Лекция 14. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ
Порядок исчисления и уплаты налога
Сумма земельного налога определяется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (ст. 396 НК РФ).
Организации и индивидуальные предприниматели исчисляют налог самостоятельно.
Для физических лиц налог исчисляют налоговые органы и выписывают налоговое уведомление.
В случае уплаты в течение года авансовых платежей сумма, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между налогом, исчисленным за год, и авансовыми платежами.
Налог уплачивается в бюджет по месту нахождения земельных участков.
По истечении налогового периода организации и индивидуальные предприниматели представляют в налоговые органы налоговую декларацию не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим отчетным периодом (ст. 398 НК РФ).
Земельный налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет в порядке и в сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами Москвы и Санкт-Петербурга).
Однако сроки уплаты налога в бюджет не могут быть установлены ранее срока представления налоговой декларации.
Рассматриваемые вопросы:
упрощенная система налогообложения (усн); единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).
Специальный налоговый режим– особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ, и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.
К специальным налоговым режимам относятся:
· система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1);
· упрощенная система налогообложения (гл. 26.2);
· система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3);
· система налогообложения при выполнения соглашений о разделе продукции (гл. 26.4).
Упрощенная система налогообложения (УСН)
УСН – специальный налоговый режим, предназначенный для малого бизнеса, первоначально регулировался Федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 г. № 122-ФЗ.
На упрощенную систему налогообложения учета и отчетности добровольно (т. е. по собственному выбору) имели право перейти индивидуальные предприниматели и организации с предельной численностью работников (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек, независимо от вида осуществляемой ими деятельности.
На основании указанного закона субъектами РФ разрабатывались собственные законы, которыми определялись: объект налогообложения (валовая выручка или совокупный доход); конкретные ставки в установленных пределах; пропорции распределения сумм налога между региональным и местными бюджетами.
С 1 января 2003 г. вступила в силу глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ.
Порядок применения упрощенной системы налогообложения (УСН) с 1 января 2003 г. регулируется на федеральном уровне.
В гл. 26.2 НК РФ установлено, что переход к УСН или возврат плательщиков к общему режиму осуществляется в добровольном порядке.
Применение УСН предусматривает замену уплаты отдельных налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период (см. табл. 3).
Таблица 3