных или даже антимонопольных действий.
Наиболее распространенными путями несанкционированного доступа к информации, сформулированными на основе анализа зарубежной печати, являются:
· перехват электронных излучений;
· принудительное электромагнитное облучение (подсветка) линий связи;
· применение подслушивающих устройств;
· дистанционное фотографирование;
· перехват акустических излучений и восстановление текста принтера;
· хищение носителей информации и документальных отходов;
· чтение остаточной информации в памяти системы после выполнения санкционированных запросов;
· копирование носителей информации с преодолением мер защиты;
· маскировка под зарегистрированного пользователя;
· мистификация (маскировка под запросы системы);
· использование программных ловушек;
· использование недостатков языков программирования и операционных систем;
· включение в библиотеки программ специальных блоков типа «Троянский конь»;
· незаконное подключение к аппаратуре и линиям связи;
· злоумышленный вывод из строя механизмов защиты;
· внедрение и использование компьютерных вирусов.
При разработке АИТ возникает проблема по решению вопросов безопасности информации, составляющей коммерческую тайну, а также безопасности самих компьютерных информационных систем.
Современные АИТ обладают следующими основными признаками:
· наличием информации различной степени конфиденциальности;
· необходимостью криптографической защиты информации различной степени конфиденциальности при передаче данных;
· иерархичностью полномочий субъектов доступа и программ к АРМ, файл-серверам, каналам связи и информации системы;
· организацией обработки информации в диалоговом режиме, в режиме разделения времени между пользователями и в режиме реального времени;
· обязательным управлением потоками информации как в локальных сетях, так и при передаче по каналам связи на далекие расстояния;
· необходимостью регистрации и учета попыток несанкционированного доступа, событий в системе и документов, выводимых на печать;
· обязательным обеспечением целостности программного обеспечения и информации в АИТ;
· наличием средств восстановления системы защиты информации;
· обязательным учетом магнитных носителей;
· наличием физической охраны средств вычислительной техники и магнитных носителей.
Организационные мероприятия и процедуры, используемые для решения проблемы безопасности информации, решаются на всех этапах проектирования и в процессе эксплуатации АИТ.
Существенное значение при проектировании придается предпроектному обследованию объекта. На этой стадии выполняются следующие действия:
· устанавливается наличие секретной (конфиденциальной) информации в разрабатываемой АИТ и оценивается уровень конфиденциальности;
· определяются режимы обработки информации, состав комплекса технических средств, общесистемные программные средства и т.д.;
· анализируется возможность использования имеющихся на рынке сертифицированных средств защиты информации;
· определяется степень участия персонала, функциональных служб, специалистов и вспомогательных работников объекта автоматизации в обработке информации, характер взаимодействия между собой и со службой безопасности;
· определяются мероприятия по обеспечению режима секретности на стадии обработки.
Создание базовой системы защиты информации в АИТ основывается на следующих принципах:
· Комплексный подход к построению системы защиты при ведущей роли организационных мероприятий, означающий оптимальное сочетание программных аппаратных средств и организационных мер защиты и подтвержденный практикой создания отечественных и зарубежных систем защиты.
· Разделение и минимизация полномочий по доступу к обрабатываемой информации и процедурам обработки, т.е. предоставление пользователям минимума строго определенных полномочий, достаточных для успешного выполнения ими своих служебных обязанностей, с точки зрения автоматизированной обработки доступной им конфиденциальной информации.
· Полнота контроля и регистрации попыток несанкционированного доступа, т.е. необходимость точного установления идентичности каждого пользователя и протоколирования его действий для проведения возможного расследования, а также невозможность совершения любой операции обработки информации в АИТ без ее предварительной регистрации.
· Обеспечение надежности системы защиты, т.е. невозможность снижения уровня надежности при возникновении в системе сбоев, отказов, преднамеренных действий нарушителя или непреднамеренных ошибок пользователей и обслуживающего персонала.
· Обеспечение контроля за функционированием системы защиты, т.е. создание средств и методов контроля работоспособности механизмов защиты.
· «Прозрачность» системы защиты информации для общего и прикладного программного обеспечения и пользователей АИТ.
· Экономическая целесообразность использования системы защиты, т.е. стоимость разработки и эксплуатации систем защиты информации должна быть меньше стоимости возможного ущерба, наносимого объекту в случае разработки и эксплуатации АИТ без системы защиты информации.
Методы и средства обеспечения безопасности информации (на примере банковской системы)
| |||
Препятствие – метод физического преграждения пути злоумышленнику к защищаемой информации (к аппаратуре, носителям информации и т.д.).
Управление доступом – метод защиты информации регулированием использования всех ресурсов компьютерной информационной системы банковской деятельности (элементов баз данных, программных и технических средств). Управление доступом включает следующие функции защиты:
· идентификацию пользователей, персонала и ресурсов системы (присвоение каждому объекту персонального идентификатора);
· опознание объекта или субъекта по предъявленному им идентификатору;
· проверку полномочий (проверка соответствия дня недели, времени суток, запрашиваемых ресурсов и процедур установленному регламенту);
· разрешение и создание условий работы в пределах установленного регламента;
· регистрацию (протоколирование) обращений к защищаемым ресурсам;
· реагирование (сигнализация, отключение, задержка работ, отказ в запросе) при попытках несанкционированных действий.
Маскировка – метод защиты информации путем ее криптографического закрытия. Этот метод защиты широко применяется за рубежом как при обработке, так и при хранении информации, в том числе на дискетах. При передаче информации по каналам связи большой протяженности этот метод является единственно надежным.
Регламентация – метод защиты информации, создающий такие условия автоматизированной обработки, хранения и передачи защищаемой информации, при которых возможности несанкционированного доступа к ней сводились бы к минимуму.
Принуждение – такой метод защиты, при котором пользователи и персонал системы вынуждены соблюдать правила обработки, передачи и использования защищаемой информации под угрозой материальной, административной или уголовной ответственности.
Побуждение – такой метод защиты, который побуждает пользователя и персонал системы не разрушать установленные порядки за счет сложившихся моральных и этических норм (как регламентированных, так и неписаных).
Средства, с помощью которых реализуются рассмотренные методы:
Технические средства реализуются в виде электрических, электромеханических и электронных устройств. Вся совокупность технических средств делится на аппаратные и физические. Под аппаратными техническими средствами принято понимать устройства, встраиваемые непосредственно в вычислительную технику или устройства, которые сопрягаются с подобной аппаратурой по стандартному интерфейсу.
Физические средства реализуются в виде автономных устройств и систем. Например, замки на дверях, где размещена аппаратура, решетки на окнах, электронно-механическое оборудование охранной сигнализации.
Программные средства представляют из себя программное обеспечение, специально предназначенное для выполнения функций защиты информации.
Организационные средства защиты представляют собой организационно-технические и организационно-правовые мероприятия, осуществляемые в процессе создания и эксплуатации вычислительной техники и аппаратуры телекоммуникаций для обеспечения защиты информации.
Морально-этические средства защиты реализуются в виде всевозможных норм, которые сложились традиционно или складываются по мере распространения вычислительной техники и средств связи в обществе.
Законодательные средства защиты определяются законодательными актами страны, которыми регламентируются правила пользования, обработки и передачи информации ограниченного доступа и устанавливаются меры ответственности за нарушение этих правил.
Все перечисленные средства защиты разделены на формальные (выполняющие защитные функции строго по заранее предусмотренной процедуре без непосредственного участия человека) и неформальные (определяющиеся целенаправленной деятельностью человека либо регламентирующие эту деятельность).
Тема: Базы данных
1. Базы данных. Понятие и классификация.
2. Виды моделей данных.
3. Понятие информационного объекта. Нормализация отношений. Типы связей информационных объектов.
4. Построение инфологической модели.
Цель любой ИС – обработка данных об объектах реального мира. В широком смысле слова БД – это совокупность сведений о конкретных объектах реального мира в какой-либо предметной области.
Под предметной областьюпринято понимать часть реального мира, подлежащего изучению для организации управления и, в конечном счете, автоматизации. Например, предприятие, ВУЗ и т.д.
Создавая БД, пользователь стремится упорядочить информацию по различным признакам и быстро извлекать выборку с произвольным сочетанием признаков. Сделать это возможно только в том случае, если данные структурированы.
Структурирование – это введение соглашений о способах представления данных.
Неструктурированными называют данные, записанные, например, в текстовом файле.
Пример неструктурированных данных:
Личное дело № 16493, Сергеев Петр Михайлович, дата рождения 1 января 1976 г.; л/д № 16593, Петрова Анна Владимировна, дата рожд. 15 марта 1975 г.; № личн. дела 16693, д.р. 14.04.76, Анохин Андрей Борисович.
Из примера видно, что очень сложно организовать поиск необходимых данных, хранящихся в неструктурированном виде, а упорядочить подобную информацию практически не представляется реальным.
Чтобы автоматизировать поиск и систематизировать эти данные, необходимо выработать определенные соглашения о способах представления данных. Например, дату рождения нужно записывать одинаково для каждого студента, она должна иметь одинаковую длину и занимать определенное место среди остальной информации. Эти же замечания справедливы и для остальных данных (номер личного дела, фамилия, имя, отчество).
После проведения несложной структуризации данной информации, она будет иметь следующий вид:
№ личного дела | Фамилия | Имя | Отчество | Дата рождения |
Сергеев Петрова Анохин | Петр Анна Андрей | Михайлович Владимировна Борисович | 01.01.76 15.03.75 14.04.76 |
База данных (БД) – это поименованная совокупность структурированных данных, относящихся к определенной предметной области.
Система управления базами данных (СУБД) – это комплекс программных и языковых средств, необходимых для создания баз данных, поддержания их в актуальном состоянии и организации поиска в них необходимой информации.
Классификация БД
1) По технологии обработки данных:
Централизованная БД – хранится в памяти одной вычислительной системы. Если эта вычислительная система является компонентом сети ЭВМ, возможен распределенный доступ к такой базе. Такой способ использования баз данных часто применяют в локальных сетях ПК.
Распределенная БД состоит из нескольких возможно пересекающихся или даже дублирующих друг друга частей, хранимых в различных ЭВМ вычислительной сети. Работа с такой базой осуществляется с помощью системы управления распределенной базой данных (СУРБМ).
2) По способу доступа к данным:
БД с локальным доступом.
БД с удаленным (сетевым) доступом.
Системы централизованных БД с сетевым доступом предполагают различные архитектуры подобных систем:
- файл-сервер;
- клиент-сервер.
Файл-сервер. Архитектура систем БД с сетевым доступом предполагает выделение одной из машин сети в качестве центральной (сервер файлов). На такой машине хранится совместно используемая централизованная база данных. Все другие машины сети выполняют функции рабочих станций, с помощью которых поддерживается доступ пользовательской системы к централизованной БД. Файлы БД в соответствии с пользовательскими запросами передаются на рабочие станции, где в основном и производится обработка. При большой интенсивности доступа к одним и тем же данным производительность ИС падает, поэтому пользователи могут создавать на своих рабочих станциях локальные БД, которые используются ими монопольно.
Схема обработки информации в БД по принципу файл-сервер.
Передача файлов БД для обработки